Дело № 12-16/2020
УИД 12RS0014-01-2020-000420-92
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
04 июня 2020 года пос. Советский Республики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл
в составе судьи Коньковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Рыбаковой М.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района Республики
Марий Эл Глазыриной Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по протесту прокурора Советского района Республики Марий Эл на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении № в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора Советского района Республики
Марий Эл ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, за утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывая, что в ходе проверки установлено, что администрацией Советского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась закупка на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начальная (максимальная) цена контракта 900000 рублей. Извещение о проведении аукциона и конкурсная документация размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, извещение
№. Документация о вышеуказанном аукционе, проект муниципального контракта на выполнение работ и техническое задание утверждены ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Советского муниципального района. Согласно п. 3 документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком предъявлены требования к качественным, количественным, техническим и функциональным характеристикам: вид жилого помещения: квартира; местоположение дома, в котором находится жилое помещение: Российская Федерация, Республика Марий Эл, в границах городского поселения Советский; количество этажей жилого дома: не менее 2-х; тип дома, в котором находится жилое помещение: железобетонные или монолитно-железобетонные, или бетонные, или кирпичные, или блок-секции, или панельно-блочные конструкции в сочетании указанных материалов. Согласно техническому заданию жилое помещение должно соответствовать требованиям статьей 15, 16 ЖК РФ, а также своду правил
«СП 54.13330.2016 Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Правила проектирования. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «СанПин 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», техническим и градостроительным регламентам, а также иным обязательным нормам, правилам и требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10 ноября 2014 года № 581 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» исключается приобретение жилого помещения, расположенного в цокольном, полуподвальном и мансардном этажах, в ветхом и аварийном жилом фонде, деревянном доме, в доме, подлежащем сносу, реконструкции, а также в общежитиях. Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилам помещениям также относятся жилой дом, часть жилого дома. Таким образом, содержащиеся в документации об электронном аукционе (описании объекта закупки и проекте контракта) требования к приобретаемому жилому помещению (только квартира и количество этажей жилого дома: не менее 2-х) противоречит действующему законодательству и напрямую ограничивает количество участников настоящего электронного аукциона. Непосредственным доказательством ограничения количества участников закупки является факт поступления на участие в ней заявки лишь одного участника – ФИО4 В действиях муниципального заказчика – администрации Советского муниципального района содержатся нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ, выразившиеся в частности в неправомерном и необоснованном установлении требований к товару (жилому помещению), влекущих за собой ограничение количества участников электронного аукциона. Место совершения административного правонарушения – администрация Советского муниципального района по адресу: <адрес>; время совершения административного правонарушения является дата утверждения документации на право заключения контракта на приобретение жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении №, возбужденное по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении
Трудинова А.А., прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ
в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прокурор Советского района Республики Марий Эл ФИО3 обратился с протестом на вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, указывая, что правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которой запрещается заказчику включать в документацию о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, в частности, это выражено в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что согласуется с установленным в ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ принципом обеспечения конкуренции. Приобретение администрацией Советского муниципального района для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не только в виде квартир, но и жилых домов в полной мере согласуется с Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-ФЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В котором установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, в соответствии со ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Исходя из положений ГК РФ и ЗК РФ, приобретение жилого дома, расположенного на земельном участке, происходит непосредственно вместе с этим земельным участком, на котором находится жилой дом. При разработке и утверждении документации муниципальный заказчик должен был учитывать наравне с законодательством о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и требования положений ЗК РФ и ГК РФ, и предусмотреть во избежание ограничения количества участников закупки в качестве вида приобретаемого жилого помещения жилой дом, благоустроенный применительно к условиям населенного пункта, на территории которого он находится. Таким образом, содержащиеся в документации об электронном аукционе требования к приобретаемому жилому помещению (только квартира и количество этажей жилого дома: не менее 2-х) противоречат нормам действующего законодательства и напрямую ограничивают количество участников настоящего электронного аукциона. Просит суд постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении
№, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение по существу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Глазырина Г.Б. протест поддержала, просит постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение по существу, поскольку содержащиеся в документации об электронном аукционе требования к приобретаемому жилому помещению противоречат нормам действующего законодательства и напрямую ограничивают количество участников настоящего электронного аукциона.
Заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1, лицо, в отношении которого прекращено производство по делу, - Трудинов А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Советский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№Трудинов А.А. назначен главой администрации муниципального образования «Советский муниципальный район».
Согласно постановлению главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено провести аукцион в электронной форме на приобретение (закупку) жилого помещения, расположенного в пгт. Советский Советского района Республики Марий Эл, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду; утвердить документацию об аукционе в электронной форме на приобретение (закупку) жилого помещения, расположенного в пгт. Советский Советского района Республики Марий Эл, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду согласно Приложения к настоящему постановлению.
