Дело № 12-16/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2014 года г. Белебей
Судья Белебеевского городского суда Республики Башкортостан Мифтахова Р.Х., рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район РБ о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении осуществления регулярных перевозок пассажиров без заключения с уполномоченным органом местного самоуправления договора на выполнение указанных перевозок, что предусматривает административную ответственность по ч. 6 ст. 13.11 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ № и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, ФИО3 подал жалобу, в которой просил отменить постановление и производство по делу прекратить, мотивируя тем, что у должностного лица ФИО1 отсутствуют полномочия, предусмотренные действующим законодательством по составлению протокола об административном правонарушении. Обжалуемое постановление вынесено административной комиссией при администрации MP Белебеевский район РБ, состав которой не утверждён законом РБ, следовательно, комиссия не имеет полномочий по привлечению к административной ответственности. Субъект РФ не может по своему усмотрению наделять органы местного самоуправления полномочием на создание административной комиссии и иного коллегиального органа, имеющих право привлечения к административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Исходя из изложенного Пленум Верховного Суда РФ в подп. «е» п. 18 Постановления от 28.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» обратил внимание судов на необходимость при проверке компетенции органа, издавшего оспариваемый нормативной правовой акт, учитывать, что субъекты РФ не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности. Действующим законодательством РБ полномочия по привлечению к административной ответственности, административной комиссией при администрации MP Белебеевский район РБ не предусмотрены. Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь краткой формальной отпиской, не провел в полном объеме фактического исследования. Подтверждением этого является отсутствие в мотивировочной части постановления, указаний на конкретные обстоятельства, достаточные с точки зрения принципов разумности, обоснованности и законности, явившиеся основанием для вынесения данного постановления. Он является водителем транспортного средства. Обязанности водителя транспортного средства, участвующего в дорожном движении, установлены Правилами дорожного движения Российской Федерации. Перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и предъявлять для проверки, установлен п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ. Наличие у водителя транспортного средства заключенного договора с Администрацией городского поселения г. Белебей MP Белебеевский район РБ, этим перечнем не предусмотрено. По аналогичным вопросам привлечения водителей к административной ответственности за отсутствие документов не предусмотренных ПДД РФ, Верховный Суд РБ кассационным определением от 16.04.2009 года по делу № 33-2584, сделал вывод о недопустимости установления нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления обязанности для водителя транспортного средства наличия документов, не предусмотренных правилами дорожного движения. Решением Белебеевского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № отменено постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное административной комиссией при администрации МР Белебеевский район РБ в отношении ФИО3, за отсутствие заключенного договора с администрацией городского поселения г. Белебей МР Белебеевский район РБ. В протоколе об административном правонарушении в нарушении ст. 28.2 КоАП РФ, отсутствует ссылка на норму права обязывающую водителя транспортного средства заключать и иметь при себе договор с муниципальным образованием. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ.
На судебное заседание заявитель не явился, его интересы по доверенности представлял ФИО4
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО4 доводы жалобы поддержал и просил удовлетворить.
Инспектор административной комиссии ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, так как считает постановление административной комиссии законным и обоснованным. В Республике Башкортостан порядок и состав административных комиссий определен законном РБ от 22.01.2004 № 64-з «Об административных комиссиях в РБ». В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного закона административные комиссии – являются постоянно действующими коллегиальными органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом РБ и отнесенных к их компетенции. Во исполнение закона РБ от 10.10.2006 № 354-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиям РБ по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий», Закона РБ от 22.01.2004 № 64-з «Об административных комиссиях в Республике Башкортостан», постановлением Администрации муниципального Белебеевский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ была создана административная комиссия при Администрации муниципального района Белебеевский район РБ. Таким образом, порядок создания Административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район РБ, не нарушает положений ФЗ № 184 –ФЗ. Согласно ч. 8 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях» от 23.06.2011 № 413-з в связи с наделением законами РБ органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочиями по созданию административных комиссий и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должностные лица местных администраций муниципальных районов и городских округов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями настоящего Кодекса, подлежащих рассмотрению указанными комиссиями. Административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 14.2 КоАП РФ, поэтому у должностного лица ФИО1 – члена административной комиссии при Администрации МР Белебеевский район РБ имеются полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях. Согласно п. 1.6.4 Положения об организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями в границах городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район РБ, утв. Решением Совета городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № водитель – лицо, управляющее транспортным средством и принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, имеющее: водительское удостоверение категории не ниже «Д»; документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения автобусом; путевой лист, а также документ, подтверждающий право осуществления перевозок по регулярному маршруту.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу:
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 (пункты 3, 4) Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение вопросов:
- организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (п. 12);
- установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актом органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (п. 39).
