ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-169/2022 от 13.05.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 12-169/2022

РЕШЕНИЕ

город Волжский Волгоградской области 13 мая 2022 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление должностного лица Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №... от 18 февраля 2022 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) ФИО4№... от 18 февраля 2022 года ФИО1, как должностное лицо - генеральный директор ООО «Чермет-Волжский», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за то, что являясь генеральным директором ООО «Чермет-Волжский», не обеспечил соблюдение требований промышленной безопасности.

Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 в установленный законом срок обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с жалобой, в которой просил постановление №... от 18 февраля 2022 года отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие вредных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела, совершение правонарушения впервые ввиду недостаточной осведомленности, добровольное устранение допущенных нарушений, значительность суммы штрафа для заявителя, а также на то, что факт административного правонарушения заявителем не оспаривается, допущенное нарушение фактически не причинило никакого вреда общественным и государственным интересам, соответственно, не нарушило охраняемые общественные отношения.

Определением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 05 марта 2022 года жалоба ФИО1 на постановление должностного лица административного органа №07-11-22 от 18 февраля 2022 года направлена для рассмотрения в Волжский городской суд Волгоградской области для рассмотрения по месту совершения правонарушения.

На рассмотрение жалобы ФИО1 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом СМС-сообщением, доставленным по указанному им в расписке о согласии на СМС-оповещение номеру телефона (л.д. №... в заявлении от "."..г. просил рассмотреть жалобу в его отсутствие с участием защитника ФИО3, на требованиях настаивал; ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1 в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства защитник ФИО1 ФИО3 представила документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений; доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу в отношении директора ООО «Чермет–Волжский» ФИО1 прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения по изложенным в жалобе основаниям; укаала, что ООО «Чермет–Волжский» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится.

Заместитель начальника отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне–Волжского управления Ростехнадзора ФИО4, составившая протокол об административном правонарушении и вынесшая оспариваемое постановление, в ходе судебного разбирательства представила письменный отзыв на жалобу, указала, что основанием для составления в отношении директора ООО «Чермет–Волжский» ФИО1, ответственного за соблюдение требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемом ООО «Чермет–Волжский», протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ явились нарушения требований промышленной безопасности, выявленные в ходе проверки осуществления ООО «Чермет–Волжский» лицензируемого вида деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов 3 класса опасности на опасном производственном объекте «Установка резервуарная», отраженные в акте проверки. Считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО2 ФИО3, опросив должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее обжалуемое постановление, исследовав материалы дела об административном правонарушении, и представленные доказательства, не нахожу оснований для отмены постановления должностного лица Ростехнадзора и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ).

В силу частей 1, 2 статьи 8, части 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования могут включать в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях: 1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу; 2) изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица; 3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица; 4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя; 5) изменение места жительства индивидуального предпринимателя; 6) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; 7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата; 8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности; 9) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 10) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности; 11) иные случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страхователь обязан в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов;

В силу статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Пунктом 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года №1365 (далее - Положение об аттестации), предусмотрено, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, проходят работники следующих категорий: должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики (подпункт "б"); инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ (подпункт "в").

Приказом Ростехнадзора от 07 декабря 2020 года №500 утверждены Правила безопасности химически опасных производственных объектов.

