ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/19 от 20.02.2019 Хорольского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-16/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2019 года с. Хороль

Судья Хорольского районного суда Приморского края Горпенюк О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора КГБУ «Приморский центр занятости населения» Фурсовой М.Ю. на постановление мирового судьи <данные изъяты> от 25.12.2018 по делу об административном правонарушении, которым Фурсова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи <данные изъяты> от 25.12.2018 директор КГБУ «Приморский центр занятости населения» Фурсова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, Фурсова М.Ю. обратилась в Хорольский районный суд с жалобой, в которой просила отменить его, прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения. В качестве оснований для отмены постановления заявитель жалобы указывает на наличие нарушений норм процессуального права - неправильное составление административного протокола и неверное оформление материалов дела (неправильное наименование учреждения); неверное определение территориальной подсудности административного дела; отсутствие умысла должностного лица на совершение вменяемого ему административного правонарушения, и, как следствие, отсутствие состава административного правонарушения; особенности финансирования мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры окружающей среды; применение положений ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ для обеспечения доступности для инвалидов возможно только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов связи, социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, транспортных средств. Также указывает, что мировой судья, установив, что недостающие условия для беспрепятственного посещения и получения услуги инвалидами предусмотрены в паспорте доступности объектов социальной инфраструктуры, согласованном и подписанном председателем районного общества инвалидов, однако в связи с реорганизацией структуры центров занятости Приморского края в течение 2017 года соответствующее финансирование на эти цели из федерального и краевого бюджетов не поступили, не дал оценку этому обстоятельству.

В судебном заседании Фурсова М.Ю. и ее представитель Кузнецова Т.И., действующая по доверенности, жалобу поддержали, по доводам, изложенным в ней.

Заместитель прокурора Хорольского района Аргунов Д.М. по существу жалобы возразил, просил постановление мирового судьи от 25.12.2018 оставить без изменения.

Исследовав жалобу и материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы и возражения сторон, судья приходит к следующему.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на органы государственной власти и местного самоуправления, на организации независимо от их организационно-правовой формы возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с требованиями п. п. 4.1.12, 5.1.4, 5.1.5, 5.2.3, 5.5.8, 7.1.8 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой; наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м; прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворот коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Рекомендуется предусматривать световые маяки; информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м; при входах в здания массового посещения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движении на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. СНиП 59.13330.2012 также предусматривает соответствующее обустройство санитарно-гигиенических помещений (туалетов) инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Статья 9.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Фурсова М.Ю. занимает должность директора КГБУ «Приморский центр занятости населения», является должностным лицом и законным представителем указанного учреждения, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

КГБУ «Приморский центр занятости населения» в рамках своей деятельности занимается организацией приема и трудоустройства граждан, в том числе, в помещении отделения, расположенного по адресу: <адрес>.

Выявленные нарушения выразились в следующем: вход в пункт приема граждан пгт. Ярославский не оборудован пандусом, подъемником, навесом, что является не соблюдением требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ и пп. 4.1.14 - 4.1.16 СП 59.13330.2012, более того входная дверь в пункт приема граждан пгт. Ярославский, не имеет опознавательного символа о доступности, так же не обеспечена задержка автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, установленных требованиями п. 5.1.4 и п. 5.1.6 СП 59.13330.2012, пп. «а» п. 4 Порядка № 527н, что препятствует попаданию в данное здание маломобильных групп населения, для получения услуг в сфере занятости населения, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В пункте приема граждан пгт. Ярославский отсутствуют тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения, перед дверными проемами отсутствуют тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026, не соблюдение требований 5.2.3 СП 59.13330.2012, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ.

В пункте приема граждан пгт. Ярославский для маломобильных групп населения не организована возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла- коляски, что является не соблюдением требований пп. «в» п. 4 Порядка № 527н, п.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В пункте приема граждан пгт. Ярославский отсутствуют носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не соблюдение требований пп. «е» п. 4 Порядка № 527н, пп. 5, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В пункте приема граждан пгт. Ярославский отсутствуют копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что является не соблюдением требований пп. «г» п. 5 Порядка № 527н, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В отделении КГБУ «Приморский центр занятости населения» в Хорольском районе (далее - Отделение), входная дверь не имеет опознавательного символа о доступности, не обеспечена задержка автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, порог данной двери на имеет высоту 0,05 м.

Внутренняя дверь тамбура, так же не имеет опознавательного символа о доступности, не обеспечена задержка автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, порог данной двери на имеет высоту 0,07 м., что является не соблюдением требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ п. 5.1.4 и п. 5.1.6 СП 59.13330.2012, п. 4 № 802н, и препятствует попаданию в данное здание граждан из числа инвалидов и получения услуг, оказываемых Отделением в сфере занятости, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В Отделении оборудованы тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения только в фойе первого этажа, далее на лестничных пролетах и на втором этаже тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения, перед дверными проемами отсутствуют, тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенная поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 отсутствуют, что является не соблюдением требований 5.2.3 СП 59.13330.2012, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В Отделении отсутствуют носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не соблюдение требований пп. «е» п. 4 Порядка № 527н, пп. 5, 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В Отделении отсутствуют копии документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что является не соблюдением требований пп. «г» п. 5 Порядка № 527н, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

В Отделении имеются санитарно-гигиеническое помещение (туалет) для сотрудников и посетителей, при этом данное помещение не оборудовано под нужды маломобильных групп населения, так не установлены: поручни; крючки; кнопки вызова персонала, что является несоблюдением требований СНиПа 59.13330.2012.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления заместителем прокурора Хорольского района Приморского края постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и привлечения должностного лица - директора КГБУ «Приморский центр занятости населения» Фурсовой М.Ю. к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, директором КГБУ «Приморский центр занятости населения» Фурсовой М.Ю. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ.

Довод жалобы об отсутствии в действиях Фурсовой М.Ю. состава вмененного административного правонарушения в связи с отсутствием умысла на совершение правонарушения, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

Административную ответственность в соответствии с комментируемой статьей несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований.

Из представленного административного материала судья усматривает, что Фурсова М.Ю., являясь должностным лицом – директором КГБУ «Приморский центр занятости населения», не обеспечила исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в области соблюдения требований социальной защиты и социального обслуживания инвалидов в Хорольском филиале КГБУ «Приморский центр занятости населения», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ - уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Доводы жалобы о том, что помещение филиала невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, так как отсутствует техническая возможность, в связи с чем с председателем районного общества инвалидов были согласованы меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не свидетельствуют о незаконности принятого решения, учитывая, что проведенной проверкой был установлен факт отсутствия указанных выше условий для беспрепятственного посещения и получения услуги инвалидами, наличие которых является одной из форм исполнения обязанности обеспечения беспрепятственного доступа в районное отделение центра занятости населения инвалидов.

Довод об отсутствии финансирования, в связи с реорганизацией структуры центров занятости Приморского края в течение 2017 года, не влияет на законность судебного постановления, поскольку финансирование, осуществляемое в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права инвалидов.

Довод о территориальной неподсудности данного дела мировому судье <данные изъяты> необоснован.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

По существу доводы жалобы Фурсовой М.Ю. не содержат новых аргументов, которые бы не являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий заявителя.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. С учетом положений ст.4.1 КоАП РФ наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере.

Каких-либо нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем, оснований для отмены постановления по доводам жалобы Фурсовой М.Ю. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи <данные изъяты> от 25.12.2018 о привлечении директора КГБУ «Приморский центр занятости населения» - Фурсовой Марины Юрьевны к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья /подпись/

<данные изъяты>

Судья О.В. Горпенюк