дело № 12-169/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Томск 27 сентября 2018 года
Судья Томского районного суда Томской области Герасимова К.Ю., рассмотрев жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Мален Ти» ( далее - ООО «Мален Ти») юридический адрес: 634021, <...>., ИНН <***>,КПП 701701001, ОГРН <***> Атаманова Е.П. на постановление Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 77/2018 от 26.04.2018 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Мален Ти» ( далее - ООО «Мален Ти») юридический адрес: 634021, <...>., ИНН <***>,КПП 701701001, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 16.12.2013, по договору уступки прав от 20.10.2016 №05/10, заключённого между ООО «Мажор плюс» и ООО «Мален Ти» приняло обязательства по договору аренды частей лесного участка №78/04/08 от 18.12.2008 об использовании лесного участка, расположенного в для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства, заключённого между ООО «Мажор плюс» и Департаментом лесного хозяйства .
Постановлением Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 77/2018 от 26.04.2018 о назначении административного наказания по ст. 8.27 КоАП РФ ООО «Мален Ти» признано виновным в том, что 01.01.2018 на арендованном лесном участке, расположенном в , в нарушение подп. «а» п.4 «Правил лесовосстановления» не обеспечило в 2017 году на арендованных лесных участках выполнение мероприятий по лесовосстановлению: на непокрытых лесом землях (существующий фонд лесовосстановления: погибшие древостой, вырубки, прогалины):искусственное лесовосстановление: 23,1 га; естественное лесовосстановление: 40,2 га., на покрытых лесом землях (лесосеки сплошных рубок предстоящего периода): искусственное лесовосстановление: 7,2 га; естественное лесовосстановление: 5,6 га.
ООО «Мален-Ти»назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО «Мален Ти» Атаманов Е.П., обратился в суд с жалобой, где просит отменить вышеуказанное постановление как незаконное. Указывает на то, что исправления в протоколе об административном правонарушении могли быть осуществлены только путём его возвращения в орган, должностному лицу его составившему и только на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении. Однако в нарушение ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении в отношении ООО «Мален Ти» по ст. 8. 27 КоАП РФ сделан вывод о том, что указанные в протоколе сведения о невыполненных объема лесовосстановления не подтверждаются материалами дела, поэтому подлежат уточнению в редакции, указанной в Постановлении Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 77/2018 от 26.04.2018. Полагал, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в действиях ООО «Мален Ти» события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 27 КоАП РФ.
В судебное заседание директор ООО «Мален Ти», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, суд в соответствии с положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Атаманов Е.П. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебное заседание представители Департамента лесного хозяйства Томской области, не явились о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Кроме того, согласно п.4 Правил лесовосстановления, лесовосстановление на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, обеспечивается арендаторами этих лесных участков.
В силу п. 8 Правил лесовосстановления лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
Исходя из подп. «з» п. 3.4 договора аренды частей лесных участков № 78/04/08 от 18.12.2008, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, а также иные лесохозяйственные работы и уход за лесом на частях лесных участков на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов. Как следует из п.«л» п.3.4. договора аренды частей лесных участков № 78/04/08 от 18.12.2008 арендатор обязан предоставлять в установленном порядке отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении (отчет об использовании лесов, отчет об охране и защите лесов, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении) в лесничество.
Так, в соответствии с проектом освоения лесов (утв. распоряжением Департамента от 07.06.2011 №655, таблица 42, стр.92) арендатор обязан ежегодно осуществлять лесовосстановление: на непокрытых лесом землях (существующий фонд лесовосстановление: погибшие насаждения, вырубки, прогалины): искусственное лесовосстановление: 23,1 га., комбинированное лесовосстановление: 0 га., естественное лесовосстановление: 40,2 га., на покрытых лесом землях (лесосеки сплошных рубок предстоящего периода): искусственное лесовосстановление: 7,2 га., комбинированное лесовосстановление: 22 га., естественное лесовосстановление: 43,2 га. При этом лесовосстановление на участках сплошных рубок предстоящего периода осуществляется в зависимости от объема рубок на лесосеках, подлежащих лесовосстановлению соответствующего вида. В то же время у арендатора имеется обязанность осуществлять лесовосстановление на непокрытых лесом землях, поскольку лесовосстановление на указанных лесных участка не зависит от площади заготовленной древесины.
