ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/19 от 11.01.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№12-16/2019

Решение

11 января 2019 г. г. Саратов

Судья Волжского районного суда г. Саратова Кучко В.В.,

при секретаре судебного заседания Мурееве В.Е.,

с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности - руководителя группы экологической безопасности департамента промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды открытого акционерного общества (ОАО) «Саратовнефтегаз» - ФИО1 ФИО10, его защитника Амельяненко Р.В.,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области ФИО2,

рассмотрев жалобу должностного лица ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО3 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО4 № 3-331/2018 от 11.12.2018 г. о привлечении ФИО3 как должностного лица ОАО «Саратовнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 3-331/2018 от 11.12.2018 г. должностное лицо ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО3 был привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласивший с указанным постановлением, ФИО3 подал жалобу, в которой просит постановление отменить по доводам, изложенным в заявлении.

ФИО3 и его защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили признать постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ссылаясь на то, что доказательств виновности в совершении правонарушения не имеется, должностным лицом в постановлении сделаны неверные выводы, поскольку труба, которая в обжалуемом постановлении указано как «отход», таковым не является и была продана как товар, ответственность за обращение с которым лежит на покупателе, при указанных обстоятельствах событие правонарушения не доказано.

Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области полагала доводы жалобы необоснованными.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объеме, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 8.2. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ОАО «Саратовнефтегаз» на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, отходах производства и потребления, постановлением Саратовского межрайонного природоохранного прокурора 23.11.2018 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области вынесено постановление № 3-331/2018 от 11.12.2018 г. о привлечении ФИО5 как должностного лица ОАО «Саратовнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В ходе проведения проверки в деятельности ОАО «Саратовнефтегаз» выявлены следующие нарушения.

Согласно представленному Акту от ДД.ММ.ГГГГ сдачи-приемки выполненных работ к договору -ЛТ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «Саратовнефтегаз» и ИП ФИО6, Обществом вышеуказанному индивидуальному предпринимателю было передано 14,702 тонн, бывших в употреблении труб, непригодных для применения на объектах общества.

Передача данного отхода, подтверждается другими актами от того же числа, а именно: актом сдачи-приемки выполненных работ к договору -ЛТ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «Саратовнефтегаз» и ИП ФИО6 в количестве 27,40 тонн; актом сдачи-приемки выполненных работ к договору -ЛТ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ОАО «Саратовнефтегаз» и ИП ФИО6 в количестве 27,74 тонн.

Кроме того, актами и иными материалами, представленными ОАО «Саратовнефтегаз» в ходе проверки, подтверждаются факты передачи бывших в употреблении труб от трубопроводов в 2016 году.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ-к, должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, руководитель группы экологической безопасности департамента промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО3 является лицом, ответственным за соблюдение природоохранного законодательства.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 года № 242 Об утверждении «Федерального классификационного каталога отходов», передаваемый ОАО «Саратовнефтегаз» отход, а именно трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные, включен в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

ОАО «Саратовнефтегаз» не имеет в установленном порядке разработанного паспорта опасного отхода (трубы стальные отработанные). Кроме того, данный отход не учтен в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Далее - Закон) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отсутствие паспорта опасного отхода является нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно:

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно ст. 18 Закона, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются' отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Таким образом, очевидно, что в действиях должностного лица - ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО3 имеются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

При этом к доводам заявителя о том, что трубы были проданы как товар и не являются отходом, следует отнестись критически, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверной трактовке закона.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) включает в себя группу отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные", следовательно, они являются отходами производства и деятельность по обращению с ними подлежит регулированию Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Как видно из представленных материалов, спорные трубы являются бывшими в употреблении, образовавшимися в результате ликвидации промысловых трубопроводов, непригодными для дальнейшего применения на объектах Продавца, т.е. ОАО «Саратовнефтегаз».

Исходя из представленных документов, и того очевидного факта, что трубы, которые являются отработанными, не пригодными для использования ОАО «Саратовнефтегаз» и ранее использовались в качестве промыслового трубопровода на нефтяном промысле, являются отходом.

Факт продажи труб, находящихся в земле, исполнение покупателем действий по демонтажу трубы, не влияют на определение бывших в употреблении труб как отхода, подпадающего под действие законодательства об отходах производства и потребления.

Отходы производства и потребления подлежат сбору в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 22 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89- ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Поскольку правонарушение выявлено только 08.11.2018 год, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области должностное лицо ОАО «Саратовнефтегаз» обоснованно привлечено к административной ответственности на основании имеющихся в материалах дела доказательств, фактические обстоятельства по делу установлены правильно, необоснованных отказов в исследовании доказательств, которые могли иметь существенное значение для исхода дела, не усматривается.

Наказание ФИО3 как должностному лицу назначено минимальное, в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения. Оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью ни должностным лицом, ни судьей не установлено.

Непризнание ФИО3 вины в совершении административного правонарушения, расцениваю как способ защиты с целью избежать негативных последствий, связанных с назначением административного наказания.

Таким образом, законных оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела в отношении должностного лица ОАО «Саратовнефтегаз», влекущих отмену постановления, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО4 № 3-331/2018 от 11.12.2018 г. в отношении руководителя группы экологической безопасности департамента промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» - ФИО1 ФИО11 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья