ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-169/18 от 25.09.2018 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

Дело № 12-169/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Надым ЯНАО 25 сентября 2018 года

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Карский Я.Е., с участием

представителя ООО «ЯРГЕО» <данные изъяты>, действующей на основании доверенности <данные изъяты>

рассмотрев жалобу представителя ООО «ЯРГЕО» <данные изъяты> на постановление заместителя начальника отдела Надымское лесничество – заместителя лесничего управления лесных отношений – старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО1 *№ обезличен* от 24 июля 2018 года, в соответствии с которым

юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Яргео», <данные изъяты>

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

установил:

Согласно обжалуемому постановлению, общество с ограниченной ответственностью «Яргео» (далее ООО «Яргео»), используя на основании договора аренды лесного участка *№ обезличен* в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых лесной участок в квартале <данные изъяты> Надымского участкового лесничества Надымского лесничества, в период до 3 июля 2018 года, в месте, где проходит водовод на свайном основании, действуя в нарушение ст. 51, ч. 3 ст. 53 ЛК РФ, пп. 9, 34, 35, 38 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ 30 июня 2007 года № 417, допустило захламление древесными отходами территории арендованного лесного участка, а также примыкающей к нему территории.

Указанные действия ООО «Яргео» заместителем начальника отдела Надымское лесничество – заместителем лесничего управления лесных отношений – старшим государственным лесным инспектором автономного округа – заместителем лесничего в лесничествах автономного округа, старшим государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО1 были квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, о чём он *дата* составил протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого своим постановлением *дата* привлёк общество к административной ответственности, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, представитель ООО «Яргео» <данные изъяты> обратилась с жалобой в суд, в которой считает обжалуемое постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку выявленные на арендуемом участке стволы деревьев с сучьями являются результатом прошлогоднего пожара, их размещение на арендованном обществом участке произошло по причине чрезвычайной ситуации, в связи с чем общество не наделено обязанностью по их устранению. Кроме того, данная древесина является собственностью государства, в отношении которой общество не наделено правом на распоряжение ею.

В судебном заседании представитель ООО «ЯРГЕО» <данные изъяты> поддерживая доводы жалобы и, настаивая на её удовлетворении, дополнила, что о проведении осмотра лесного участка общество уведомлено не было, обществу право присутствия при осмотре представлено не было.

Заслушав ПЕО изучив доводы жалобы <данные изъяты> и приложенные к ней документы, исследовав и оценив материалы по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, при этом согласно ст. 52 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Разрешая дело по существу, судьёй установлено, что рассматриваемые правила пожарной безопасности в лесах поделены на разделы, а именно: I Общие положения, II Общие требования пожарной безопасности в лесах, II (1) Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, III Требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений, IV Требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы, V Требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности, VI Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, VII Требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа, VIII Требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, IX Требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, X Требования к пребыванию граждан в лесах, XI Ответственность за нарушение настоящий правил, при этом в вину общества должностным лицом вменено нарушение пп. 34 и 35 Правил, закрепляющих требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.

Как установлено судьёй, на основании договора аренды лесного участка *дата* ООО «ЯРГЕО» представлен во временное пользование на срок до 1 июля 2029 года лесной участок площадью 3,2870 га, находящийся в Надымском районе Надымское лесничество Надымское участковое лесничество <данные изъяты>, который в силу п. 4 данного договора передан арендатору в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно п. 33 приведённых Правил пожарной безопасности в лесах при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: содержать территории, отведённые под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать её в очищенном от горючих материалов состоянии; полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров); не допускать хранения нефти в открытых ёмкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.); согласовывать с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, порядок и время сжигания нефти при аварийных разливах, если они ликвидируются этим путём.

Как установлено в судебном заседании, на основании планового (рейдового) задания директора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков *дата* (л.д. 3-4), главным специалистом отдела Надымское лесничество управления лесных отношений, государственным лесным инспектором автономного округа в лесничествах автономного округа, государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа <данные изъяты> 3 июля 2018 года в период с 11.00 до 17.50 часов с применением средств фотофиксации проведён осмотр, обследование территории лесного участка лесного участка <данные изъяты> (л.д. 5-69).

Согласно п. 6 акта *№ обезличен* в выделе *№ обезличен* Надымского участкового лесничества Надымского лесничества, где проходит водовод на свайном основании, со стороны примыкающего лесного массива находятся стволы упавших деревьев с сучьями.

Судьёй установлено, что нарушения, вменённые должностным лицом контролирующего органа в вину ООО «ЯРГЕО» были выявлены при осуществлении планового (рейдового) осмотра, проведённого на основании приказа директора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО *дата*, изданного в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой уполномоченным должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий предоставлено право на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоёмов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Несмотря на то, что возбуждение дела об административном правонарушении в отношении ООО «ЯРГЕО» было инициировано не по результатам проведённой в отношении общества проверки, а по результатам проведённого рейдового мероприятия, выявившего наличие признаков состава рассматриваемого правонарушения, судья, с учётом правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 2017 года № 80-АД17-5, приходит к выводу, что это не противоречит требованиям закона, так как обнаружение факта административного правонарушения влечёт осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, должностным лицом в вину общества вменено нарушение пп. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, предусматривающих требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, при этом должностным лицом не принято во внимание, что ООО «ЯРГЕО» использует лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, в связи с чем на общество не распространяются требования, предусмотренные пп. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, вменённые ему в вину, следовательно за их нарушение общество не может нести ответственность, поскольку не является субъектом, обязанным их соблюдать.

Отсутствие у ООО «ЯРГЕО» обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в лесах, выявленных в ходе планового (рейдового) мероприятия, свидетельствует об отсутствии в его действиях в данном случае признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление должностного лица в отношении ООО «ЯРГЕО» подлежит отмене, а дело – прекращению.

Принимая решение, судья не даёт оценки доводам заявителя в части отсутствия у него обязанности на удаление выявленного лесного мусора, поскольку наличие или отсутствие указанной обязанности у общества не влияет на существо принимаемого решения по результатам рассмотрения жалобы.

Поскольку постановление должностного лица подлежит отмене не по доводам заявителя, жалоба представителя ООО «ЯРГЕО» <данные изъяты> подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу представителя ООО «ЯРГЕО» <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя начальника отдела Надымское лесничество – заместителя лесничего управления лесных отношений – старшего государственного лесного инспектора автономного округа – заместителя лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО1 *№ обезличен* в отношении ООО «ЯРГЕО» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении ООО «ЯРГЕО» прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества состава указанного административного правонарушения.

Решение по делу может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи жалобы через Надымский городской суд.

Судья (подпись)

Копия верна: судья Надымского городского суда Я.Е. Карский

Секретарь суда _____________________

Решение не вступило в законную силу: 25 сентября 2018 года.

Подлинник решения хранится в деле № ___________/2017 в отделе Надымское лесничество.