Согласно документации об электронном аукционе на приобретение (закупку) жилого помещения, расположенного в пгт. Советский Советского района Республики Марий Эл, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду ИКЗ №, утвержденной Постановлением администрации Советского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ указаны требования к качественным, количественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительские свойства) жилого помещения: наименование объекта – благоустроенное жилое помещение; вид жилого помещения – квартира; месторасположение дома, в котором находится жилое помещение – Российская Федерация Республика Марий Эл, в границах
пгт. Советский; общая площадь жилого помещения – не менее 30 кв.м.; количество этажей жилого дома – не менее 2-х; тип дома (материал стен), в котором находится жилое помещение, - железобетонные или монолитно-железобетонные, или бетонные, или кирпичные, или блок-секции, или панельно-блочные, или объемно-блочные конструкции или в сочетании указанных материалов; междуэтажные перекрытия дома, в котором находится жилое помещение, - железобетонные плиты или монолитный железобетон; количество жилых комнат – не менее 1 (часть III Техническое задание п. 3).
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки
№, размещенном на сайте zakupki.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, указано наименование объекта закупки: приобретение (закупка) жилого помещения, расположенного в пгт. Советский Советского района Республики Марий Эл, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дальнейшим отнесением к муниципальному специализированному жилищному фонду; заказчик администрация муниципального образования «Советский муниципальный район».
Согласно объяснений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, она является руководителем отдела муниципальных закупок администрации Советского муниципального района, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
№ представляет интересы главы администрации Советского муниципального района. С нарушениями она не согласна, установив требования, они не ограничили круг участников, который остался достаточно широким. Индивидуальные жилые дома продаются совместно с земельными участками, которые стоят значительно дороже, денежные средства на приобретение земельных участков совместно с жилыми домами в бюджете района отсутствуют. В документации об аукционе также установлено требование к этажности дома, поскольку 1-этажные дома являются домами блокированной застройки и не включаются в программу капитального ремонта, следовательно, бремя содержания дома возлагается на администрацию района. В бюджете района денежные средства на указанные цели отсутствуют.
Выслушав объяснения сторон, исследовав другие доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 вышеуказанного Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с понятиями, установленными статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Применяя нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ во взаимосвязи с Жилищным кодексом Российской Федерации объектом закупки по приобретению благоустроенного жилого помещения для целей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть не только квартира, но и жилой дом.
Из материалов дела следует, что муниципальным заказчиком администрацией Советского муниципального района администрацией Советского муниципального района на основании постановления главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществлялась закупка на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для предоставления гражданину, относящемуся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начальная (максимальная) цена контракта 900000 рублей. Извещение о проведении аукциона и конкурсная документация размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, извещение №. Документация о вышеуказанном аукционе, проект муниципального контракта на выполнение работ и техническое задание утверждены ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Советского муниципального района. Согласно часть III Техническое задание п. 3 документации об электронном аукционе муниципальным заказчиком предъявлены требования к качественным, количественным, техническим и функциональным характеристикам: вид жилого помещения: квартира; местоположение дома, в котором находится жилое помещение: Российская Федерация, Республика
Марий Эл, в границах городского поселения Советский; количество этажей жилого дома: не менее 2-х; тип дома, в котором находится жилое помещение: железобетонные или монолитно-железобетонные, или бетонные, или кирпичные, или блок-секции, или панельно-блочные конструкции в сочетании указанных материалов.
В нарушение приведенных норм, муниципальным заказчиком администрацией Советского муниципального района в документации об электронном аукционе установлено, что приобретаемым жилым помещением может выступать только квартира. Однако, такое описание объекта закупки противоречит действующему законодательству и ограничивает количество участников электронного аукциона.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Советского района Республики Марий Эл ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30
КоАП РФ, в отношении главы администрации Советского муниципального района Трудинова А.А., утвердившего документацию об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Трудинов А.А., являясь главой администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл, на момент утверждения документации об аукционе, являлся должностным лицом муниципального заказчика, утвердившим документацию об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Суд приходит к выводу, что заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 при рассмотрении административного дела в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ пришла к неправильному выводу об отсутствии события административного правонарушения. Выводы должностного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении о том, что жилые дома были исключены, поскольку жилой дом и участок это единый имущественный комплекс и при продаже дома одновременно подлежит продаже земельный участок, что ставит под угрозу цели осуществления закупок, а именно результативности и эффективности осуществления закупок в связи с повышением стоимости объекта закупки, суд считает несостоятельными, основанными на неправильном применении вышеприведенных норм действующего законодательства.
Суд считает необходимым протест прокурора Советского района Республики Марий Эл удовлетворить, постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении №, возбужденного по ч. 4.2 ст. 7.30
КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. на основании
п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения – отменить, дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ возвратить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Протест прокурора Советского района Республики Марий Эл удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении
№, возбужденного по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл Трудинова А.А. на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения – отменить, и возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл
в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Конькова