ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-169/19 от 16.05.2019 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 12-169/2019

РЕШЕНИЕ

по рассмотрению жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении

16 мая 2019 года г. Кирово-Чепецк

Судья Кирово-Чепецкого районного суда <адрес>ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО7 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО1 по <адрес>ФИО6 от <дата>***, которым постановлено:

Признать ФИО8 виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ, выразившегося в несвоевременном выполнении обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратилось в суд с жалобой на постановление от <дата>***, в которой указало, что не согласно с постановлением ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.46 КоАП РФ. Заявитель не допустил нарушений сроков подачи заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что подтверждается фактическими обстоятельствами дела. В качестве объекта негативного воздействия следует рассматривать отдельные имущественные объекты или их совокупность, а не организации. Юридические лица ФИО10 и ФИО11 не являлись объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту ОНВ). В действительности ФИО12 и ФИО13 являлись не ОНВ, а организациями, эксплуатирующими ОНВ. Заявитель использует в хозяйственной деятельности несколько ОНВ, одним из которых является площадной объект ОНВ 1 (ФИО14 код объекта ***П. Указание в обжалуемом постановлении, что именно юридическое лицо ФИО15 относится к ОНВ, противоречит сведениям, содержащимся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, <дата> был зарегистрирован площадной ОНВ - производственная территория ФИО16, код объекта ***П. Объект относился к третьей категории негативного воздействия на окружающую среду и учитывался в региональном реестре ОНВ. На основании Решения единственного участника *** от <дата>ФИО17 было реорганизовано в форме присоединения к ФИО18. Процедура реорганизации юридических лиц была завершена путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц <дата>. Тем не менее, в ЕГРЮЛ не регистрируются сведения о принадлежности как ОНВ в целом, так и отдельных имущественных объектов, входящих в состав ОНВ. В связи с этим у административного органа не было оснований считать дату реорганизации юридических лиц (присоединения ФИО19 к ФИО20 датой государственной регистрации изменений сведений о принадлежности ОНВ. Также в постановлении указано, что юридическое лицо ФИО21 несвоевременно выполнило обязанность по подаче заявки на актуализацию ОНВ в течение 30 дней со дня государственной регистрации сведений о реорганизации юридического лица в форме преобразования. Однако реорганизация ФИО22 осуществлялась не в форме преобразования, а в форме присоединения к нему других юридических лиц. При этом действующее законодательство не содержит требований об обязательной актуализации сведений об объектах ОНВ в связи с реорганизацией юридических лиц в форме присоединения и сроков такой актуализации. Ранее зарегистрированный ОНВ ФИО23 снят с государственного учета <дата> в связи с его ликвидацией. Таким образом, на основании упоминаемой в постановлении заявки ФИО24 от <дата> за номером *** были актуализированы сведения ОНВ-1 (ФИО25») в связи с изменением технологических процессов и состава источников загрязнения. Сроки актуализации этих сведений, а также снятия с учета объектов негативного воздействия, действующим законодательством не установлены. На основании изложенного просит признать незаконным и отменить постановление от <дата>***, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1ФИО26» ФИО3 поддержал доводы жалобы, добавил, что право собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и принадлежавшие ранее присоединенному ФИО27 зарегистрировано за ФИО28<дата>. При этом утвержденный при решении вопроса о реорганизации юридического лица передаточный Акт не свидетельствует о моменте перехода права собственности на данные объекты и о моменте передачи их в эксплуатацию присоединяющей организацией. Эксплуатация данных объектов на время реорганизации приостанавливалась в связи с увольнением сотрудников, прекращением производственной деятельности и передачей и распределением имущества. Впоследствии эксплуатируемый ФИО29 объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - производственная территория ФИО30», представляющая собой комплекс объектов недвижимого имущества, был ликвидирован в качестве самостоятельного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Сами объекты недвижимого имущества вошли в состав нового объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – ОНВ1 (ФИО31»), актуализация сведений о котором произведена <дата>.

ФИО1ФИО32ФИО4 требования и доводы жалобы и пояснения ФИО1ФИО3 поддержала.

ФИО1 по <адрес> по доверенности ФИО5 суду пояснила, что ФИО33 также пропустило установленный законом тридцатидневный срок для актуализации сведений об объекте в связи с заменой юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

ФИО1 по <адрес> по доверенности ФИО6, являющаяся лицом, составившим протокол об административном правонарушении и вынесшим оспариваемое постановление, суду также пояснила, что ФИО34 также пропустило установленный законом тридцатидневный срок для актуализации сведений об объекте в связи с заменой юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Фактически объекты недвижимости были переданы во владение и пользование заявителя до регистрации права собственности на них.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив доказательства, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.ч. 3, 4, 11 ст. 69 ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно свидетельству о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, *** от <дата> (л.д.18), ФИО35 осуществляло хозяйственную деятельность объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, который относится к *** категории негативного воздействия на окружающую среду, - ФИО36 (код объекта ***П).

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, ФИО37 (ИНН ***) было реорганизовано в форме присоединения к ФИО38 о чем в ЕГРЮЛ внесена запись *** от <дата> (л.д.57-58).

В соответствии со свидетельством о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, *** от <дата> (л.д.30), объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - производственная территория ФИО39 (код объекта ***П)- снят с государственного учета в связи с его ликвидацией.

В силу абз.2 п. 6 ст. 69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

Согласно абз.4 и абз. 5 п. 6 ст. 69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (абз. 4); об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (абз.5).

На основании ч. 7 указанной статьи сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

<дата> в адрес ФИО1 по <адрес> поступило уведомление о реорганизации ФИО40 (ИНН ***) в форме присоединения к ФИО41» (л.д.89).

Как предусмотрено ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования, может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта. Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч.4).

На основании частей 2 и 5 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

В силу ч.1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Таким образом, поскольку реорганизация юридического лица совершена не в форме преобразования (изменения юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы), а в форме присоединения, то обязанности подать сведения о реорганизации юридического лица в форме преобразования для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как это указано в Постановлении, у ФИО50 не возникло.

Кроме того, обязанности подать такие сведения в связи с заменой юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, у ФИО42 также не возникло, поскольку сам объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, ликвидирован, что подтверждено Свидетельством о снятии его с государственного учета ОНВ (л.д. 30).

Доводы ФИО1ФИО1 о том, что ОНВ передан в эксплуатацию ФИО43», опровергаются материалами дела. ФИО44» переданы объекты недвижимого имущества, входящие ранее в состав объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - ФИО45 (код объекта ***П). Право собственности на объекты недвижимого имущества, вошедшего в состав ОВН-1, зарегистрировано за ФИО46<дата>. В связи с реорганизацией и передачей имущества данные объекты недвижимого имущества включены в состав другого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - ОНВ1 ФИО47 (код объекта ***П), введенного в эксплуатацию <дата>, сведения о котором уже внесены в реестр ОНВ и актуализированы <дата> в связи с изменением характеристик технологических процессов, источников загрязнения окружающей среды (л.д. 16-17).

Таким образом, оснований для предоставления в тридцатидневный срок сведений о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на прежнем объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, для актуализации сведений в реестре, также не имелось.

Срок для внесения сведений, указанных в абзацах 4 и 5 п. 6 ст. 69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды", законом не установлен.

При таких обстоятельствах в действиях ФИО48» отсутствует факт нарушения каких – либо норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в виде несвоевременного выполнения обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений – то есть отсутствует событие административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Так как судом установлено, что событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ, отсутствует, то данное Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО1 по <адрес>ФИО6 от <дата>*** подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора ФИО1 по <адрес>ФИО6 от <дата>*** – отменить, производство по делу в отношении ФИО49 - прекратить.

Судья Е.В. Коровацкая

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2019 года.