Судья Лигус О.В. дело № 12-169/2021
Р Е Ш Е Н И Е
26 ноября 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 15 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении врио главы Орловского района Орловской области ФИО1,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г. Орла от 15 октября 2021 года должностное лицо - врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления судьи Советского районного суда г. Орла от 15 октября 2021 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Ссылается на то, что решением Орловского районного суда Орловской области от 19.10.2021 по делу №2-1660/2021 было отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского района Орловской области об обязании организовать водоснабжение, обеспечении функционирования водоснабжения на территории улиц Садовой, Нежинской, ФИО2 в д. Образцово Образцовского сельского поселения, что свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией Орловского района полномочий по организации водоснабжения населения в д. Образцово, в т.ч. принятие мер по организации водоснабжения населения.
Вместе с тем, ссылается на то, что до окончания рассмотрения дела Орловским районным судом Орловской области должностное лицо - врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 был привлечен к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Обращает внимание на то, что в объяснениях, данных прокуратуре Орловского района Орловской области им указано на конкретные меры, принятые во исполнение возложенной на администрацию Орловского района Орловской области обязанности по организации водоснабжения населения в д. Образцово.
Указывает, что выполненные мероприятия привели к обеспечению бесперебойным водоснабжением всех потребителей д. Образцово, в том числе, по ул. Садовой, Нежинской и ФИО2, в связи с чем, основания для привлечения его к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ отсутствуют.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, выслушав объяснения ФИО1 и его защитника Серегина Д.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя прокуратуры Орловского района Орловской области ФИО3, полагавшей, что постановление судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 4, ст. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах сельского поселения водоснабжения населения.
На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2007 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В силу п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 416-ФЗ по соглашению об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, осуществляет эксплуатацию, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения в соответствии с плановыми значениями показателей надежности, качества, энергетической эффективности, утвержденными инвестиционной и производственной программами, а уполномоченные органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления соответствующей деятельности, в том числе учитывают в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения при установлении тарифов такой организации долгосрочные параметры регулирования тарифов и расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами, обязательство по выполнению которых предусмотрено соглашением.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 416-ФЗ стороной соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения является также муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, в случае, если эксплуатируемые организацией, осуществляющей холодное водоснабжение централизованные системы холодного водоснабжения находятся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, должностным лицом, действующим от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением администрации Орловского района Орловской области от 30.04.2021 ФИО1 назначен врио главы Орловского района Орловской области с 01.05.2021 до вступления в должность вновь избранного главы Орловского района Орловской области.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Орловского района Орловской области на основании коллективного обращения жителей д. Образцово, выявлены нарушения требований закона в деятельности администрации Орловского района Орловской области, расположенной по адресу: <...>, выразившиеся в ненадлежащей организации водоснабжения жителей частного сектора по ул. Садовая, ул. Нежинская, ул. ФИО2 в д. Образцово Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области.
Установлено, что сети водоснабжения, проходящие по указанным улицам, а также скважина, расположенная на ул. Нежинская в д. Образцово Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области и обеспечивающая питьевой водой жителей указанных улиц, находятся в муниципальной собственности Орловского района. Указанные объекты водоснабжения администрацией района переданы на праве хозяйственного ведения в МУП «Ресурс».
14.07.2021 прокуратурой Орловского района Орловской области в адрес врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 внесено представление о безотлагательном рассмотрении и принятии в месячный срок конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; рассмотрении вопроса о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к установленной законом ответственности; представлении информации о результатах принятых мер в месячный срок с приложением копий документов подтверждающих принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих (л.д.35-37).
03.09.2021 и.о. заместителя прокурора Орловского района Орловской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 по факту того, что представление от 14.07.2021 не исполнено, в период с 14.07.2021 по 31.08.2021 администрацией Орловского района Орловской области не организовано надлежащее водоснабжение жителей частного сектора по ул. Садовая, Нежинская, ФИО2 в д. Образцово Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области (л.д.3).
15.10.2021 постановлением судьи Советского районного суда г. Орла врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Вместе с тем принятое по делу постановление законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что в них не содержится доказательств, подтверждающих тот факт, что врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 имелся умысел на невыполнение требований предписания прокурора от 14.07.2021.
Между тем, выяснение этого вопроса имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела, поскольку, как следует из содержания диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что представление прокурора от 14.07.2021 рассмотрено администрацией Орловского района Орловской области 15.07.2021 с участием старшего помощника прокурора Орловского района Орловской области ФИО4, о чем заместителю прокурора Орловского района Орловской области ФИО5 в установленный законом срок дан мотивированный ответ с указанием на принятие администрацией Орловского района Орловской области конкретных мер по организации водоснабжение жителей частного сектора по ул. Садовая, Нежинская, ФИО2 в д. Образцово Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области (л.д.38-39).
