Дело № 12-16/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Джидинского районного суда Республики Бурятия Чимбеева М.А.,
при секретаре Жалцановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Джидинского района Республики Бурятия по делу об административном правонарушении в отношении
главы муниципального образования сельское поселение «Булыкское» ФИО2, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась с жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что выявленное нарушение в виде не учета земельного участка по <адрес> в составе имущества муниципального образования на бюджетный учет не повлияло.
В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержала.
Председатель Счетной палаты Республики Бурятия ФИО3 просил рассмотреть жалобу ФИО2 в отсутствие его представителя и предоставил отзыв с возражениями против удовлетворения жалобы, в котором указал, что согласно оборотно-сальдовой ведомости СП «Булыкское» по нефинансовым активам на ДД.ММ.ГГГГ на счете 108.00.000 на начало и конец ДД.ММ.ГГГГ числится здание <данные изъяты> балансовой стоимостью <данные изъяты>. Общая стоимость нефинансовых активов на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> Администрацией МО СП «Булыкское» предоставлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, участок № кадастровой стоимостью <данные изъяты>. Согласно балансу на ДД.ММ.ГГГГ, оборотно-сальдовой ведомости по нефинансовым активам (101 счет), имуществу казны (108 счет), непроизведенным активам (103 счет) на начало и конец ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес>, уч.№ в ДД.ММ.ГГГГ не был принят к учету, тогда как вышеуказанный земельный участок подлежал учету в составе имущества казны МО СП «Булыкское». Так как имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, Администрации СП «Булыкское» необходимо было согласно пунктам 141 и 144 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 года № 157 н (далее Инструкции № 157 н), при включении в состав имущества казны муниципального образования принять к учету земельный участок на счет 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну». Невыполнение требований законодательства повлекло занижение балансовой стоимости нефинансовых активов имущества казны (108 55 000 счет «Непроизведенные активы, составляющие казну») на начало и конец года на сумму <данные изъяты>
Суд, выслушав ФИО2, опросив в качестве свидетеля главного специалиста Финансового управления Администрации МО «Джидинский район» бухгалтера ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает необходимым изменить постановление мирового судьи по следующим основаниям.
Так, ст.15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении).
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее закона о бухгалтерском учете) настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. В соответствии с ч.8 ст.13 закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
В силу требований ст. 7 закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм на руководителя - главу МО СП «Булыкское» ФИО2 возложена обязанность по организации и ведению бухгалтерского учета.
Согласно ч. 1 ст. 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее Инструкция N 191н).
Пунктом N 4 Инструкции N 191н установлено, что бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом, органом казначейства и органом, осуществляющим кассовое обслуживание, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции №191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
Согласно приказу Финансового управления Администрации МО «Джидинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О сроках представления годовой отчетности об исполнении бюджетов главными распорядителями бюджетных средств, сельскими поселениями, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются органами местного самоуправления за ДД.ММ.ГГГГ, месячной и квартальной отчетности в ДД.ММ.ГГГГ» срок предоставления бюджетной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ установлен для СП «Булыкское» ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что годовая бюджетная отчетность за ДД.ММ.ГГГГ МО СП «Булыкское» представлена в Финансовое управление Администрации МО «Джидинский район» своевременно - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости СП «Булыкское» по нефинансовым активам на ДД.ММ.ГГГГ на счете 108.00.000 на начало и конец ДД.ММ.ГГГГ числится здание клуба балансовой стоимостью <данные изъяты>. Общая стоимость нефинансовых активов на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Вместе с тем, в материалах дела имеется копия свидетельства о праве собственности МО СП «Булыкское» от ДД.ММ.ГГГГ г. на земельный участок по адресу: <адрес>, участок №, кадастровой стоимостью <данные изъяты>
Из баланса на ДД.ММ.ГГГГ оборотно-сальдовой ведомости по нефинансовым активам (101 счет), имуществу казны (108 счет), непроизведенным активам (103 счет) на начало и конец ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок по <адрес>, уч. № в ДД.ММ.ГГГГ не был принят к учету.
Согласно пункту 23 Инструкции №н от ДД.ММ.ГГГГ объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (рыночной) стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Следовательно, вышеперечисленный земельный участок подлежал учету в составе имущества казны МО СП «Булыкское».
Так как имущество казны подлежит бюджетному учету в органах, на которые возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, Администрации СП «Булыкское» необходимо было согласно пунктам 141 и 144 Инструкции №н при включении в состав имущества казны муниципального образования, принять к учету земельный участок на счет 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».
