Дело № 12-16/19 Р Е Ш Е Н И Е 17 января 2019 года г. Владикавказ Судья Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Аликов В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке административного судопроизводства жалобу Открытого акционерного общества «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» на постановление Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания № а-324/024-3 от 5 октября 2018 года, о признании Открытого акционерного общества «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.46 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания № а-324/024-3 от 5 октября 2018 года ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» было привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса РФ об АП и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов обратилось в Промышленный районный суд г.Владикавказа с настоящей жалобой об отмене данного постановления и прекращении производства по административному делу возбужденному Заместителем прокурора Затеречного района города Владикавказа РСО-Алания С.А.О. от ... в отношении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов». В обоснование заявленных требований было указано на то, что 5 октября 2018 года в адрес ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации по РСО-Алания было вынесено постановление № а-324/024-3 о назначении административного наказания. Основанием для вынесения указанного постановления послужило Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от .... принятое Заместителем прокурора Затеречного района города Владикавказа РСО-Алания С.А.О.. Из Постановления Заместителя прокурора Затеречного района города Владикавказа РСО-Алания С.А.О. от ... усматривается, что в нарушение требований статьи 69.2 Закона № 7 – ФЗ ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» на момент проверки не поставлен на государственный учет как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. К ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» в этой связи была применена ответственность, предусмотрена статьей 8.46. КоАП РФ. Заявитель, в жалобе, полагал постановление Управления Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор) по РСО-Алания № а-324/024-3 от 05 октября 2018 года незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с статьей 8.46. КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. То есть, нарушение ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» по мнению Росприроднадзора состоит в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, на момент проведения проверки Заместителем прокурора Затеречного района города Владикавказа, РСО-Алания С.А.О. и в настоящее время ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» не относится ни к одной из групп объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Указанные критерии НВОС утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года за №1029. Ни оборудование, ни виды деятельности, которые осуществляет ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» к негативному воздействию на окружающую среду не относятся. Кроме того, ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» было указано на то, что в соответствии с ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ «лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.» Извещение о рассмотрении административного дела было направлено по электронной почте zpbpo@mail.ru 05.10.2018 в 10:22 по МСК, тогда как рассмотрение административного дела было назначено на 11:40 по МСК. Указанные доводы подтверждаются скриншотами сообщений с адреса электронной почты ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов». Заявитель по жалобе полагал, что Управление Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзор) по РСО-Алания не исполнило обязанность по надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении о предстоящем рассмотрении административного дела, в связи с чем был нарушен порядок принятия решения административным органом, что является основанием о признании незаконным оспариваемого постановления. В судебном заседании, представитель ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» - Ш.Т.И. требование своего доверителя поддержала в полном объёме и в его обоснование привела аналогичные доводы. В судебное заседание, представитель Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания, извещенный в установленном законом порядке, не явился, причину своей неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения жалобы в установленном законом порядке не обращался. При этом судом неоднократно направлялись судебные извещения, а также требования о предоставлении в распоряжение суда материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов», однако были оставлены Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания без надлежащего реагирования. Суд, с учетом вышеизложенного, руководствуясь положениями п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, посчитал возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания, по имеющимся материалам дела об административном правонарушении. На ране состоявшемся судебном заседании, помощник прокурора Затеречного района г.Владикавказа Темираев А.В., возражал против требования ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» об отмене данного постановления и прекращении производства по административному делу возбужденному Заместителем прокурора Затеречного района города Владикавказа РСО-Алания С.А.О. от ..., а жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд, выслушав представителей ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов», помощника прокурора Затеречного района г.Владикавказа Темираева А.В., исследовав материалы дела по жалобе на постановление об административном правонарушении, приходит к убеждению о том, что жалоба ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» обоснована и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Как усматривается из п.1 ч.1 статьи 25.11 КоАП РФ - Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Согласно статье 8.46. КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. ... прокуратурой Затеречного района г.Владикавказа в адрес ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» было направлено требование о предоставлении заверенных в установленном порядке правоустанавливающих документов в отношении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов»; копию приказа о назначении (вступлении) на должность лица руководителем организации; правоустанавливающие документы на земельные участки, объекты недвижимости, включая здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» и используемые организацией при осуществлении деятельности, предусмотренной Уставом, штатного расписания и списка работников организации, представленную в Управление Росприроднадзора по РСО-Алания отчетность за 2016-2017 годы, текущий период 2018 года, а также представить информацию о: выдавались ли АМС г. Владикавказа соответствующие разрешения на строительство объектов ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов», введены ли указанные объекты в эксплуатацию согласно требованиям действующего законодательства, вид использования объектов; присоединены ли указанные строения к системам электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализации, автоматической телефонной связи; сдаются ли какие-либо принадлежащие ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» помещения в аренду, субаренду, безвозмездное пользование и т.