В этой связи из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации Орловского района от 18.01.2019 №126 от 16 февраля 2021 года «О закреплении недвижимого имущества Орловского района за муниципальным унитарным предприятием «Ресурс» Орловского района Орловской области на праве хозяйственного ведения» объекты водоснабжения переданы на соответствующем праве МУП «Ресурс».
Скважина около котельной (рядом с домом <адрес>) 1981 года постройки.
21.06.2021 в адрес директора МУП «Ресурс» ФИО6 администрацией Орловского района было направлено письмо о проведении работ по закольцовке двух скважин, расположенных по ул. Молодежной и ул. Центральной д. Образцово (л.д.13).
30.06.2021 в адрес директора МУП «Ресурс» ФИО6 было направлено письмо администрацией Орловского района о безотлагательном начале кольцевании скважины, расположенной по ул. Молодежной со скважиной, расположенной по ул. Пионерской, а также проведении работ по кольцеванию водопроводной сети, идущей по ул. Пионерской, с водопроводной сетью, идущей по ул. Нежинской. На период проведения вышеуказанных работ директору МУП «Ресурс» ФИО6 предписывалось безотлагательно организовать подвоз воды для жителей, проживающих на ул. Садовой, ул. Нежинской д. Образцово и довести до жителей информацию о времени и месте подвоза воды (л.д.14).
18.08.2021 администрацией района направлено письмо в адрес директора МУП «Ресурс» ФИО6 об организации подвоза питьевой воды по ул. Содовая и ул. ФИО2 в д. Образцово Орловского района Орловской области (л.д.15).
Согласно акту обследования от 05.08.2021, МУП «Ресурс» произвел капитальный ремонт водопроводных скважин, а именно: произведено кольцевание скважины, расположенной по ул. Молодежной (существующий колодец около дома №6 по улице Молодежная) со скважиной, расположенной по ул. Пионерская (существующий колодец около <адрес>) д. Образцово Орловского района (прокладка трубы Ду63 методом ГНБ; произведены работы по кольцеванию водопроводной сети, идущей по ул. Пионерская с водопроводной сетью, идущей по ул. Нежинская д. Образцово Орловского района; установлен насос марки ЭЦВ 6-6,5-85 ЗНП на скважине по ул. Молодежная, д. 12 «а»; установлен датчик давления APZ G-B-1001-E-10-A-721-F-00 10 бар на скважине по <адрес> (л.д.16).
Уведомление о факте выполнения вышеуказанных работ направлено в адрес администрации Орловского района письмом МУП «Ресурс» от 06.08.2021 №342 (л.д.17).
19.08.2021 в адрес администрации района поступила заявка МУП «Ресурс» на предоставление из бюджета Орловского района субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в части затрат на осуществление капитального ремонта, в соответствии с которым МУП «Ресурс» просит предоставить субсидию в размере 1 076 000,00 рублей (850 000,00 и 226 0000,00 руб.) на капитальный ремонт объекта водоснабжения, а также оборудования для оснащения и эксплуатации скважины ГВК №54202647, расположенной около котельной д. Образцово (л.д.18-19).
В соответствии с указанной заявкой администрацией Орловского района было издано постановление от 01.09.2021 №2269 «О предоставлении из бюджета Орловского района субсидии на финансирование обеспечения затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципальному предприятию «Ресурс» Орловского района Орловской области в размере 1076000,00 рублей (л.д.20).
Во исполнение указанного постановления, 01.09.2021 между администрацией Орловского района Орловской области и МУП «Ресурс» заключено соглашение №14 о предоставлении из бюджета Орловского района в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (л.д.21-26).
27.08.2021 между МУП «Ресурс» и <...> заключен договор подряда 04.08.21, согласно которому подрядчик взял на себя обязанности выполнить следующие работы: подготовка площадки для установки бурового оборудования, для проведения комплекса работ по ремонту водозаборной скважины № 33 в населенном пункте Образцово Орловского района Орловской облает; произвести обследование ствола скважины на предмет присутствия в скважине посторонних предметов; произвести очистку ствола скважины при помощи желонирования; по окончании работ по очистке ствола скважины, произвести обследование колонны Д=219 мм на предмет целостности колонны, для чего произвести видеокартаж; при выявленных нарушениях целостности фильтровой колонны, произвести извлечение труб Д=219 мм и заменить их на новую фильтровую колонну Д=219 мм (л.д.27).
