12-16/2019
Решение
г. Кострома 16 января 2019 г.
Судья Ленинского районного суда г. Костромы Спивак В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП г. Костромы «Городские сети» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области ФИО1 от dd/mm/yy по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy МУП г. Костромы «Городские сети» признано виновным по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно постановлению от dd/mm/yy, в районе тепловых сетей № участке № МУП г. Костромы «Городские сети» (Далее РТС № участка №) работает 6 слесарей по обслуживанию тепловых сетей: Б., Л., А., С., Ф., Ш. со всеми работниками заключены трудовые договоры, подписанные обеими сторонами, с подписями работников о получении своего экземпляра трудового договора на руки. Все перечисленные работники обеспечиваются за счет средств работодателя сертифицированными спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. На каждого работника заведена личная карточка учета выдачи СИЗ.
Установлено, что в личных карточках учета выдачи СИЗ работников РТС № участка № обозначены наименования спецодежды, спецобуви и других СИЗ положенных к выдаче, а именно: перчатки с полимерным покрытием, перчатки резиновые или из полимерных материалов или рукавицы комбинированные, щиток защитный лицевой или очки защитные, СИЗ органов дыхания фильтрующие или изолирующие, костюм для защиты от пониженных температур из смешанной или шерстяной ткани, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском или сапоги резиновые утепленные, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами, жилет сигнальный 2 класса защиты, костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапоги резиновые с защитным подноском или сапоги болотные с защитным подноском, сапоги кожаные с защитным подноском или ботинки кожаные с защитным подноском, плащ непромокаемый.
В личных карточках учета выдачи СИЗ работников РТС № участка № ПУП г. Костромы «Городские сети» выдача работникам СИЗ подтверждается их личными подписями.
В соответствии с требованиями п. 12 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» от dd/mm/yy№ СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
В соответствии с требованиями п. 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» от dd/mm/yy№, работодатель обязан вести надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны фиксироваться записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим правилам.
В личные карточки работников РТС № участка № ПУП г. Костромы «Городские сети» Б., Л., А., С., Ф., Ш. не занесена обязательная информация « № сертификата или декларации соответствия», не представлены размеры головного убора, противогаза, респиратора, рукавиц и перчаток, что является нарушением требований п. 12 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Установлено, что работодателем МУП г. Костромы «Городские сети» не соблюдаются сроки выдачи СИЗ работникам РТС № участка № ПУП г. Костромы «Городские сети».
Так Б. плащ непромокаемый со сроком носки 2 года, был выдан dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy года костюм утепленный Б. выдан не был.
Л. плащ непромокаемый со сроком носки 2 года, был выдан dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy непромокаемый плащ Л. выдан не был. Жилет сигнальный 2 класса защиты со сроком носки 1 год, был выдан Л.dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy жилет сигнальный Л. выдан не был.
А. жилет сигнальный 2 класса защиты со сроком носки 1 год, был выдан dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy жилет А. выдан не был.
Ф.плащ непромокаемый со сроком носки 2 года, был выдан dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy непромокаемый плащ Ф. выдан не был.
Ш. плащ непромокаемый со сроком носки 2 года, был выдан dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy плащ непромокаемый Ш. выдан не был. Жилет сигнальный со сроком носки 1 год быль выдан Ш.dd/mm/yy. В срок dd/mm/yy жилет сигнальный Ш. выдан не был, что является нарушением требований п. 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», ст. 221 Трудового кодекса РФ со стороны работодателя МУП г. Костромы «Городские сети».
Таким образом, МУП г. Костромы «Городские сети», совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Не согласившись с постановлением от dd/mm/yy., руководитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица ГИТ в Костромской области отменить, учитывая малозначительность совершенного административного правонарушения.
Представитель ГИТ в Костромской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, заслушав представителя МУП г. Костромы «Городские сети» - ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью первой ст. 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца седьмого ч.2 указанной статьи, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. Ст. 221 ТК РФ).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от dd/mm/yy г. № (далее - Межотраслевые правила).
В силу пп. 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом ГИТ в Костромской области в отношении МУП г. Костромы «Городские сети» проведена внеплановая проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения, указанные в последующем в протоколе об административном правонарушении № от dd/mm/yy.
В представленном по запросу суда административном материале в подлиннике, сведения относительно повода и оснований проведения внеплановой проверки отсутствуют, как отсутствует и акт нарушения требований трудового законодательства.
Тем не менее, по факту выявленных нарушений dd/mm/yyг. должностным лицом ГИТ в Костромской области в отношении МУП г. Костромы «Городские сети» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с последующим привлечением предприятия постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Полагаю, что постановление от dd/mm/yy. законным признать нельзя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Результатами проведенной проверки, явилось выявление факта не соблюдения работодателем сроков выдачи СИЗ работникам РТС № участка № ПУП г. Костромы «Городские сети», то есть, ненадлежащее обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, тем не менее, предприятие было подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 данной статьи.
Таким образом, совершенное МУП г. Костромы «Городские сети» противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 этой статьи, переквалификация деяния МУП г. Костромы «Городские сети» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении МУП г. Костромы «городские сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27.1 названного Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. п. 2 ч. 1 ст. 24.5; 30.7 КоАП РФ,
Решил:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от dd/mm/yy по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении МУП г. Костромы «городские сети» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд.
Судья:
Копия верна: