ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/18 от 19.03.2018 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-16/18

Р Е Ш Е Н И Е

По жалобе на постановление об административном правонарушении

г.Волжск 19 марта 2018 года

Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Емельянова Е.Б.,

При секретаре Никифоровой Л.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - должностного лица - директора ООО «Кедр» ФИО1,

представителя административного органа - заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2,

представителя заинтересованного лица Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ФИО3 ( по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ООО «Кедр» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2 по делу об административном правонарушением за от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ст.8.39КоАП РФ, которым:

директор ООО «Кедр» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и подвергнут административному взысканию в виде административного штрафа в размере 15 (Пятнадцать) тысяч рублей,

Установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2 по делу об административном правонарушением за №19 от 26 декабря 2017 года - должностное лицо директор ООО «Кедр» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39. КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб. 00 коп.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор ООО «Кедр» подал жалобу, в которой указал, что с постановлением не согласен по следующим основаниям, так как в его действиях не имеется объекта правонарушения, предусмотренного ст.8.39. КоАП РФ, объективной стороны административного правонарушения и не установлена его вина. Рубка сырорастущего леса в квартале 51 выделы 14,16, а также <...> деревьев хвойных пород (общая площадь вырубки около - 0,05га) на территории Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» была произведена в пределах охранной зоны линии электропередачи ВЛ-10кВ Помары 1010, ВЛ-10кВ Помары 1005, принадлежащей на праве собственности ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее по тексту МРСК) на законном основании. ООО «Кедр» осуществлял работы по вырубке леса во исполнении заключенного договора подряда №407/16 от 03.11.2016г., по условиям которого ООО «Кедр» обязалось производить рубку лесных насаждений в пределах охранных зон линейных объектов, принадлежащих МРСК на праве собственности. Данный договор был заключен для исполнения судебного решения. Письмами от 27.05.2015г. за №224, от 24.06.2015г. за №242а ФГБУ «НП «Марий Чодра» уведомило МРСК о внесении изменений в лесохозяйственный регламент и проведении отвода лесных участков под рубку. Именно в рамках исполнении решения суда по возбужденному исполнительному производству ООО «Кедр» осуществляло работы в квартале 51 выделы 14, 16, а также в квартале 62 -10 деревьев Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «НП «Марий Чодра». Ведение данных работ было согласовано с национальным парком, подписанными со стороны ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» документами: актами приема-передачи заготовленной древесины от 21.12.2017г., актом осмотра лесосеки №3 от 21.12.2017г., актом осмотра лесосеки №2 от 21.12.2017г.

Директор ООО «Кедр» полагает, что:

срубленная древесина находилась в пределах охранной зоны линии электропередачи ВЛ-10кВ Помары 1010, ВЛ-10кВ Помары 1005 специально выделенной для целей рубки леса и содержания просеки в пожаробезопасном состоянии, на территории не имеющей особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекрационного и оздоровительного значения;

рубка была произведена на законных основаниях – на основании вступившего в силу решения Звениговского районного суда РМЭ от 27 ноября 2013 года, заключенного сервитута от 06.02.2013 года, а также договора подряда за №407/16 от 03.11.2016г., заключенного между ООО «Кедр» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья», согласованных ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» технологических карт №11 и №12 от 01.10.2017г.

В связи с вышеизложенным считал, что в его действиях как должностного лица отсутствуют действия прямо запрещенные законом, подзаконными нормативными документами, как следствие отсутствует нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды на территории Национального парка.

Директор ООО «Кедр» ФИО1 просит суд обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, производство по делу прекратить.

При рассмотрении жалобы директор ООО «Кедр» ФИО1 жалобу, ее доводы и требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного органа – заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2, просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, поддержала правомерность имеющегося административного материала и законность его составления, а также возражения на поданную жалобу.

Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ФИО3 (по доверенности) с жалобой ФИО1 согласна. Просила ее удовлетворить.

Допрошенный в качестве свидетеля, руководитель ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» М.В.В. показал, что заявленное ООО «Кедр» письмо от 25.10.2017г. не является в установленном порядке согласованием производимой вырубки. В квартале 62 требовалось повторное декларирование..

Рассмотрев жалобу должностного лица директора ООО «Кедр» ФИО1, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе натурного осмотра 15 декабря 2017 года территории Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выявлено нарушение природоохранного законодательства, а именно обнаружена рубка сырорастущего леса. В квартале 62, выд.21 восьми сырорастущих деревьев породы сосна диаметры пней - 45х42 см, 56х71см, 41х46см, 29х25см, 40х40см, 50х50см, 47х48см, 45х45см и двух сухостойных деревьев породы сосна с диаметром пней 19х19см, 22х23см. Общая площадь вырубки составила около 0,05 га. Вырубленная древесина на делянке отсуствует- вывезена. В квартале 51, выд.14,16 площадь рубки составляет около 0,5га. Обнаружены пни сырорастущих деревьев породы сосна в количестве 15 штук, породы береза в количестве 2 штуки. Древесина на делянке отсутствует – вывезена. Рубка леса в результате проведения расчистки и расширения охранных зон линий электропередач в вышеуказанных кварталах на территории особо охраняемой природной зоны (ООПТ) федерального значения проводилась без оформления необходимых разрешительных документов, а именно без лесной декларации.

В силу действующего законодательства особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Основными задачами национального парка являются: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Исходя из вышеуказанных норм закона, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

е) деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.

Согласно Приказа МПР РФ от 12.03.2008 г. № 54 леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями

Этим же приказом установлено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (часть 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации.

