Ад. дело № 12-16/2019 .
РЕШЕНИЕ
04 сентября 2019 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Соловьёвой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Хоринского района по пожарному надзору ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Хоринского района от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Администрации сельского поселения «Хасуртайское»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка Хоринского района РБ ФИО2 от 18.07.2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица администрации сельского поселения «Хасуртайское» на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Главный государственный инспектор Хоринского района по пожарному надзору ФИО1 не согласившись с постановлением мирового судьи, подал жалобу, мотивировав ее тем, что юридическим лицом не в полном объеме исполнены пункты 1, 4, 8, 11, 12 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
не в полном объеме предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение на территории села Хасурта (в том, числе здание администрации <адрес>), т.е. имеются не прикрытые наружным противопожарным водоснабжением территории застройки;
4. определены порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа, однако руководителем организации не пройден пожарнотехнический минимум;
8. за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров закреплены моторист и водитель, однако они не прошли специальную подготовку для работы на указанной технике;
допускается использование территории противопожарных расстояний с Восточной стороны населенного пункта села Хасурта по <адрес> до лесничества под строительство различных сооружений и подсобных строений. Отсутствие противопожарных разрывов создает реальную угрозу перехода лесного пожара на жилой массив и как следствие угрозу жизни и здоровью людей;
не созданы для целей пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности», при наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественного водоисточника (реки Хасурта) к нему не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На запрос о предоставлении информации по исполнению данного нарушения главой муниципального образования был дан письменный ответ: «По вопросу устройства пирса поясняем: проведена планировка площадки для устройства твердого покрытия, сделано углубление в реке Хасурта для забора воды. В настоящее время составляется смета на устройство пирса». О работе по установке восьми плит около <адрес> в письме не указано.
В установочной части постановления № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что мировой судья, выслушав участников производства по делу, исследовав материалы, приходит к выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушение предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор. В противоречие этому мировой судья принимает решение о прекращении производства по делу административном правонарушении в отношении юридического лица за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Вместе с этим в вышеуказанном постановлении нарушения обязательных требований пожарной безопасности пункты 4 и 8 во внимание мировым судьей не приняты, а именно руководителем организации не пройден пожарно-технический минимум, за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров закреплены моторист и водитель, однако они не прошли специальную подготовку для работы на указанной технике.
В судебном заседании главный государственный инспектор Хоринского района по пожарному надзору ФИО1 жалобу поддержал, по доводам, изложенным в ней, просил суд постановление мирового судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Представитель Администрации СП «Хасуртайское» - глава сельского поселения ФИО5 представила суду возражения на жалобу, в которой указывает, что Администрация выполнила все зависящие от нее мероприятия для исполнения предписания по устранению требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
По наружному противопожарному водоснабжению на территории села Хасурта, требующего значительных финансовых расходов, администрация неоднократно обращалась за помощью в Правительство Республики Бурятия, которым в настоящее время организована работа по составлению бюджетной заявки на финансирование проектно-сметной документации на устройство наружного противопожарного водоснабжения. Данная работа ведется крайне медленно, поэтому администрацией направлено письмо Заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности ФИО3 (исх.№ от 08.08.2019г). Кроме того, Советом глав сельских поселений направлено письмо депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации ФИО4 по изменениям нормативов установки пожарных резервуаров (письмо от 28.08.2019г.), а также направлены письма руководством района с просьбой оказания помощи по установке противопожарных емкостей.
По пунктам 4 и 8 предписания по вопросу прохождения пожарнотехнического минимума руководителем организации и прохождения специальной подготовки для работы на указанной технике администрация обращалась к руководству Хоринского района для организации централизованного обучения, хотя моторист проходил обучение (срок действия удостоверения до 05.04.2018г.) и имеет опыт практической работы, ранее в 2012 году проходил первоначальную подготовку пожарных ДПД, среди изучаемых дисциплин была «Пожарная и аварийно-спасательная техника, противопожарное водоснабжение и связь». Водитель пожарной автомашины имеет высшее образование инженера - механика. Руководитель администрации на протяжении 16 лет работает на руководящих работах (лесничий, председатель СПК, глава администрации). Кроме того, срок для исполнения предписания был коротким (с 16 апреля 2019 года до 01 июня 2019 года). В настоящее время администрацией организовано обучение руководителя и ответственного за ПБ, моториста по работе с мотопомпой, водителя пожарного автомобиля.
По пункту 11 предписания:
Администрация сельского поселения не производила отвод земельных участков под жилые застройки, не выдавала разрешение на строительство по <адрес> земельных участков под жилые застройки, разрешение на строительство по <адрес> производился администрацией МО «<адрес>». Тем не менее, администрация обращалась в отдел обеспечения и организации деятельности Хоринского лесничества с просьбой устройства противопожарного разрыва. Согласно рекомендаций главного лесничего - начальника отдела ОиОД Хоринского лесничества для обеспечения пожарной безопасности прилегающего к лесным участкам жилого дома и строений проведено устройство и 2-х кратное ежегодное обновление минерализованных полос. Кроме того, в связи с отсутствием расчетной лесосеки на 2019 год по рубкам ухода, на 2020 год по просьбе администрации на данных лесных участках лесничеством запланировано проведение проходных рубок с устройством коридоров.
По пункту 12 предписания:
Условия для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в селе Хасурта, созданы. К имеющейся пожарной емкости объемом 54 куб.м обеспечен подъезд, и в 2019 году при тушении пожаров осуществлялся фактический забор воды из данной емкости. Кроме того, администрацией обеспечен подъезд для забора воды к реке Хасурта в летнее время: сделана планировка площадки возле реки, сделано углубление и запруда реки. Площадка не оснащена плитами по причине отсутствия финансовых средств для привлечения работы крана, хотя практически забор воды пожарными машинами может осуществляться, так как грунт твердый. Необходимости в использовании воды из реки не возникало, забор воды осуществлялся из общественных скважин (их в селе в настоящее время 13 штук). В 2018 году администрация получила 3-х фазный генератор для забора воды из скважин на случай отключения электроэнергии. Кроме того, имеется сомнение в целесообразности устройства дорогостоящего пирса, так как в зимнее время происходит накипь воды и берега затапливаются. В зимнее время забор воды из реки практически невозможен. Тем не менее, администрация при наличии финансовых средств намерена осуществить устройство летнего пирса с минимальными затратами.
Суд, оценив в совокупности все доказательства, выслушав участников судебного заседания, исследовав доводы жалобы и возражения на жалобу, приходит к следующему.
Согласно части 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения – главным инспектором Хоринского района по пожарному надзору ФИО1 в целях контроля соблюдения требований пожарной безопасности проведена плановая выездная проверка с визуальным осмотром используемых при осуществлении деятельности территории, зданий и сооружений Администрацией муниципального образования сельского поселения «Хасуртайское».
В ходе проверки были установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. В связи с чем, должностным лицом в адрес Администрации СП «Хасуртайское» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу главы администрации МО СП «Хасуртайское» на запрос об исполнении предписания, следует, что пункты №№ 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 предписания выполнены в полном объеме, пункты №№ 1, 8, 8, 11, 12 предписания не выполнены.
Главный инспектором Хоринского района по пожарному надзору установив невыполнение предписания в полном объеме в соответствующие сроки, усмотрел признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, составил протокол об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения «Хасуртайское».
Мировой судья, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес обжалуемое постановление о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
При этом в качестве основания прекращения производства по делу мировой судья ссылается на п.2 ст. 24.5 КоАП РФ, который предусматривает, что в случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
Суд, соглашается с выводом мирового судьи о прекращении производства по делу в отношении администрации сельского поселения «Хасуртайское», однако полагает, что применение п.2 ст. 24.5 КоАП РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела, производство по делу должно быть прекращено по иным основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Из материалов дела следует, что администрация сельского поселения «Хасуртайское» на протяжении нескольких лет неоднократно обращалась в Правительство Республики Бурятия по вопросам безопасности, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Сенатору Совета Федерации Федерального Собрания РФ, ГУ МЧС России по Республике Бурятия, Республиканское агентство ГО и ЧС, МО «Хоринский район» с вопросом финансирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности сельского поселения, в том числе, для исполнения предписания в части устройства наружного противопожарного водоснабжения и создания условий для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения. В части исполнения предписания по прохождению пожарно-технического минимума руководителя организации и прохождения специальной подготовки для работы на пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров администрация СП «Хасуртайское» обращалась к главе МО «Хоринский район» для финансирования организации централизованного обучения. 14.08.2019 руководитель организации и ответственный за пожарную безопасность, моторист по работе с мотопомпой прошли обучение.
До настоящего времени денежные средства не выделены.
Таким образом, администрацией СП "Хасуртайское» меры и предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления предпринимались, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией МО СП «Хасуртайское» были приняты все зависящие от него меры по исполнению условий предписаний. Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка Хоринского района от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации сельского поселения «Хасуртайское» изменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в порядке главы 30 КоАП РФ.
Судья: Н.Л. Гармаева