В силу п.п. 42, 46, 66, 71, 72, 80, 81, 82, 83 указанных Правил постоянные, временные и разовые технологические регламенты, связанные с необходимостью обеспечения промышленной безопасности технологических процессов, должны состоять из следующих разделов: общая характеристика производства; характеристика производимой продукции; характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов; описание химико-технологического процесса и схемы; материальный баланс; нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов; контроль производства и управление технологическим процессом; возможные инциденты в работе и способы их ликвидации; безопасная эксплуатация производства; перечень обязательных инструкций; технологические схемы производства; спецификация основного технологического оборудования (технических устройств), включая оборудование природоохранного назначения. В раздел технологического регламента "Характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов" включаются все виды сырья, материалы, полупродукты и энергоресурсы, используемые в технологическом процессе производства. Все показатели приводятся с допустимыми отклонениями. В составе раздела "Характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов" приводятся данные, характеризующие исходное сырье, материалы, полупродукты и энергоресурсы, систематизированные в виде таблицы (таблица №1). Данные контроля производства и управления по всем стадиям технологического процесса, обеспечивающего соблюдение нормативных показателей, показателей готовой продукции, а также выбросов в окружающую среду, следует приводить в виде таблицы (таблица №3). В разделе также необходимо указать способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы. Необходимо составить перечень параметров стадий процесса, управление которыми в ручном режиме запрещается. Разделе должны быть указаны технологические данные, необходимые для разработки и осуществления мер по обеспечению безопасности и оптимальных санитарно-гигиенических условий труда работников, в том числе: характеристика опасностей производства; возможные инциденты и аварийные ситуации, способы их предупреждения и локализации; защита технологических процессов и оборудования от аварий и работающих от травмирования; меры безопасности, которые следует соблюдать при эксплуатации производства. В подразделе "Характеристика опасностей производства" должны быть приведены: данные по характеристике пожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, готовой продукции и отходов производства в соответствии с таблицей №1, приведенной в приложении №2 к Правилам; сведения о взрывопожарной и пожарной опасностях, санитарной характеристике производственных зданий, помещений, зон и наружных установок в соответствии с таблицей №2, приведенной в приложении №2 к Правилам; основные опасности производства, обусловленные особенностями технологического процесса или выполнения отдельных производственных операций, особенностями используемого оборудования и условиями его эксплуатации, вызванные нарушениями правил безопасности работниками. В подразделе "Возможные инциденты и аварийные ситуации, способы их предупреждения и локализации" приводятся сведения о возможных инцидентах и аварийных ситуациях, возникающих при несоблюдении требований ведения технологического процесса, выполнения производственных операций, в процессе эксплуатации оборудования и коммуникаций, которые могут стать причиной пожара, взрыва, травмирования или отравления работающих, загрязнения окружающей среды. Сведения представляются в соответствии с таблицей №3, приведенной в приложении №2 к Правилам. В графе 1 таблицы №3, приведенной в приложении №2 к Правилам, должны быть указаны приборы контроля, регулирования, защиты, при отказе работы которых необходима аварийная остановка или перевод на другой режим (циркуляцию, ручное управление). Безопасный режим технологического процесса должен быть изложен в разделе "Описание технологического процесса и схемы" технологического регламента. В подразделе "Защита технологических процессов и оборудования от аварий и травмирования работающих" указываются меры, применяемые для исключения образования в технологических системах взрывоопасных смесей, самопроизвольного термического распада или полимеризации реакционных масс и технологических сред, а также меры по подавлению взрывов и неуправляемых химических реакций в технологическом оборудовании, тушению пожаров и ограничению зон развития аварийных ситуаций. В соответствии с таблицей №4, приведенной в приложении №2 к Правилам, в данном подразделе перечисляются блокировки, средства регулирования, сигнализации, устройства для экстренной (аварийной) остановки оборудования, предохранительные, сбросные, отсекающие клапаны, с обязательным указанием их функционального назначения и производимых действий.

Согласно пунктам 98, 134, 183, 190 Правил безопасности химически опасных производственных объектов после последнего раздела технологического регламента размещается "Лист подписей постоянного (временного, разового, лабораторного) технологического регламента". "Лист подписей" содержит название и номер регламента, подписи разработчиков регламента. Последним листом регламента является "Лист регистрации изменений и дополнений". Аппараты с химически опасными веществами должны быть оборудованы устройствами для продувки и подключения линий воды, пара, инертного газа, предусмотренными при разработке документации данного вида оборудования. Для ХОПО предусматривают предаварийную сигнализацию по предупредительным значениям параметров, определяющих химическую опасность объектов. Для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации (ПДК) в производственных помещениях, рабочей зоне открытых наружных установок ХОПО должны быть предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ. При этом все случаи загазованности должны регистрироваться приборами с автоматической записью и документироваться.

Из материалов дела следует, что ООО «Чермет–Волжский» (юридический адрес: , , ), зарегистрировано в качестве юридического лица "."..г. за основным государственным регистрационным номером №..., директором общества является ФИО1, о чем "."..г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (л.д. №...).

ООО «Чермет–Волжский» эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов: «Установка резервуарная», регистрационный номер №..., расположенный по адресу: , , (копия л.д. №...

На основании решения заместителя руководителя Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица № №... от 12 января 2022 года (копии л.д№...), с 18 января 2022 года по 31 января 2022 года должностными лицами Ростехнадзора по была проведена проверка ООО «Чермет–Волжский» при эксплуатации опасного производственного объекта «Установка резервуарная», регистрационный номер №..., III класса опасности, в рамках контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

В ходе данной проверки должностными лицами административного органа были установлены и отражены в протоколе осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов №... от 31 января 2022 года; акте проверки №№... от 31 января 2022 года (копии л.д. №...) нарушения ООО «Чермет-Волжский» обязательных требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ООО «Волжский–Чермет» зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов: «Установка резервуарная», регистрационный номер №..., III класса опасности, а именно:

- не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 17 апреля 2019 года №..., в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица (не соответствует сведениям, указанным в выписке ЕГРЮЛ), чем нарушены ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ч.ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования в федеральный орган исполнительной власти не была направлена копия страхового полиса, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 3 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

- не обеспечена подготовка и аттестация работников, по направлению осуществляемого вида деятельности, в области промышленной безопасности, а именно, не обеспечено проведение аттестации в области промышленной безопасности (области аттестации Б.1.1, Б.1.11) ответственного за осуществление производственного контроля, чем нарушены ст. 9, ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 2 б Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 года №1365;

- не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отсутствует информация о трубопроводах, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года №471;

- в постоянном технологическом регламенте по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ отсутствует раздел «нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов», чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 42 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически-опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- раздел №3 «Характеристика сырья, материалов, полупродуктов и энергоресурсов» технологического регламента по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ разработан не в соответствии с требованиями правил, а именно, отсутствуют данные, характеризующие исходное сырье, материалы, полупродукты и энергоресурсы, которые необходимо систематизировать в 3 виде таблицы, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 46 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- раздел №6 «Контроль производства и управление технологическим процессом» технологического регламента по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ разработан не в соответствии с требованиями правил, а именно, таблица, разработанная в технологическом регламенте не соответствует таблице, указанной в пункте правил, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 66 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- в разделе №6 «Контроль производства и управление технологическим процессом» технологического регламента по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ отсутствует информация о способах и средствах, исключающих выход параметров за установленные пределы, а также не составлен перечень параметров стадий процесса, управление которыми в ручном режиме запрещается, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 71, 72 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- в разделе №8 «Безопасная эксплуатация производства» технологического регламента по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ отсутствует подраздел «Характеристика опасностей производства» с указанием данных по характеристике пожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, готовой продукции и отходов производства в соответствии с таблицей №1, приведенной в приложении №2 к Правилам; сведений о взрывопожарной и пожарной опасностях, санитарной характеристике производственных зданий, помещений, зон и наружных установок в соответствии с таблицей №2, приведенной в приложении №2 к Правилам, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 80, 81 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- в разделе №8 «Безопасная эксплуатация производства» технологического регламента по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ отсутствует подраздел «Возможные инциденты и аварийные ситуации, способы их предупреждения и локализации» с указанием сведений о возможных инцидентах и аварийных ситуациях, возникающих при несоблюдении требований ведения технологического процесса, выполнения производственных операций, в процессе эксплуатации оборудования и коммуникаций, которые могут стать причиной пожара, взрыва, травмирования или отравления работающих, загрязнения окружающей среды, представленные в соответствии с таблицей №3, приведенной в приложении №2 к Правилам, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 80, 82 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- в разделе №8 «Безопасная эксплуатация производства» технологического регламента по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ отсутствует подраздел «Защита технологических процессов и оборудования от аварий и травмирования работающих», представленный в соответствии с таблицей №4, приведенной в приложении №2 к Правилам, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 80, 83 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- технологический регламент по подготовке и использованию газообразного технического кислорода в газификаторе ГХК-3/1,6-100 ГПЗУ не в полной мере соответствует требованиям норм и правил, в частности, отсутствует «Лист регистрации изменений и дополнений», чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 98 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- аппараты с химически опасными веществами (окисляющее вещество – кислород), установленные на ОПО не оборудованы устройствами для продувки и подключения линий воды, пара, инертного газа, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 134 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- на ОПО не предусмотрена предаварийная сигнализация по предупредительным значениям параметров, определяющим химическую опасность объектов, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.183 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500;

- на ОПО не предусмотрены средства автоматического непрерывного газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в системы ПАЗ, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 190 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 декабря 2020 года №500.

Указанное явилось основанием для выдачи ООО «Чермет-Волжский» предписания №№... об устранении выявленных нарушений в срок до 29 апреля 2022 года (копия л.д. №... а также для составления 08 февраля 2022 года в отношении директора ООО «Чермет-Волжский» ФИО1 протокола об административном правонарушении №07-11-22 по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ, содержащего описание вышеуказанных событий (копия л.д. №...), и вынесения заместителем начальника отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижнее–Волжского управления Ростехнадзора ФИО4 постановления №... от 18 февраля 2022 года о назначении директору ООО «Чермет–Волжский» ФИО1 административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (копия л.д. №...).

Процедура проведения проверки и в дальнейшем возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении в полной мере соблюдена. О каждой стадии проверочных мероприятий и совершения процессуальных действий по делу об административном правонарушении директор ООО «Чермет-Волжский» ФИО1 уведомлялся должностным лицом административного органа заблаговременно и надлежащим образом с вручением необходимых документов.