Таким образом, в нарушение требований вышеперечисленных норм земельный участок по состоянию на начало и конец ДД.ММ.ГГГГ не был принят к учету Администрацией МО СП «Булыкское» по счету 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», вследствие чего было допущено занижение балансовой стоимости нефинансовых активов имущества казны (108 55 000 счет «Непроизведенные активы, составляющие казну») на начало и конец года на сумму <данные изъяты> что привело к представлению недостоверной бюджетной отчетности.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом № проверки годового отчета об исполнении бюджета МО СП «Булыкское» Джидинского района Республики Бурятия за ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором Счетной палаты Республики Бурятия ФИО4, и иными материалами дела, которым мировым судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, виновность ФИО2 подтверждается исследованными дополнительно копиями: оборотно-сальдовой ведомости администрации СП «Булыкское» за ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве собственности МО СП «Булыкское» от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок № распоряжения главы МО СП «Булыкское» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет вышеуказанного земельного участка на баланс администрации поселения; акта № о приеме-передаче объекта нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ в виде того же земельного участка с первоначальной (балансовой) стоимостью <данные изъяты> на баланс администрации СП «Булыкское».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Объективную сторону исследуемого административного правонарушения составляет представление должностным лицом – главой МО СП «Булыкское» ФИО2 заведомо недостоверной бюджетной отчетности за ДД.ММ.ГГГГ в Финансовое управление Администрации МО «Джидинский район», расположенное в <адрес>, адрес которого и является местом совершения правонарушения. Тогда как в постановлении мирового судьи в качестве места совершения правонарушения указано место расположения сельской администрации в <адрес>, что является неверным.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению в части указания иного места совершения административного правонарушения – <адрес>.
Также подлежит исключению из постановления указание на представление бюджетной отчетности в Счетную палату Республики Бурятия как на описание события правонарушения, поскольку объективной стороной совершенного деяния является представление отчета в Финансовое управление районной администрации, о чем было указано выше. Проверка, проведенная Счетной палатой, была лишь способом выявления правонарушения.
Кроме того, суд считает необходимым исключить из постановления мирового судьи в части квалификации действий ФИО2 указание на представление иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как излишне вмененное, поскольку установлено, что объективную сторону правонарушения образует представление бюджетной отчетности.
Таким образом, действия ФИО2 подлежали квалификации по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.06.2017 N 118-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении) - представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
Выявленные районным судом недостатки в постановлении мирового судьи основанием для его отмены не являются, поскольку в целом не исключают виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения. Изменение постановления в указанных частях не влияет на квалификацию действий ФИО2, поскольку ее вина подтверждается приведенными выше доказательствами.
Доводы ФИО2 о том, что выявленное Счетной палатой Республики Бурятия нарушение не влияет на бюджетный учет, суд находит несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что искажение бюджетной отчетности в результате допущенного главой поселения нарушения составило 102570 рублей.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В то же время Федеральным законом от 29.05.2019 N 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действующим с 9 июня 2019 года, статья 15.15.6 КоАП РФ существенно изменена и в новой редакции состоит из семи частей, наказание за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету теперь подлежит определению в зависимости от размера искажения показателей отчетности.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При рассмотрении вопроса о необходимости переквалификации действий ФИО2 с учетом новой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ и применения положения ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ суд считает необходимым определить размер искажения показателей бюджетной отчетности, представленной данным должностным лицом.
Так, в соответствии с пунктом 2 примечаний к статье 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113 –ФЗ под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;
не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;
Согласно пункту 3 тех же примечаний под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей;
не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей;
В пункте 4 примечаний указано, что под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
более чем на 10 процентов;
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;
Определяя размер искажения бюджетной отчетности по данному делу, суд учел, что показатель оборотно-сальдовой ведомости администрации СП «Булыкское» за ДД.ММ.ГГГГ в денежном выражении составил <данные изъяты> рубля. Следовательно, искажение в результате представления недостоверной бюджетной отчетности составляет следующий процент:
<данные изъяты> руб. – 100 %,
<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. (стоимость земельного участка в <адрес>,) = <данные изъяты>. - х %;
х = <данные изъяты> руб. х 100 % / <данные изъяты> руб.
х = 101,9 %.
Следовательно, процент искажения бюджетной отчетности составляет:
Таким образом, новая редакция статьи 15.15.6 КоАП РФ, действующая с ДД.ММ.ГГГГ, смягчает ответственность главы МО СП «Булыкское» по сравнению с прежней редакцией. В связи с чем, положения данного закона распространяются на ФИО2, совершившую административное правонарушение до вступления его в силу. Следовательно, ее действия подлежат переквалификации со ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) - представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности на ч. 3 ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N113 -ФЗ) - нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной отчетности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
С учетом установленных обстоятельств дела, а также имеющихся сведений о том, что ФИО2 мировым судьей было назначено минимальное наказание, суд также считает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 3 ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N113 -ФЗ), в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу ФИО2 об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 1 Джидинского района Республики Бурятия от 21 мая 2019 года оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Джидинского района Республики Бурятия от 21 мая 2019 года изменить:
исключить из постановления в части квалификации действий ФИО2 указание на представление иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
исключить из постановления указание на представление бюджетной отчетности в Счетную палату Республики Бурятия как на описание события правонарушения;
указать место совершения административного правонарушения: <адрес>;
переквалифицировать действия должностного лица ФИО2 со ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ) на ч. 3 ст.15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N113 -ФЗ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (пять тысяч рублей).
Разъяснить ФИО2, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу,.. . либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 настоящего Кодекса.
Судья: М.А. Чимбеева