В лесах, которые расположены на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Суд принимает доводы административного органа, что в квартале 51, выделах 14,16 и в квартале 62, выделе 21, Яльчинского участкового лесничества, правовым режимом функциональной зоны иное не установлено.

Земельные участки, на которых проводились рубки ООО «Кедр» (квартал 51, выдела 14,16; кв. 62, выдел 21 Яльчинского участкового лесничества) предоставлены ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в постоянное (бессрочное) пользования, на что указывают распоряжение №28 от 17.08.2016 г., акт приема-передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование от 17.08.2016 г., выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 28.09.2016 г.

Материалами дела установлено, что у ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (МРСК) с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл заключено соглашение об установлении сервитута.

Также при рассмотрении дела установлено, что решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 27.11.2013 года было присуждено к исполнению ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра»- произвести отвод площадей лесных участков с целью назначения в рубку в соответствии с требованиями положений Лесного кодекса РФ, Правил заготовки древесины. При буквальном толковании решения суда МРСК присудили привести в соответствие ширину просеки охранных зон ЛЭП, в соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон в срок до 27 ноября 2015 года.

Решение суда сторонами по делу не обжаловалось. Для исполнения решения суда в 2015 году в Национальном парке было заявлено на рубку 5270 куб.м ликвидного объема вырубаемой древесины на площади 31,07 га и в 2017 году еще 262 куб.м на площади 15,95 га. Это обстоятельство также подтверждено материалами дела. Не отрицалось сторонами.

Исходя из имеющихся писем от 27.05.2015 г. № 224 и от 24.06.2015 <...> «Марий Чодра» предлагал МРСК рассмотреть вопрос об объеме вырубаемой древесины, определенные в соответствии с Лесной декларацией от 0.04.2015г. на 2015 год. Но МРСК не согласовало характеристику и объем вырубаемой древесины, а также место проведения рубки лесных насаждений с целью расчистки и расширения охранных зон ЛЭП.

Парком неоднократно указывалось МРСК на отсутствие Лесной декларации. Акты подписывались представителями МРСК и ООО «Кедр».

Как было указано выше, ООО «Кедр» осуществляло работы в квартале 51, выделах 14,16 и в квартале 62, выделе 21 Яльчинского участкового лесничества в рамках исполнения Решения Суда, а также в рамках возбужденного в отношении МРСК исполнительного производства и действующего договора подряда № 3407/16 от 03.11.2016г. между ООО «Кедр» и МРСК, и производство работ было согласовано с ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и подтверждением этому по мнению подателя жалобы являются технологические карты, которые приобщены к материалам дела.

Суд приходит к выводу, что все вышеуказанное не является достаточным основанием для проведения рубки на территории ООПТ федерального значения.

На основании п. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ, лицам, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ. Как уже было выше указано, на земельные участки, где велись рубки ООО «Кедр».

ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» имеет свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании землей. У ООО «Кедр» какого-либо права на вышеуказанные земельные участки не имеется.

На основании ст. 26 Лесного кодекса РФ, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ежегодно предоставляет Лесную декларацию в уполномоченный федеральный орган государственной власти, путем подачи заявлений об использовании лесов в соответствии с Проектом освоения лесов. ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в Лесной декларации от 01.04.2015 г. на 2015 г. задекларировал вышеуказанные рубки, а именно в кв. 51, выделы 14, 16 и в кв. 62, выдел 21 Яльчинского участкового лесничества.

В Лесной декларации от 01.04.2017 г на 2017 г. не задекларированы вышеуказанные рубки, а именно в кв. 51, выделы 14, 16 и в кв. 62, выдел 21 Яльчинского участкового лесничества.

Пунктом 1 раздела I Приказа Минприроды России № 367 от 27.06.2016 г. «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», предусмотрено, что без технологической карты выполнение лесосечных работ не допускается. Технологическая карта составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

Письмом Парка № 502 от 03.10.2017 г. ООО «Кедр» был уведомлен, что работы по расчистке и расширению (вырубки охранной зоны) просек ЛЭП возможно на основании Лесной декларации на 2017 год. Лесной декларации представлено не было.

ООО «Кедр» А.Г., как подрядная организация также обязаны вести работы с соблюдением лесного и природоохранного законодательства. ООО «Кедр», в лице руководителя был информирован ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра»о том, что на проведение мероприятий по рубке лесных насаждений, таких, как расчистка и расширение линий охранных зон ЛЭП, необходимо предоставление Лесной декларации в Минприроды России.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Суд приходит к выводу, что своими действиями ООО «Кедр» совершило деятельность, влекущую за собой нарушение почвенного покрова и условия обитания объектов растительного и животного мира. Нарушило п.п.Б,Е п.2 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 года за №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», то есть установленный режим охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории федерального значения. Осуществление вырубки при отсутствии лесной декларации. Материалами дела установлена в полном объеме состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8. 39.КоАП РФ.

Ввиду критериев виновности должностного лица, обозначенных в статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Процессуальных нарушений при составлении протокола и вынесении постановления, не усматривается.

На основании выше изложенного, не имеется оснований для удовлетворении жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 24.5 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2 по делу об административном правонарушением за №19 от 26 декабря 2017 года, предусмотренном ст.8.39КоАП РФ, которым должностное лицо -директор ООО «Кедр» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39. КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 15000руб. оставить без изменения, жалобу директора ООО «Кедр» ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья: Емельянова Е.Б.