17.08.2021 в адрес администрации района поступила заявка МУП «Ресурс» на предоставление из бюджета Орловского района субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнение работ, оказанием услуг в сфере жилищно - коммунального хозяйства, в части затрат на осуществление капитального ремонта, в соответствии с которым МУП «Ресурс» просит предоставить субсидию в размере 127 782,53 руб. на капитальный ремонт объекта водоснабжения - водонапорных сетей в <...> л.д.28-29).
В рамках указанной суммы МУП «Ресурс» заключен договор подряда от 15.07.2021, согласно которому подрядчик - индивидуальный предприниматель ФИО7 произвел работы по строительству наружной сети водопровода Ду 63 мм методом горизонтально - направленного бурения по адресу: ул. Молодежная, д. Образцово Орловского района Орловской области, стоимость работ составила 70 000,00 руб. (л.д.30-34).
На оставшуюся сумму 57 782,53 руб. было приобретено необходимое оборудование и материалы, что подтверждается приложенными к заявке № документами от 17 августа 2021 года.
В настоящее время подготавливаются муниципальные правовые акты для возмещения понесенных МУП «Ресурс» затрат.
Кроме того, в связи с жалобами жителей ул. Садовая, ул. Нежинская и ул. ФИО2 д. Образцово Орловского района Орловской области по поводу перебоев с водоснабжением, МУП «Ресурс» были проведены следующие мероприятия: произведены манометрические измерения давления в контрольных точках пересечения ул. Центральная - ул. Садовая, ул. Садовая в подвале <адрес>, на скважине по ул. Олимпийская и на скважине по ул. Нежинская; заменены на скважине, расположенной по ул. Олимпийская: насос, частотный преобразователь, датчик давления и водоподъемные трубы; отремонтированы задвижки на водопроводной сети: около котельной - 2 шт., на ул. Олимпийская (около котельной) - 2 шт., на пересечении улиц Садовая - Центральная, на пересечении улиц Садовая - Нежинская. установлены манометры для контроля давления на пересечении улиц Садовая - Центральная, Садовая - Нежинская; увеличено давление на скважине, расположенной по ул. Олимпийская, с 1,7 атм до 3,0 атм, произведен капитальный ремонт водопроводной сети по улице Молодежная от <адрес> до <адрес>, произведены работы по кольцеванию водопроводной сети, идущей по <адрес> с водопроводной сетью, идущей по <адрес>, д. Образцово, произведено кольцевание скважины, расположенной по <адрес> (существующий колодец около <адрес>) со скважиной, расположенной по <адрес> (существующий колодец около <адрес>) д. Образцово, заменено 12 м водопровода по <адрес>, около <адрес>, д. Образцово, заменены на скважине, расположенной по <адрес>: глубинный насос, частотный преобразователь и водоподъемные трубы; после кольцевания скважин и замены оборудования, была закрыта задвижка около <адрес>, что позволило увеличить подъем подачи воды в сторону улиц Садовая, Нежинская, ФИО2; еженедельно проводится замер давления и расхода воды не скважине по улице Олимпийская и на скважине около котельной д. Образцово, контрольные точки: ул. Садовая- ул. Центральная, ул. Садовая - ул. Нежинская и в подвальном помещении дома №5 по улице Садовая; во время перебоев водоснабжения был организован подвоз воды по графику: с 10-00 час. до 13-00 час. и с 15-00 час. до 18-00 час.
При рассмотрении дела судом второй инстанции, а также в жалобе на постановление судьи ФИО1, указывая на вышеизложенные обстоятельства, утверждал, что в его действиях отсутствует вина, поскольку предписание прокурора от 14.07.2021 года было рассмотрено в установленном законом порядке, все необходимые меры для обеспечения питьевой водой жителей частного сектора д. Образцово Орловского района в период с 14.07.2021 года по 31.08.2021 года были им предприняты. А то обстоятельство, что ответ не устроил прокуратуру Орловского района не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Представитель прокуратуры Орловского района Орловской области в суде второй инстанции указывала на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ФИО1 имел умысел на невыполнение требований предписания прокурора.
С учетом установленных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судьей районного суда соблюдены не были.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 15 октября 2021 года о привлечении должностного лица - врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, поскольку санкция статьи 17.7 КоАП РФ предусматривает меру наказания в качестве дисквалификации и соответственно срок давности в отношении должностного лица составляет один год, то дело подлежит возвращению в Советский районный суд г. Орла на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Советского районного суда г. Орла от 15 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении врио главы Орловского района Орловской области ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении врио главы <адрес>ФИО1 возвратить в Советский районный суд <адрес> на новое рассмотрение.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья областного суда И.Н. Сабаева
Судья Лигус О.В. дело № 12-169/2021