ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/18 от 11.01.2018 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Мировой судья судебного участка Дело

в Куйбышевском судебном районе

в г. Омске Жовнер Е.А.

РЕШЕНИЕ

11 января 2018 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.А.,

с участием старшего помощника прокурора Омского района Омской области Даниловой Н.Ю.,

при секретаре Мусаевой Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Басс В.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 89 в Куйбышевском судебном районе в городе Омске от 15 ноября 2017 года (резолютивная часть объявлена 14.11.2017) о привлечении Басс В.Г. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя прокурора Омского района Омской области Курбацкин А.Н. 17 октября 2017 г. в отношении заместителя главы Омского муниципального района Омской области по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Басс В.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ по следующим основаниям.

Басс В.Г., являясь должностным лицом - заместителем главы Омского муниципального района Омской области по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности, ответом от 15 августа 2017 года отказала в удовлетворении заявления А. А.Е. от 17.07.2017 о предоставлении земельного участка в виду того, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, указыв также в ответе, что согласно выписке из ЕГРИП от 09.08.2017 основным видом деятельности ИП А. А.Е. является деятельность в области права, что противоречит требованиям Закона.

Постановлением мирового судьи судебного участка в Куйбышевском судебном районе в городе Омске от 15 ноября 2017 года Басс В.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Басс В.Г. по не предусмотренным законом основаниям отказала в удовлетворении заявления гражданина о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка.

Не согласившись с принятым постановлением, Басс В.Г. обратилась в районный суд с апелляционной жалобой, в которой указала, что считает постановление мирового судьи незаконным поскольку во-первых: А. А.Е. обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области 17.07.2017 не с заявлением о предоставлении земельного участка, а с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ; во-вторых: А. А.Е. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное заместителем прокурора Омского района Омской области 17.10.2017, основано на нормах ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, которые регулируют особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания и сооружения, и не имеют никакого отношения к регламентации процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Кроме того, суд, в качестве основания для привлечения ее к административной ответственности, сослался на письмо заместителя директора Департамента недвижимости Минэкономразвития, которое разъясняет применение положений ст. 39.18 Земельного кодекса РФ и не имеет отношения к заявлению А. А.Е., а кроме того, в соответствии с положением о Министерстве экономического развития РФ № 437 от 05.06.2008, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному толкованию положений действующего законодательства РФ. Просила постановление по делу отменить, производство прекратить.

В рассмотрении апелляционной жалобы Басс В.Г. участие не принимала, извещалась судом надлежаще. Об отложении судебного заседания 18.12.2017 представила письменное ходатайство, об отложении судебного заседания 11.01.2018 ходатайств не заявила.

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Басс В.Г.

Старший помощник прокурора Омского района Омской области Данилова Н.Ю. с доводами жалобы не согласилась, поддержала изложенное в письменном отзыве на жалобу, просила оставить без изменения постановление мирового судьи.

Выслушав прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Часть 3 статьи 19.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Распоряжением № 88 от 25.05.2015 Басс В.Г. с должности председателя Комитета по правовой политике переведена на должность заместителя Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности (л.д. 6).

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 30.04.2013 № П-13/ОМС-602 «О распределении обязанностей между руководителями Администрации Омского муниципального района» (с изм. и доп.) установлено, что заместитель Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности ведет вопросы эффективного управления имущественными и земельными ресурсами, находящимися в распоряжении муниципального района, архитектуры и градостроительной деятельности; обеспечивает исполнение Администрацией муниципального района полномочий, в том числе: в сфере земельных отношений в части предоставления земельных участков юридическим и физическим лицам и иным субъектам из земель, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, не разграниченной между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в пределах компетенции Администрации муниципального района (Приложение № 1 к Постановлению от 30.04.2013 № П-13/ОМС-602 в ред. от 21.05.2015) (л.д. 15).

17.07.2017 в Администрацию Омского муниципального района Омской области обратился А. А.Е. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в безвозмездное пользование, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК, ст. ст. 39.14, 39.15 ЗК РФ, ст. 10 Закона Омской области О регулировании земельных отношений в Омской области, п. 76 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 №1, просил предварительно согласовать предоставление в безвозмездное пользование (сроком на шесть лет) земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира (жилой дом). Участок находится примерно в 2144 м. от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Омская область Омский район <адрес>, площадью 520273 кв.м. в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый участок необходимо образовать из земель, относящихся к неразграниченной государственной собственности; основанием предоставления земельного участка без проведения торгов являются положения пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ; цель использования земельного участка – для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Просил установить земельному участку вид разрешенного использования – под овощеводство. КФХ создается единолично.