Пунктами 5, 7 части 1 статьи 14, пунктами 5, 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1 - 3 статьи 7, пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона года 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 1.3 (п. 3 ч. 1) КоАП РФ, к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела ФИО3, водитель транспортного средства административной комиссией при администрации МР Белебеевский район РБ был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ.
Так, ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена ответственность за нарушение общественного порядка на транспорте, а именно за осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах поселения, городского округа, между поселениями в границах муниципального района без заключения с уполномоченным органом местного самоуправления договора или получения документа на выполнение указанных перевозок, если заключение такого договора, получение такого документа предусмотрено муниципальным нормативным правовым актом, а равно осуществление перевозок по маршруту, не включенному в реестр маршрутов муниципальных перевозок, предусмотренный муниципальным нормативным правовым актом.
Санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель и по требованию сотрудника полиции передавать им для проверки установлен п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года № 112. За нарушение водителем требований п. 2.1.1 Правил дорожного движения установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 12.3 КоАП РФ.
Наличие у водителя транспортного средства договора заключенного с органами местного самоуправления на выполнение перевозок пассажиров и багажа, этим перечнем не предусмотрено.
Между тем, в соответствии со ст. ст. 2, 3, 4, 8, 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), - это лицензируемый вид деятельности.
Соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является лицензионным условием и требованием.
Исполнение приведенных предписаний федерального законодателя - безусловная обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий и требований влечет наступление административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.
Приведенные нормы обуславливают особенности установления административной ответственности субъектом Российской Федерации и из их анализа следует, что требования, предъявляемые к организации транспортных перевозок, урегулированы федеральным законодателем.
Из анализа ст. ст. 1.1, 1.2, 1.3, 1.3.1, ч. 1 ст. 1.8 КоАП РФ вытекает, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, одновременно установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом, а также требования, предъявляемые к форме и содержанию правовой нормы, ее согласованности в системе действующего правового регулирования.
Напротив, объект и объективная сторона ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ указывают на то, что законодателем субъекта РФ административная ответственность установлена за несоблюдение правил, требований, обязанностей в области организации транспортных пассажирских перевозок и транспортного обслуживания, регламентированных вышеприведенным федеральным законодательством.
Таким образом, в данном случае неопределенность правовых норм ведет к их неоднозначному пониманию и, следовательно, снижает уровень правовых гарантий граждан, должностных и юридических лиц, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях, что в такой ситуации допускает возможность произвольного их применения, необоснованного привлечения к административной ответственности, в том числе повторного за одно и то же административное правонарушение, и нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Таким образом, ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ, устанавливающая административную ответственность за осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах поселения, городского округа, между поселениями в границах муниципального района без заключения с уполномоченным органом местного самоуправления договора или получения документа на выполнение указанных перевозок, если заключение такого договора, получение такого документа предусмотрено муниципальным нормативным правовым актом, а равно осуществление перевозок по маршруту, не включенному в реестр маршрутов муниципальных перевозок, предусмотренный муниципальным нормативным правовым актом, противоречит федеральному законодательству в сфере организации транспортного обслуживания населения, поскольку федеральным законодательством уже установлены легитимные ограничения в указанной сфере (требования лицензирования) и за них установлена административная ответственность федеральным законом - Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации.
И, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом (постановления от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П и от 21.01.2010 № 1-П).
В связи с противоречием ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ федеральному законодательству, постановление № о назначении ФИО3 административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.
Кроме того, привлечение к административной ответственности водителя по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ за осуществление им регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту без заключения договора на выполнение указанных перевозок, которая должна заключаться не водителем, а перевозчиком, нарушает принцип презумпции невиновности, предусмотренный ст. 1.5 КоАП РФ, поскольку лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушении, в отношении которых установлена его вина, и в нарушение положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ не обеспечивает законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.
Таким образом, в действиях водителя ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ФИО3 на постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворить.
Постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО3 по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РБ от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: (подпись) Р.Х. Мифтахова
Копия верна.
Председатель Белебеевского городского суда
Республики Башкортостан ФИО5