Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тарко-Сале, ЯНАО 26 апреля 2021 года
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 48О от 28.01.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 48О от 28.01.2021 генеральный директор Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав, что инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объекта HBOC 71-0189-000180-П НПС «Пур-Пе» учтены: сварочный пост, насосная ППН, мойка автотранспорта, магистральная насосная НПС-1. На указанных объектах источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются вентиляционные трубы, оснащенные вытяжными вентиляторами. Естественная вентиляция данных объектов осуществляется дефлекторами, посредством которых поступление загрязняющих веществ в атмосферу не происходит. В заявках № 14676419 от 03.11.2020 (код объекта 71-0189-000123-П - НПО «Холмогоры»), № 14100977 от 18.11.2019 (код 71-0189-000180-П - ЛПДС «Пур-Пе»), № 14139897 от 27.12.2019 (код объекта 71-0189-000507-П - НПС № 2) о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, указаны достоверные координаты стационарных источников, определенные с использованием ЕКС ЯНАО, в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 13.04.2015 № 312-П «О единой картографической системе ЯНАО». При этом в акте проверки отсутствуют данные, позволяющие определить причину несоответствия по координатам КНС-2 промышленной канализации (ист. 0052), КНС-2 промышленной канализации (ист. 0058), РММ (ист. 6019). В соответствии с абз. 2 раздела 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74, раздел ПЭК «Общие положения» должен содержать - наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемого юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Во исполнение указанных норм законодательства в программах ПЭК по объектам НПО «Вынгапур», ГНПС-1, НПС-2, Участок МН «Пур-Пе - Самотлор» (0 км-265,2 км), МН «Тарасовское - Муравленковское» (с 0 км до 163 км), Участок МН «Холмогоры-Клин (с 0 км до 91 км), Участок МН «Уренгой-Холмогоры» (с 274 км по 503 км), Пункт подогрева нефти на 89 км ТС «Заполярье-НПС «Пур-Пе», Пункт подогрева нефти на 221 км ТС «Заполярье-НПС «Пур- Пе», Пункт подогрева нефти на 283 км ТС «Заполярье-НПС «Пур-Пе», Пункт подогрева нефти на 353 км ТС «Заполярье-НПС «Пур-Пе», Пункт подогрева нефти на 415 км ТС «Заполярье-НПС «Пур-Пе» указаны соответствующие номера свидетельств о постановке данных объектов на учет. По всем вышеуказанным фактам в адрес надзорного органа АО «Транснефть-Сибирь» представлены возражения на протокол об административном правонарушении. Однако в оспариваемом постановлении не указаны причины, по которым отклонены приведенные в возражениях доводы о необоснованности вменяемых нарушений. Просит постановление отменить, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Представители ФИО1 - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивали, приведя изложенные в ней доводы.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Согласно ч. 3 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
- код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
- информация о реализации природоохранных мероприятий;
- данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
- декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
- информация о программе производственного экологического контроля.
Согласно п. 9 порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 (ред. от 23.06.2020) «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52926) раздел IV заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 3 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, раздел «Общие положения» должен содержать, в том числе наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 08.12.2020) «О недрах», представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики (п.5); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п.10).
Из представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств следует, что в период с 05.11.2020 по 02.12.2020 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 № 1471 по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24.07.2020 № ВА-П11-8315, Центральным аппаратом Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Транснефть-Сибирь», осуществляющего деятельность в Арктической зоне Российской Федерации на объектах, связанных с обращением нефти и нефтепродуктов, по результатам которой установлено, что АО «Транснефть-Сибирь» при осуществлении деятельности по транспортированию по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, на объектах HBOC: НПС «Холмогоры» (код объекта 71-0189-000123-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; ЛПДС «Пур-Пе» (код объекта 71-0189-000180-П), расположенный по адресу: Ямало- Ненецкий автономный округ, Пуровский район, 5,5 км северо-западнее п. Пур-Пе, в 9 км северо-восточнее г. Губкинский; Нефтеперекачивающая станция № 2 (НПС № 2) (код объекта 71-0189-000507-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, в 13,5 км от п. Новозаполярный в юго-западном направлении; НПС «Вынгапур» (Нефтеперекачивающая станция «Вынгапур») (код объекта 71-0189-000119-П), расположенный по адресу: Ямало- Ненецкий автономный округ, Пуровский район, в 8,2 км к северо-востоку от микрорайона Вынгапуровский г. Ноябрьск; головная нефтеперекачивающая станция № 1 Уренгойского УМН (ГНПС №1) (код объекта 71-0189-000502-П), расположенный по адресу: Ямало- Ненецкий автономный округ, Тазовский район, в 70 км северо-восточней от п. Тазовский; участок МН «Пур-Пе - Самотлор» (0 км- 265,2 км) (код объекта 71- 0189-000120-Л), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; МН «Тарасовское- уравленковское» (с 0 км до 163 км) (код объекта 71-0189-000121 -Л), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; участок МН «Холмогоры - Клин» (с 0 км до 91 км) (код объекта 71-0189-000124-Л), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; участок МН «Уренгой-Холмогоры» (с 274 км по 503 км) (код объекта 71-0189-000179-Л), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; пункт подогрева нефти на 89 км ТС «Заполярье-НПС «Пур-Пе» (код объекта 71-0189-000505-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ Тазовский район; пункт подогрева нефти на 221 км ТС «Заполярье - НПС «Пур-Пе» (код объекта 71-0189-000506-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; пункт подогрева нефти на 283 км ТС «Заполярье-НПС «Пур-Пе» (код объекта 71-0189-000503-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; пункт подогрева нефти на 353 км ТС «Заполярье-НПС-Пур-Пе» (код объекта 71-0189-000504-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район; пункт подогрева нефти на 415 км ТС «Заполярье - НПС «Пур-Пе» (код объекта 71-0189-000706-П), расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, допустило нарушения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, - п. 1, п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которые выразились в сокрытии и искажении экологической информации (нарушения № № 19, 22, 34, 35, 36, 39, 54, 64, 65, 73, 84, 88, 92, 96, 100, 104, 108, 112, 116 акта проверки от 02.12.2020 № 012-2020-в/А).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из обжалуемого постановления следует, что АО «Транснефть-Сибирь» предоставлены сведения об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
- по форме 2-ТП (воздух), основанные на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) без учета организованных источников: вытяжного вентилятора блок-бокса маслосистемы от емкостей хранения масла (маслосистема); 8 ИЗАВ здания эколого-аналитической лаборатории (Цех: 33 ЭАЛ); дыхательных клапанов и патрубков резервуаров РВС-20000 № 1, РВС-20000 № 2, РВС-20000 № 3, РВС-20000 № 4 (нарушение № 19).
- по форме 2-ТП (воздух), основанные на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) без учета организованных источников: 1 организованного источника в помещении сварочного поста; 4 дыхательных клапанов на «ТЗП» (топливозаправочный пункт); 5 свечей котельной для стравливания газа; 12 продувочных свечей котельной для стравливания газа в Котельной ППН; 1 вентиляционного патрубка на здании насосной ППН; 1 вентиляционного патрубка на здании БИК № 2; 6 вентиляционных патрубков на здании Химико-аналитической лаборатории, не учтенных в инвентаризации; 8 вентиляционных патрубков на здании склада ХАЛ; дыхательных клапанов и патрубков резервуаров РВСП-20000 № 1-7, 10-13 и РВС - 5000 № 8, 9, 14, 15; 2 вентиляционных патрубков на здании от мойки автотранспорта; 16 продувочных свечей на здании котельной; 1 организованного источника емкости хранения топлива ДЭС (нарушение № 34);
- при предоставлении декларации о воздействии на окружающую среду, в разделе IV, АО «Транснефть-Сибирь» также не указаны организованные источники, приведенные в п. 34 акта (п. 35 акта проверки).
- представлены недостоверные сведения в заявке № 14676419 от 03.11.2020 (код объекта71-0189-000123-П - НПС «Холмогоры») о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в частности: 1) не учтены как отдельные организованные источники выбросов дыхательные клапаны и патрубки резервуаров РВС-20000 №1, РВС-20000 № 2, РВС-20000 №3, РВС-20000 № 4, вытяжной вентилятор блок-бокса маслосистемы; 2) не соответствуют фактическому местоположению координаты стационарных источников выбросов загрязняющих веществ: КНС-2 промышленной канализации (ист.0052), КНС-2 промышленной канализации (ист.0058), РММ (ист.6019); 3) наименование и характеристика (диаметр и высота) источника выбросов Установка обезвреживания отходов (ист.0018) не соответствуют паспортным данным установки Форсаж-1 (нарушение № 22).
- представлены недостоверные сведения в заявке № 14100977 от 18.11.2019 (код 71 -0189-000180-П - ЛПДС «Пур-Пе») о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (нарушение № 39), в частности: 1) не учтены организованные стационарные источники здания магистральной насосной НПС № 1: вентканалы принудительной вентиляции В-1, В-2, шиберы D1400 в количестве 5 шт.; 2) учтены не в полном объеме организованные источники выбросов: помещения сварочного поста, дыхательный клапан емкости топливозаправочного пункта, свечи рассеивания котельной, источники насосной ППН, «БИК № 2» (блок измерения качества нефти), помещения «Химико-аналитическая лаборатория», дыхательный клапан ЕП-40 № 8, 9; 3) не учтены как отдельные организованные источники выбросов дыхательные клапаны и патрубки резервуаров РВС-5000 № 1, РВС-5000 № 2, РВС-20000 № 1, РВС-20000 № 2, РВСП-20000 № 3, РВСП-20000 № 4, РВСП- 20000 № 5, РВСП-20000 №6, РВСП-20000 № 7, РВС-5000 № 8, РВС 5000 № 9, РВСП-20000 №10, РВСП-20000 № 11, РВСП-20000 № 12, РВСП-20000 № 13, РВС-5000 № 14, РВС 5000 № 15; 4) характеристика (диаметр и высота) источника выбросов «Печь термической переработки отходов Форсаж (ист.0038)» не соответствуют паспортным данным Форсаж-1; 5) географические координаты стационарных неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ - запорно-регулирующей арматуры ЗРА линейной части нефтепровода ТС «Заполярье - НПС «Пур-Пе» не соответствует фактическому расположению ЗРА на линейной части нефтепровода.
- представлены недостоверные сведения в заявке № 14139897 от 27.12.2019 (код объекта 71-0189-000507-П - НПС№ 2) о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (нарушение № 54), в частности: 1) не учтены как отдельные организованные источники выбросов дыхательные клапаны и патрубки резервуаров РВС-20000 № 1, РВС-20000 № 2, РВС-20000 № 3, РВС-20000 № 4, РВС-20000 № 5, РВС-20000 № 6, РВС- 20000 № 7, РВС-20000 № 8, РВС-20000 № 9, РВС-20000 № 10, РВС-5000 № 11, РВС-5000 № 12; 2) географические координаты стационарных неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ - запорно-регулирующей арматуры ЗРА линейной части нефтепровода ТС «Заполярье - НПС «Пур-Пе» не соответствует фактическому расположению ЗРА на линейной части нефтепровода.
- представлены недостоверные сведения в заявке № 14139966 от 27.12.2019 (код объекта 71-0189-000502-П - ГНПС №1) о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействия на окружающую среду, в частности: 1) не учтены отдельные организованные источники выбросов дыхательные клапаны и патрубки резервуаров РВС-20000 № 1, РВС-20000 № 2, РВС-20000 № 3, РВС-20000 № 4, РВС-20000 № 5, РВС-20000 № 6, РВС-20000 № 7, РВС- 20000 № 8, РВС-3000 № 9, РВС-3000 № 10; 2) географические координаты стационарных неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ - запорно-регулирующей арматуры ЗРА линейной части нефтепровода ТС «Заполярье - НПС «Пур-Пе» не соответствует фактическому расположению ЗРА на линейной части нефтепровода (нарушение № 65).