Нарушений Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при проведении проверки допущено не было.

Документы по делу составлены уполномоченным на это должностным лицом Нижнее–Волжского управления Ростехнадзора по Волгоградской области. Протокол об административном правонарушении содержит описание вышеуказанных событий, соответствующих описанию состава правонарушения, предусмотренного диспозицией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, существенных недостатков не имеет, составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол осмотра помещений составлен с участием представителя юридического лица, подписан без каких-либо замечаний; копия акта проверки от 31 января 2021 года, содержащая перечень выявленных нарушений, директору общества ФИО1 вручена лично, о чем свидетельствует его подпись в соответствующих графах акта проверки.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление по делу вынесено компетентным должностным лицом административного органа.

Установив фактические и правовые обстоятельства по делу, исследовав вышеприведенные доказательства, совокупность которых являлась достаточной для рассмотрения дела по существу, должностное лицо Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пришло к выводу о наличии в действиях директора ООО «Чермет–Волжский» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с указанием в оспариваемом постановлении мотивов принятого решения, а также нормативных актов, несоблюдение которых было допущено директором ООО «Чермет–Волжский» ФИО1

В силу требований действующего законодательства на ООО «Чермет-Волжский», эксплуатирующее в ходе осуществления деятельности опасные производственные объекты, и его работников возложена обязанность по выполнению требований законодательства РФ в области промышленной безопасности.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Из примечания к данной статье следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с положениями Устава ООО «Чермет–Волжский» (копия л.д. №...) директор руководит текущей деятельностью Общества (п. 10.6 Устава), обязан в своей деятельности соблюдать требования законодательства РФ (п. 10.3 Устава), помимо этого несет ответственность за организацию и осуществление производственного контроля в силу п. 2.1 Положения о производственном контроле за соблюдением треюований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Чермет–Волжский», утвержденного директором ООО «Чермет–Волжский» 22 июля 2021 года (копия л.д. №...).

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являющийся директором ООО «Чермет-Волжский», обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, вопреки доводам жалобы, имея на то реальную возможность, в том числе: подать заявление по переоформлению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица в 2020 году, когда ограничений на подачу таких заявлений установлено не было; обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставленных юридическим лицом при регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в части информации о трубопроводах, так как требования по регистрации ОПО, осуществлявшейся в 2016 году в соответствии с положениями Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04 сентября 2007 года №606 (п. 3 приложения 8), по существу в данном случае не изменились; не допускать работников, не прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, к работе на опасных производственных объектах. Доказательств обратного и надлежащего исполнения своих служебных обязанностей по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности ФИО1 не представлено.

При изложенных обстоятельствах, действия директора ООО «Волжский–Чермет» ФИО1 верно квалифицированы по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

При вынесении обжалуемого постановления должностным лицом административного органа существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления должностного лица, допущено не было, нормы материального права применены правильно, постановление по делу вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, порядок привлечения лица к административной ответственности не нарушен, постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержатся обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, получившие свое подтверждение при рассмотрении жалобы.

Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица Ростехнадзора по Волгоградской области в ходе производства по делу, не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Доводы жалобы о возможности освобождения директора ООО «Чермет–Волжский» ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью являются несостоятельными в силу следующего.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», применительно к обстоятельствам конкретного деяния. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера совершенного директором ООО «Чермет–Волжский» ФИО1 противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных в жалобе доводов, не имеется.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, исключительности рассматриваемого случая, и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалах дела не имеется и заявителем, его защитником не представлено.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий, равно как и устранение выявленных нарушений, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Совершенное директором ООО «Чермет–Волжский» ФИО1 правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившееся в нарушении обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасном производственном объекте и последствий указанных аварий, поэтому данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, вопреки доводам жалобы оснований для отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по делу в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих прекращение производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела и жалобы не установлено.

При назначении ФИО1 наказания должностным лицом административного органа в полной мере соблюдены положения ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении наказания учтены смягчающее обстоятельство – совершение правонарушения впервые и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере для должностных лиц и требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, что отвечает требованиям справедливости, соразмерности и целям административного принуждения.

В силу части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

Из анализа вышеприведенных положений закона и обстоятельств настоящего дела возможность снижения административного штрафа менее минимального размера отсутствует.

Иных доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного должностным лицом административного органа постановления, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №... от 18 февраля 2022 года, вынесенное с учетом всех обстоятельств дела, подтвержденное совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) ФИО4№... от 18 февраля 2022 года о привлечении директора ООО «Чермет-Волжский» ФИО1 к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Н.Г. Винецкая