Вместе с тем, согласно поступившим от ООО «Мален Ти» в лесничество отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении (отчет ВЛ) и об использовании лесов за 2016-2017 г.г., ООО «Мален Ти» в 2017 году выполнило следующие мероприятия по лесовосстановлению: лесовосстановление на непокрытых лесом землях (существующий фонд лесовосстановления: погибшие древостой, вырубки, прогалины): искусственное лесовосстановление: выполнено 0 га., естественное лесовосстановление: выполнено 0 га.; на покрытых лесом землях (лесосеки сплошных рубок предстоящего периода): искусственное лесовосстановление: в 2016 г. арендатором осуществлялась заготовка древесины на лесосеках сплошных рубок предстоящего периода, подлежащих искусственному лесовосстановление на площади 49,9 га. Согласно отчету ВЛ за 2017 г., арендатором в 2017 г. не проводилось искусственное лесовосстановление на лесосеках предстоящего периода; комбинированное лесовосстановление: в 2016 г. арендатором не осуществлялась заготовка древесины на лесосеках сплошных рубок предстоящего периода, подлежащих комбинированному лесовосстановлени. Следовательно, отсутствует обязанность в 2017 г. проводить комбинированное лесовосстановление на лесосеках предстоящего периода; естественное лесовосстановление: осуществляется путем сохранения подроста одновременно с заготовкой древесины. Согласно отчету ВЛ за 2017 г., арендатором в 2017 г. осуществлялась заготовка древесины на лесосеках сплошных рубок предстоящего периода, подлежащих естественному лесовосстановлению на площади 14,4 га. Согласно отчету ВЛ за 2017 г., арендатором в 2017 г. проведено естественное лесовосстановление на лесосеках предстоящего периода на площади 14,3 га. Из указанной площади подлежат исключению лесные участки площадью 5,5га, на которых проектом освоения лесов предусмотрено искусственное лесовосстановление ().
В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Объективную сторону образуют действия или бездействия, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил лесовосстановления.
Выслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении:
-протокол об административном правонарушении от 13.03.2018;
-выписку из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Мален Ти» по состоянию на 09.02.2018;
-проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Мажор плюс» для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства в лесничестве Томской области;
-договор аренды частей лесного участка №78/04/08 от 18.12.2008 об использовании лесного участка, расположенного в е, для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства, заключённого между ООО «Мажор плюс» и Департаментом лесного хозяйства Томской области;
-договор уступки прав от 20.10.2016 №05/10, заключённым между ООО «Мажор плюс» и ООО «Мален Ти» приняло обязательства по договору аренды частей лесного участка №78/04/08 от 18.12.2008 об использовании лесного участка, расположенного в » для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства;
-отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь-декабрь 2017 г.г.;
-отчёт об использовании лесов за январь-декабрь 2017 г.г.;
судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2. ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с ч. 4. ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Следует учесть, что протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 13.03.2018, где было описано событие административного правонарушения, указано, что в ходе проведения анализа информации, предоставленной арендатором (ООО «Мален Ти») по отчету о воспроизводстве и лесоразведения за январь-декабрь 2017 года и проекта освоения лесов были выявлены следующие нарушения лесного законодательства: ООО «Мален Ти» на арендованном лесном участке не осуществляет лесовосстановительные мероприятия, что является нарушением п.3 и подп. «а» п.4 «Правил лесовосстановления» утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375, ч.2 ст.62 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ, а именно проектом освоения лесов предусмотрено: искусственное лесовосстановление - 23,1 га, комбинированное лесовосстановление - 0 га, естественное лесовосстановление - 40,2 га. Согласно отчётам о воспроизводстве лесов и лесоразведении (отчет ВЛ) за январь-декабрь 2017 года выполнено: искусственное лесовосстановление - 0 га, комбинированное лесовосстановление- 0 га, естественное лесовосстановление - 14,3 га.
В то же время, согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь-декабрь 2017 года, отчёту об использовании лесов за январь-декабрь 2017 года ООО «Мален Ти» не обеспечило в 2017 году на арендованных лесных участках выполнение мероприятий по лесовосстановлению: на непокрытых лесом землях (существующий фонд лесовосстановления: погибшие древостой, вырубки, прогалины):искусственное лесовосстановление: 23,1 га; естественное лесовосстановление: 40,2 га., на покрытых лесом землях (лесосеки сплошных рубок предстоящего периода): искусственное лесовосстановление: 7,2 га; естественное лесовосстановление: 5,6 га.
В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 указано, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Из представленных материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 13.03.2018 является противоречивым и не соответствует представленным материалам дела.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ненадлежащее описание события административного правонарушения является существенным недостатком протокола об административном правонарушении, который не мог быть устранён в ходе рассмотрения дела должностным лицом, в связи с чем полагает, что при рассмотрении дела, постановлением Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 77/2018 от 26.04.2018 о назначении административного наказания по ст. 8.27 КоАП РФ, ООО «Мален Ти» был необоснованно расширен объём вменяемых ООО «Мален Ти» нарушений, тем самым было нарушено право ООО «Мален Ти» на защиту.
При этом в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 29.7 и статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство защитника Атаманова Е.П. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое имеется в материалах дела, не было разрешено должностным лицом.
Предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истек.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При производстве по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом не были приняты все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения имеющих для дела обстоятельств.
При таких обстоятельствах постановление Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области № 77/2018 от 26.04.2018 о назначении административного наказания по ст. 8.27 КоАП РФ ООО «Мален Ти»не может быть признано законными и подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Департамент лесного хозяйства Томской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 77/2018 от 26.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Мален Ти» - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Департамент лесного хозяйства Томской области
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток.
Судья К.Ю. Герасимова