К заявлению А. А.Е. приложена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, копия паспорта гражданина РФ (л.д. 36-38).

Письмом от 15.08.2017 за подписью заместителя Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности В.Г. Басс, руководствуясь пп. 2 п.1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации А. А.Е. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером 55:20;080101:ЗУ1 в виду того, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что согласно выписке из ЕГРИП от 08.09.2017 основным видом деятельности ИП А. А.Е. является деятельность в области права, что противоречит требованиям закона (л.д.32-34, 39).

Указанный отказ послужил основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении Басс В.Г. (л.д. 2-5).

Признавая Басс В.Г. виновной в совершении инкриминируемого административного правонарушения, мировой судья пришли к выводу, что нормы земельного законодательства не исключают возможности предварительного согласования предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданину, не являющемуся на момент подачи заявления Глаой К(Ф)Х. Действия Басс В.Г. по отказу А. А.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.

В соответствии с положениями ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статья 39.3 регламентирует случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Статьей установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В частности без проведения торгов осуществляется продажа: 8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; 10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

Статья 39.18 ЗК РФ определяет особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи в случае поступления … заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Статья 39.10 ЗК РФ регламентирует предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

Согласно ст. 10 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1743-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование: гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем шесть лет на территории муниципальных образований Омской области, определенных в приложении № 2 к настоящему Закону;

Статья 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Пунктом 1 настоящей статьи установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"…

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; …

Согласно пункту 8 данной статьи предоставление земельных участков … гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статья 39.15 ЗК РФ регламентирует предварительное согласование предоставления земельного участка, определяет перечень сведений, содержащийся в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 1); а также перечень прилагаемых к заявлению документов.

Согласно подпункту 1 пункта 2 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

При этом в соответствии с п. 76 данного Перечня в качестве заявителей, которым может быть предоставлен земельный участок, предназначенный для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности по основанию, предусмотренному пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, указаны как граждане, так и уже действующие крестьянские (фермерские) хозяйства.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как установлено судом по результатам рассмотрения администрацией Омского муниципального района Омской области обращения А. А.Е. по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством дан ответ от 15.08.2017 исх-17/ОМ-7116 за подписью заместителя Главы Омского муниципального района Омской области по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Басс В. Г., которым А. А.Е. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 2 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в виду того, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Указание нормы, на основании которой заявителю отказано, не соответствует изложенному в ответе основанию отказа. Как следует из пояснений апеллянта в ходе судебного разбирательства указание на пп. 2 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в ответе дано ошибочно. Фактически отказано по основанию, установленному пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ, в виду того, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно, указано, что деятельность А. А.Е. не связана с основными видами деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (К(Ф)Х).

Между тем, как верно установлено мировым судьей, законодательно установлена возможность предварительного согласования предоставления либо предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданину не являющемуся на момент подачи заявления главой крестьянского (фермерского) хозяйства (К(Ф)Х) и не осуществляющему деятельность, связанную с основными видами деятельности К(Ф)Х.

Таким образом, мировым судьей верно установлены обстоятельства административного правонарушения. Вывод мирового судьи о наличии в действиях должностного лица - заместителя Главы Омского муниципального района Омской области по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Басс В.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ, является обоснованным.

Рассматривая доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд находит их необоснованными. Подача А. А.Е. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности являлась необходимым этапом для последующего обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.

Отказывая заявителю на данном этапе, заместитель Главы муниципального района по вопросам земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Басс В.Г. фактически лишила А. А.Е. возможности осуществления дальнейших действий.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено на основании установления фактических обстоятельств по делу и оснований отказа со ссылкой на соответствующие нормы права, при этом сам отказ содержит несоответствия нормы и фактического основания отказа.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Мировым судьей изучены, проанализированы и оценены все представленные по делу доказательства в соответствии с положениями норм главы 26 КоАП РФ.

Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшегося по настоящему делу постановления, в жалобе не содержится.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи от 15.11.2017, вынесенного в отношении Басс В.Г. и удовлетворения жалобы по изложенным в ней основаниям.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 89 в Куйбышевском судебном районе в городе Омске от 15 ноября 2017 года (резолютивная часть объявлена 14.11.2017) о привлечении Басс В.Г. к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.9 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Басс В.Г. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения.

Судья