Не согласившись с указанными нарушениями ФИО1 в адрес надзорного органа подал возражения. Указанные возражения были приняты административным органом, о чем указано в постановлении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ № 48.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости исключения из него на указание о нарушениях АО «Транснефть-Сибирь», приведенных в п. 19, 22, 34, 35, 36, 39, 54, 65, акта проверки от 02.12.2020 № 012-2020-в/А, в части, в которой административным органом приняты возражения ФИО1
Относительно других доводов жалобы, суд учитывает, что данные о номерах свидетельств о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не являются сведениями, которые Общество должно предоставлять в отчетах, а поскольку АО «Транснефть-Сибирь» нигде не предоставляло указанные сведения, отражение в программах ПЭК номеров свидетельств по постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - согласно п.п. 64, 73, 84, 88, 92, 96, 100, 104, 108, 112, 116, акта проверки от 02.12.2020 № 012-2020-в/А, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку указанные сведения не могут быть отнесены к экологической информации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2016 № 1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы» в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие государственные системы координат: для использования при осуществлении геодезических и картографических работ - геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011), устанавливаемая и распространяемая с использованием государственной геодезической сети. Кроме этого, постановлением Правительства ЯНАО от 13.04.2015 № 312-П утверждено Положение и введена в эксплуатацию Единая картографическая система Ямало-Ненецкого автономного округа.
Из материалов дела следует, что в заявках № 14676419 от 03.11.2020 (код объекта71-0189-000123-П - НПО «Холмогоры»), № 14100977 от 18.11.2019 (код 71-0189-000180-П - ЛПДС «Пур-Пе»), № 14139897 от 27.12.2019 (код объекта 71-0189-000507-П-НПС № 2) о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, АО «Транснефть-Сибирь» указаны координаты стационарных источников, определенные с использованием ЕКС ЯНАО, в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 13.04.2015 № 312-П «О единой картографической системе ЯНАО».
По мнению административного органа, согласно сервису «Google Карты», географические координаты, указанные в заявке № 14676419 от 03.11.2020 (код объекта71-0189-000123-П - НПО «Холмогоры»), не соответствуют фактическому местоположению источников выбросов № 0011, 0039, 0040, 0041, 0042, 0043, 0047, 0049, 0053, 0054, 0055, 0056, 0057, 0052, 0058, 6019, что подтверждается выкопировками сервиса.
Между тем, ни в акте проверки, ни в постановлении № 47О от 28.01.2021 не указано, какие координаты указанных стационарных источников являются действительными, а также в чем состоит несоответствие по координатам КНС-2 промышленной канализации (ист. 0052), КНС-2 промышленной канализации (ист.0058), РММ (ист.6019).
При этом данные программы Google earth не могут являться самостоятельными и достаточными доказательствами, поскольку в соответствии с условиями использования сервисов «Google Карты» и «Google Планета Земля» (размещены в сети «Интернет» на сайте: https://maps.google.com/help/terms_maps/) фактические условия могут отличаться от картографических данных, представленных в указанных сервисах.
Сравнительные данные координат, указанных в заявке о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № 14676419 от 03.11.2020 (код объекта 71-0189-000123-П - НПО «Холмогоры») источники выбросов № 0011, 0039, 0040, 0041, 0042, 0043, 0047, 0049, 0053, 0054, 0055, 0056, 0057, 0052, 0058, 6019, с координатами этих же объектов согласно сервису «Google карты», предоставленные суду защитниками АО «Транснефть-Сибирь», свидетельствуют о незначительных расхождениях координат в минутах, что не превышает 30-50 метров.
При этом из информации Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» следует, что погрешность координат источников негативного воздействия с фактическими координатами объекта НВОС не должна превышать 100 м. В случае превышения такой погрешности, такие данные считаются не представленными в заявке, и соответственно, постановка объекта на учет не производится (п. 1.4 информации).
Как указано в возражениях, производственные цеха ЛПДС «Пур-Пе» оснащены приточной, вытяжной, естественной и аварийно-вытяжной вентиляцией. Для восполнения воздухообмена приток воздуха снаружи внутрь помещений осуществляется дефлектором. По объекту сварочный пост это зафиксировано в протоколе взятия проб и образцов федеральным государственным бюджетным учреждением «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области от 15.01.2021 по заданию Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Загрязняющие вещества, образующиеся при проведении работ, учтены в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в декларации ОВОС, в отчете 2-ТП (отходы), в программе ПЭК. Утечки нефтепродуктов через уплотнения насосов от магистральной насосной НПС-1, насосной ППН, АО «Транснефть-Сибирь» учтены в инвентаризации источников выбросов и занормированы в декларации ОВОС загрязняющие вещества, выделяющиеся в атмосферный воздух посредством вытяжных вентиляторов, включающихся автоматически по загазованности воздуха. Утечки нефтепродуктов через уплотнения насосов от магистральной насосной НПС-1, насосной ППН, АО «Транснефть-Сибирь» учтены в инвентаризации источников выбросов и занормированы в декларации ОВОС загрязняющие вещества, выделяющиеся в атмосферный воздух посредством вытяжных вентиляторов, включающихся автоматически по загазованности воздуха.
Таким образом, дефлекторы на вышеуказанных объектах АО «Транснефть-Сибирь» используются только для обеспечения притока воздуха внутрь помещений. При этом данных, опровергающих указанные доводы АО «Транснефть-Сибирь» ни в акте проверки, ни в постановлении не приведено. Лабораторные исследования, зафиксировавшие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу через дефлекторы, также как и через уплотнения насосов от магистральной насосной НПС-1, насосной ППН АО «Транснефть-Сибирь», административным органом не производились.
Свечи продувочные котельных НПС-3, ППН ЛПДС «Пур-Пе» предназначены для безопасного рассеивания газа, удаляемого из трубопроводов и оборудования котельной в случае ремонта. Время стравливания участка газопровода в котельной от 4 до 179 м составляет от 2 до 6 минут. Стравливание газа происходит по участку газопровода в котельной один раз в год.
Проведение инструментального контроля для определения качественного и количественного выброса от продувочных свечей котельных невозможно, ввиду кратковременного залпового выброса загрязняющих веществ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о незначительности данных выбросов, которые не влияют на результаты расчета воздействия на атмосферный воздух.
Незначительность выбросов подтверждается расчетами выделения загрязняющих веществ в атмосферу при стравливании газа котельной НПС-2, который произведен при переводе топлива данной котельной с нефти на газ в 2018 году. Выброс составил 0,0034401 т/год (0,000078 %) от суммарного количества выбросов в целом по предприятию - 4397,911186 т/год.
Таким образом, следует признать правильными выводы надзорного органа о том, что АО «Транснефть-Сибирь» учитывало не все имеющиеся у него стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и не указало их в заявке № 14100977 от 18.11.2019 (код 71 -0189-000180-П - ЛПДС «Пур-Пе») о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и в сведениях об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), что является сокрытием и искажением экологической информации и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 19.1 статьи 19 Устава АО «Транснефть-Сибирь», утвержденного решением единственного акционера АО «Транснефть-Сибирь» от 18.06.2018 № 13, генеральный директор является единоличным исполнительным органом Общества.
Решением единственного акционера АО «Транснефть-Сибирь» от 05.07.2018 № 18 на должность генерального директора Общества с 15.09.2018 сроком на 3 года избран ФИО1.
Нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды стало возможным в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей генеральным директором АО «Транснефть-Сибирь» ФИО1
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценивая содеянное ФИО1, необходимо отметить, что фактически учет загрязняющих веществ, образующихся при проведении работ, Обществом учитывается в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в декларации ОВОС, в отчете 2-ТП (отходы), в программе ПЭК по иным источникам выбросов загрязняющих веществ. Следовательно, данное нарушение не повлекло каких-либо негативных последствий для охраняемых законом правоотношений.
С учетом того, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит ограничений ее применения применительно к данному составу административного правонарушения, суд полагает, что в случае освобождения ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью и объявления устного замечания, будет достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.
Учитывая данные обстоятельства, суд признает совершенное ФИО1 административное правонарушение малозначительным, что влечет прекращение производства по делу в порядке ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 48О от 28.01.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» ФИО1 - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Объявить ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток.
Судья А.В. Пустовой