д., если да, то какие именно, кому и под какие цели, размеры арендной платы; куда осуществляется сброс фекалий, бытовых отходов из принадлежащих (используемых) ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» объектов. ... заместителем прокурора Затеречного района г.Владикавказа было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам статьи 8.46 КоАП РФ в отношении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» и направлено для рассмотрения в Управление Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания. При этом в данном постановлении указано, что в нарушение требований статьи статьи 69.2 Закона № 7 – ФЗ ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» на момент проверки не поставлен на государственный учет как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания № а-324/024-3 от 5 октября 2018 года ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» было привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса РФ об АП и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ -лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Как усматривается из постановления Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания № а-324/024-3 от 5 октября 2018 года законный представитель ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» был уведомлен 4 октября 2018 года в 15 часов 00 минут по электронной почте предприятия, однако на вынесение постановления не явился. Основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, в том числе и право на защиту. Лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, должно быть проинформировано о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться на рассмотрение дела, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица.Следовательно, извещения о времени и месте рассмотрения дела должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения. В тоже время представителями ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» были представлен скриншот сообщения с адреса электронной почты zpbpo@mail.ru 05.10.2018 в 10:22 по МСК, тогда как рассмотрение административного дела было назначено на 11:40 по МСК. Несмотря на данные обстоятельства, должностное лицо административного органа рассмотрело дело в отсутствие представителя предприятия. Как указано в Постановлении Верховного Суда РФ от 16.12.2016 года № 41-АД16-19 - извещение, несвоевременно направленное и поступившее в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим признать нельзя. В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания не был соблюден, дело рассмотрено без участия представителя ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» при том, что он не был своевременно извещен о месте и времени его рассмотрения. Невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту, и что является существенным нарушением требований КоАП РФ, восполнить которые невозможно, в связи с чем, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Исходя из положения статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Судом неоднократно 13 декабря 2018 года и 16 января 2019 года направлялись требования о предоставлении в распоряжение суда материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов», однако были оставлены Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания без надлежащего реагирования. В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Кроме того, согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по дела об административных правонарушениях относится всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, то есть сведений о фактических данных, на основании которых можно сделать в итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В настоящем случае в связи с непредставлением заинтересованным лицом материалов дела об административном правонарушении, суд лишен возможности непосредственного исследования доказательств и обстоятельств совершения вмененного ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» правонарушения, а также возможности проверки соблюдения Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания процедуры привлечения общества к административной ответственности, обязанность проверки которой безусловно возложена на суд требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания возлагается на субъект публичной власти (орган, должностное лицо). Поскольку материалы дела об административном правонарушении № а-324/024-3 Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания суду не представлены, суд приходит к выводу о том, что нельзя признать доказанной вину ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ. При таких обстоятельствах постановление Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания от 05.10.2018 года № а-324/024-3 не может быть признано законным и обоснованным в связи с чем подлежит отмене в виду отсутствия состава административного правонарушения. Согласно подпункту третьему пункта первого статьи 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вправе отменить постановление и прекратить производство по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 КоАП РФ. На основании подпункта 2 пункта первого статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Таким образом, жалоба ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» подлежит удовлетворению, постановление Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания от 05.10.2018 года № а-324/024-3. – отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению по приведённым выше основаниям. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7. КоАП Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Жалобу ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» на постановление Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания от 05.10.2018 года № а-324/024-3, - удовлетворить. Постановление Управления Федеральной службы в сфере природопользования по РСО-Алания от 05.10.2018 года № а-324/024-3 по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить. Производство по делу о привлечении ОАО «Завод по переработке бытовых и промышленных отходов» к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Решение суда может быть обжаловано сторонами в порядке главы 30 КоАП Российской Федерации. СУДЬЯ В.Р.Аликов |