ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-169/18 от 07.08.2018 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №12-169/18

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 07 августа 2018 года

Судья Октябрьского районного суда города Иваново Вьюгин И.В.,

с участием представителя привлекаемого лица В.Н. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера <данные изъяты>В. на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Когута В.Е. № 004643 от 03 июля 2018 года главный инженер <данные изъяты>В. за нарушение п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ст. 21 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившееся в том, что у контейнерной площадки, расположенной между домами № 10 по ул. Октябрьской и № 68 по пер. Пограничному г. Иваново, целостность ограничивающего ее бордюра из металлического проф.листа частично нарушена, озеленение выполнено деревьями справа за площадкой, территория справа захламлена бытовым мусором, расстояние до указанных жилых домов составляет менее 20 метров, т.е. по ст. 6.3 КоАП РФ привлечен к административной ответственности – штрафу в размере 500 рублей.

В жалобе заявитель указанное постановление просит отменить, производство по делу прекратить, поскольку <данные изъяты> осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом и надлежащему содержанию общего имущества МКД по адресу №68 по пер. Пограничному, дом № 10 по ул. Октябрьской не находится в управлении <данные изъяты> и отсутствует в реестре лицензий. Содержание общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственниками помещений в МКД регулируются Правилами содержания общего имущества в МКД, утв. Постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., согласно п.п. «а» п. 1 которого, состав общего имущества определяется собственниками помещений в МКД в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, п.п. «е» ч. 2 и п.п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Контейнерная площадка, указанная в протоколе, расположена за пределами границ земельного участка МКД вышеуказанных домов, расположена в данном месте с момента приемки дома в управление. С июля 2017 года приступил к работе региональный оператор по вывозу ТКО. С началом его работы вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12 июня 2016 года № 1156, в соответствии с п. 13 которого, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО и территорий, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений МКД, несут собственники земельных участков, на котором расположены такие площадки и территории. <данные изъяты> во исполнение требований законодательства заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», в обязанности которого входит оказание услуг по обращению с ТКО. Поскольку контейнерная площадка расположена вне границ придомовой территории дома № 68 по пер. Пограничному, т.е. не входит в состав общего имущества собственников МКД, ответственность за содержание и очистку навала несет собственник земельного участка, на котором она расположена. Данной контейнерной площадкой пользуются и жители других МКД, чьи дома находятся в иной управляющей компании. Вывод, что контейнерная площадка находится на придомовой территории, входящей в состав общего имущества дома № 68 по пер. Пограничному не обоснован и противоречит схеме расположения земельного участка, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета. Ссылка Управления Роспотребнадзора на положения п.6.10 Правил благоустройства г. Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года № 448, возлагающее обязанность на управляющую организацию по оборудованию, содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории, вне зависимости от того, располагается ли контейнерная площадка в границах межевания земельного участка МКД или нет, сделана без надлежащей оценки Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641», обладающего большей юридической силой. В соответствии с п.4 ст.7 Закона о местном самоуправлении, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, указам Президента, Постановлениям Правительства и иным нормативным правовым актам РФ. П.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и ст.21 Ф №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не нарушены, поскольку заявитель не является лицом, ответственным за надлежащее содержание места сбора ТКО. Санитарные нормы устанавливают требования, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и не возлагают на управляющую компанию обязанность по оборудованию и содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории, не входящих в состав общего имущества. Не доказан факт существования обязанности по оборудованию и содержанию контейнерной площадкой, расположенной на территории, не входящей в состав общего имущества.

В судебном заседании представителю лица, привлекаемого к ответственности, права по ст. 25.1 КоАП РФ, состав суда, разъяснены.

Отводов, ходатайств участниками не заявлено.

В судебном заседании представитель заявителя жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, суд рассмотрел дело в его отсутствие. Согласно письменному отзыву (пояснениям) по делу руководитель М. полагал, что при вынесении постановления субъект установлен надлежащим образом; для определения лица, ответственного за надлежащее оборудование и содержание контейнерной площадки необходимо исходить не из того, входит ли она в состав общего имущества, где расположена, а из того- для чего она предназначена. Согласно определению Верховного суда РФ № 309-ЭС15-13978 от 26.02.2016г., образование ТБО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, отсутствие на территории спорных домов соответствующих условий для сбора отходов, не свидетельствует о ненакоплении таковых их жителями. Согласно ст.ст. 39, 158 ЖК РФ, пунктов 11, 28 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества МКД, составной частью которого является сбор и вывоз ТБО. В случае управления МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям. Сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов МКД, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества МКД.Из системного толкования положений ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156, Постановления Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 следует, что «кто осуществляет деятельность, тот и несет ответственность». Согласно приобщенному в материалы дела договору от 01 июля 2017 года, управляющая организация заявила о том, что осуществляет сбор отходов именно на контейнерной площадке, где выявлены нарушения санитарного законодательства. Орган местного самоуправления, администрация города Иваново выступает лишь органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории на территории муниципального образования. Региональный же оператор не обязан содержать контейнерные площадки. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008г. № 641», договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2010 года № 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарном-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что 18 мая 2018 года заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», в связи с обращением гр. Г., дано предписание провести санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, расположенной между домами № 10 по ул. Октябрьской и № 68 по пер. Пограничному в г. Иваново с участием представителей <данные изъяты>

Санитарно-эпидемиологического обследование проведено 28 мая 2018 года. Согласно экспертному заключению от 29 мая 2018 года, контейнерная площадка с прилегающей территорией, расположенная между домами № 10 по ул. Октябрьская и № 68 по пер. Пограничному в г. Иваново не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.п. 8.2.5, поскольку площадка ограничена бордюром с 3 сторон в виде металлического профлиста, целостность которого частично нарушена. Озеленение выполнено частично деревьями справа за площадкой, территория справа от площадки захламлена бытовым мусором. Расстояние от площадки до жилых домов № 10 по ул. Октябрьская и № 68 по пер. Пограничному в городе Иваново составляет менее 20 метров.

Также установлено, что <данные изъяты> с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» заключен договор от 01 июля 2017 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 10 которого и приложению к нему, бремя содержания контейнерных площадок для складирования крупногабаритных отходом и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет собственник земельного участка.

Кроме того, согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2016 года № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Согласно данным положениям, для определения надлежащего субъекта рассматриваемого правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ необходимо определить, находится ли данная контейнерная площадка на придомовой территории и входит ли она в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в том случае, если контейнерная площадка не входит в общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, кто является собственником земельного участка, на котором она расположена.

Поэтому довод Управления Роспотребнадзора о том, что для определения лица, ответственного за надлежащее оборудование и содержание контейнерной площадки, необходимо исходить из того, для чего она предназначена и в зоне деятельности какой из организаций образуются ТКО, а данной ситуации, не основан на нормах действующего законодательства.

Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605).

В силу требований п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 земельный участок, необходимый для эксплуатации жилого здания должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением: детской игровой площадки, спортивной площадки, площадки для отдыха, хозяйственной площадки, гостевой стоянки автотранспорта.

На основании ст. 39 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям подп. "е,ж" п. 2 р. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества наряду с иными объектами входят земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с подп. "б" п. 10 и подп. "ж" п. 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с ответом заместителя главы Администрации города Иваново К от 05 июня 2018 года, указанная контейнерная площадка закреплена как домом 12 и 14 по ул. Октябрьской и д. 68 по пер Пограничному, находящимся в управлении <данные изъяты>», главным инженером которого является В.,, так и за другими домами которые находятся в управлении <данные изъяты> и <данные изъяты> и домом, находящимся в непосредственной форме управления; навал мусора с территории, прилегающей к контейнерной площадке, был вывезен управлением благоустройства Администрации города Иваново в период с 18 мая по 02 июня 2018 года.

Согласно приобщенной к жалобе карте публичной кадастровой палаты Ивановской области, контейнерная площадка не находится в пределах земельного участка, отмежеванного для дома д. 68 по пер Пограничному, и следовательно собственники помещений в данном доме, собственниками земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, не являются. Обратное при рассмотрении дела должностным лицом Роспотребнадзора не установлено и постановлении не отражено.

Т.е. сведений о том, что контейнерная площадка входит в состав общего имущества в многоквартирном доме № 68 по пер. Пограничному в материалах дела нет. В связи с этим вывод в постановлении о том, что именно должностное лицо <данные изъяты>должно нести бремя по ее содержанию, и следовательно является надлежащим субъектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ, материалами дела не подтверждены, выводы об этом представляются не достаточно обоснованными.

Об указанном обращалось внимание В. впояснениях к протоколу, что однако наряду с вышеприведенными положениями Постановления Правительства РФ № 1156от 12 июня 2016 года должностным лицом Роспотребнадзора в обжалуемом постановлении надлежащим образом не оценены в совокупности на предмет определения субъекта правонарушения.

В связи с указанным в обжалуемом постановлении не нашли отражение юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению, оно не является мотивированным с точки зрения доказанности вины В., как сотрудника <данные изъяты>», которое бы являлось субъектом ответственности за санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия на участке расположения спорной контейнерная площадки.

Указанное следует признать существенным нарушением процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне, и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление подлежит отмене.

Поскольку годичный срок давности привлечения не истек, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение для надлежащего установления обстоятельств правонарушения.

Жалобу заявителя следует удовлетворить частично.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу В. удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области К. № 004643 от 03 июля 2018 года в отношении главного инженера <данные изъяты>В. по ст. 6.3 КоАП РФотменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья Вьюгин И.В.