ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/17 от 19.01.2017 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

№12-16/17 Р Е Ш Е Н И Е

г. Анжеро-Судженск 19 января 2017 года

Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Ефременко И.В.,

с участием представителя лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» -Аносовой Д.К., действующей на основании доверенности от <дата>.,

представителя Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области- ст.государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведрова Н.С. (доверенность -МК от <дата>),

рассмотрев жалобу МП г. Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» на постановление о назначении административного наказания от <дата>, вынесенного ст.государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведровым Н.С., в отношении МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания от <дата>. МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100.000,00рублей.

Согласно вышеуказанного постановления вынесенного ст.государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведровым Н.С., установлено, что юридическое лицо- Муниципальное предприятие города Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015года в размере 2 190,88рублей, карточкой лицевого счета МП «Ритуальные услуги» подтверждено, что предприятием за 4 квартал 2015года не внесена плата за размещение отходов в размере 2 190,88рублей.

По представленным расчетам платы МП «Ритуальные услуги» установлено, что в 4 квартале 2015 года в результате деятельности предприятия образовались следующие виды отходов: мусор от бытовых и офисных помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (0,32 тонны); смет с территории предприятия малоопасный (0,28 тонны). Всего в 4 квартале 2015 года МП «Ритуальные услуги» размещено отходов сверх установленного лимита на сумму 2 190,88 руб. МП «Ритуальные услуги» в 4 квартале 2015 года осуществляло обращение с отходами: накопление на территории предприятия, размещение отходов. В 4 квартале 2015 года МП «Ритуальные услуги» размещено отходов сверх установленного лимита на сумму 2 190,88 руб.

В соответствии с п. 6 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632, в случае отсутствия у природопользователя, оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Из расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года МП «Ритуальные услуги» следует, что вся сумма платы за размещение отходов учтена как сверхлимитная.

Соответственно нормативы образования отходов и лимиты на их размещение МП «Ритуальные услуги» не установлены, нарушены положения ч. 1 ст. 24 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «00 охране окружающей среды», абз. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50, таким образом МП «Ритуальные услуги» допустило административное правонарушение, заключающееся в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвержденных уполномоченным органом (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что квалифицируется по ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела не было установлено каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, которые Предприятие не могло предвидеть и предотвратить при принятии всех зависящих от него мер, и в связи с которыми МП «Ритуальные услуги» не могло соблюдать требования по получению утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Сведения о принятии Предприятием мер, направленных на утверждение нормативов и лимитов, в ходе административного производства, не представлены.

Также должностным лицом был исследован вопрос о возможности применения в отношении правонарушения, совершенного Предприятием, ст. 2.9 КоАП РФ, было установлено, что из имеющихся в деле доказательств не усматривается каких-либо исключительных обстоятельств для признания правонарушения, совершенного МП «Ритуальные услуги», малозначительным. Правонарушение, заключающееся в образовании отходов и обращении с отходами (накопление, размещение) в отсутствие установленных нормативов и лимитов создает угрозу для окружающей природной среды. В ходе рассмотрения дела обстоятельства, установленные ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, и служащие основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не были установлены.

При назначении наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, с учетом имущественного и финансового положения, МП «Ритуальные услуги» было назначено наказание в виде административного штрафа по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере - 100 000 (сто тысяч) рублей.

<дата>. МП города Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» направлена жалоба на Постановление о назначении административного наказания , в которой представитель Аносова Д.К. просит суд постановление о назначении административного наказания от <дата>., вынесенного ст.государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведровым Н.С., в отношении МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, малозначительностью. Полагает, что административным органом не было установлено фактическое наличие у МП города Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» каких-либо отходов деятельности, инспектор на место совершения административного правонарушения не выезжал, осмотр занимаемого помещения предприятием не производился. Имеющиеся сведения об отчетности предприятия и произведенной плате за негативное воздействие на окружающую среду не может являться доказательством деятельности в области обращения с отходами. Постановление о назначении административного наказания в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено, и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,- подлежит прекращению. Кроме того полагает, что административный орган, в данной конкретной ситуации не применил понятие малозначительности к данному правонарушению. Никакой реальной угрозы экологии предприятие не создало. Отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данном случае не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

В судебном заседании представитель МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» - Аносова Д.К., уточнив свои требования просила суд о снижении размера штрафа, назначенного постановлением от <дата>, то есть о применении ст.4.1 КоАП РФ.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области- ст.государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведров Н.С. отнес применение статьи 4.1 КоАП РФ к размеру назначенного им штрафа на усмотрение суда, в целом считает постановление от <дата> соответствующим требованиям закона.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия постановления <дата> о назначении административного наказания от <дата>., вынесенного ст.государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведровым Н.С., в отношении МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, получена МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» <дата>. (л.д.8). <дата>. МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» почтовой корреспонденцией подана жалоба на Постановление о назначении административного наказания (л.д.32).

Суд приходит к выводу о том, что жалоба подана в установленный законом срок и препятствий к её рассмотрению не имеется.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно требованиям п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

Статья 1.5 КоАП РФ определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Из материалов дела усматривается, что МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» в 4 квартале 2015года допустило административное правонарушение, заключающееся в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвержденных уполномоченным органов (Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «00 охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия- на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50.

Пунктом 4 вышеуказанного Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются- индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Пунктом 5 Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Роснрироднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Факт совершения МП «Ритуальные услуги» административного правонарушения, квалифицируемого по ст.8.2 КоАП РФ подтверждается протоколом

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Порядок привлечения МП «Ритуальные услуги» к административной ответственности не нарушен, постановление о привлечении МП «Ритуальные услуги» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При рассмотрении дела должностное лицо Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установил все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, правильно применил положения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, дав правильную юридическую оценку действиям МП «Ритуальные услуги» и сделал обоснованный вывод о его виновности.

Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено с учетом принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления, не допущено.

Также должностным лицом был рассмотрен вопрос о возможности применения в отношении МП «Ритуальные услуги» малозначительности совершенного административного правонарушения, не было усмотрено оснований для признания правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица.

В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, судья районного суда не усмотрел оснований для признания данного правонарушения малозначительным. Характер совершенного правонарушения, представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного МП «Ритуальные услуги» административного правонарушения, поскольку существенным образом нарушает охраняемые законом общественные отношения.

Оснований для переоценки выводов должностного лица в данном случае у суда не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, а также имущественное и финансовое положение юридического лица, считаю возможным снизить размер административного штрафа до 50 000 руб.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежат изменению в указанной части.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалоб, на постановления административных органов по делам об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания от <дата>., вынесенного ст.государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведровым Н.С., в отношении МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, изменить, снизить МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги» с применением положений ч.3.2,ч.3.3 ст.4.1 КРФ об АП наказание в виде административного штрафа до 50 000 руб. В оставшейся части постановление от <дата>. ст.государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Неведрова Н.С. оставить без изменения, жалобу МП г.Анжеро-Судженска «Ритуальные услуги»-без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Анжеро-Судженский городской суд.

Судья И.В. Ефременко