Дело № 12-16/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
07 июля 2020 года село Липин Бор
Судья Вашкинского районного суда Вологодской области Власова Е.Л.., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудыревой Т.В., рассмотрев жалобу главы администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области ФИО1 на постановление государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО2 от 24.04.2020 №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО2 от 24.04.2020 №... глава администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей за нарушение требований статей 19, 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 78, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, пункта 9.4 свода правил СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1), утвержденного и введенного в действие приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, выразившееся в том, что 15.04.2020 в 13 часов 00 минут на территории д.ФИО3 Ручей сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, который входит в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров на территории области в 2020 году, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 30.03.2020 № 308, ФИО1, являющейся главой сельского поселения Киснемское на основании постановления Территориальной избирательной комиссии Вашкинского муниципального района от 25.09.2015 № 97/505 «О регистрации избранного главы вновь образованного муниципального образования сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района» и распоряжения № 1 от 06.10.2015, не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях: источник наружного противопожарного водоснабжения в д.ФИО3 Ручей, расположенный вблизи дома № 19, не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года (нарушение 1); в период действия особого противопожарного режима, установленного Постановлением Правительства Вологодской области от 30.03.2020 № 307 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области», пунктом 2 приложения к указанному постановлению «Дополнительные требования пожарной безопасности», не организовала очистку прилегающих к д.ФИО3 Ручей земель на полосе шириной не менее 10 метров, а также не организовала выполнение мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах в виде защитной противопожарной минерализованной полосы в д.ФИО3 Ручей, не выполнила удаление (сбор) сухой растительности и сухих деревьев (нарушение 2), за что предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, глава администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на малозначительность выявленных нарушений, указывая на то, что до момента проведения проверки территория, на которой надлежало выполнить работы по очистке земель, прилегающих к д.ФИО3 Ручей, на полосе шириной не менее 10 метров, удалению сухой растительности и сухих деревьев и прокладке защитной противопожарной минерализованной полосы, находилась под снежным покровом, в связи с чем производство указанных работ было невозможно, а также на то, что подсыпка площадки для подъезда и установки пожарных автомобилей, работы по очистке земель, прилегающих к д.ФИО3 Ручей, на полосе шириной не менее 10 метров, удалению сухой растительности и сухих деревьев и прокладке защитной противопожарной минерализованной полосы произведены 22.04.2020, просила производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного правонарушения.
Заявитель - глава администрации сельского поселения Киснемское ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ признала, доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Государственный инспектор Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО2 в судебном заседании полагал постановление законным и обоснованным, указав при этом на отсутствие законных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку невыполнение возложенной обязанности представляло в случае возникновения природного пожара реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, причинения материального ущерба.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав заявителя ФИО1 и пояснения государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО2, учитывая требования части 3 статьи 30.6 КоАП РФ о том, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении дело подлежит проверке в полном объеме, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса в обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, входит оценка доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной по заданию на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территорий начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кирилловскому и Вашкинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области В. от 13.04.2020 №..., старшим дознавателем ОНД и ПР по Кирилловскому и Вашкинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Вологодской области Ф. и инспектором ОНД и ПР по Кирилловскому и Вашкинскому районам ФИО2, в ходе осмотра, обследования деревни ФИО3 Ручей, подверженной угрозе распространения лесных пожаров, выявлены нарушения требований части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с Изменением № 1), пунктов 78, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, статьи 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановления Правительства Вологодской области от 30.03.2020 № 307 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области», пункта 2 Приложения к постановлению «Дополнительные требования пожарной безопасности», допущенные главой администрации сельского поселения Киснемское ФИО1, которой не организованы сбор с защитной противопожарной минерализованной полосы в д.ФИО3 Ручей сельского поселения Киснемское сухой растительности и сухих деревьев или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, что подтверждается актом осмотра от 15.04.2020 № 1 (оборотная сторона л.д.38-39).
Согласно протоколу от 17.04.2020 №..., составленному начальником ОНД и ПР по Кирилловскому и Вашкинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области В. на основании акта осмотра от 15.04.2020 №..., должностное лицо – глава администрации сельского поселения Липиноборское Вашкинского муниципального района Вологодской области ФИО1, являясь лицом, ответственным за пожарную безопасность, 15.04.2020 в 13 часов 00 минут на территории д.ФИО3 Ручей сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, по адресу: Вологодская область, Вашкинский район, д.ФИО3 Ручей, допустила нарушение требований части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с Изменением № 1), пунктов 78, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, статьи 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановления Правительства Вологодской области от 30.03.2020 № 307 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области», пункта 2 Приложения к постановлению «Дополнительные требования пожарной безопасности», что выразилось в следующем: - 1. не создала условия в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источника наружного водоснабжения, расположенного вблизи дома № 19 д. ФИО3 Ручей, который не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; - 2. в период действия особого противопожарного режима не организовала очистку прилегающих к д.ФИО3 Ручей земель на полосе шириной не менее 10 метров, а также не организовала выполнение мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах в виде противопожарной минерализованной полосы в д.ФИО3 Ручей, не выполнила удаление (сбор) сухой растительности и сухих деревьев, за что предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д.58-59).
В протоколе об административном правонарушении от 17.04.2020 содержится объяснение должностного лица ФИО1, в котором указано, что очистка минерализованной полосы будет проведена после полного снеготаяния в кратчайшие сроки; площадка для установки пожарных автомобилей будет оборудована в течение месяца.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 30.03.2020 № 307 «Об установлении особого противопожарного режима на территории области» особый противопожарный режим (за исключением земель лесного фонда) установлен с 01.04.2020 до 11.05.2020.
Согласно пункту 2 Приложения к указанному постановлению «Дополнительные требования пожарной безопасности» в период действия особого противопожарного режима органы местного самоуправления поселений обязаны организовать, в том числе, очистку прилегающих к населенным пунктам земель на полосе шириной не менее 10 метров с прокладкой противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или устройством иного противопожарного барьера, очистку от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов.
Формальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации работ подлежит выполнению органом местного самоуправления в течение всего периода действия особого противопожарного режима, то есть с 01.04.2020 до 11.05.2020.
Из объяснений ФИО1 в судебном заседании и представленных фотоматериалов следует, что очистка от сухой растительности, прокладка минерализованной полосы и подсыпка площадки для установки пожарных автомобилей выполнены 22.04.2020.
Учитывая данные обстоятельства, и то, что обязанность по очистке противопожарной минерализованной полосы (нарушение 2) была выполнена 22.04.2020, то есть в период действия особого противопожарного режима, прихожу к выводу об отсутствии в действиях главы администрации сельского поселения Липиноборское ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в данной части, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и прекращения производства в указанной части на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Действия главы администрации сельского поселения Киснемское ФИО1 в части нарушения 1 (источник наружного водоснабжения, расположенного вблизи дома № 19 д. ФИО3 Ручей, не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года) должностным лицом надзорного органа правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку указанное нарушение требований пожарной безопасности допущено ею в условиях особого противопожарного режима, установленного на территории Вологодской области с 01.04.2020 до 11.05.2020, что подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 17.04.2020 №...; актом проверки от 15.04.2020 № 1, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24.04.2020; материалами дела, и она обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения в указанной части.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Анализ приведенной нормы применительно к конкретным обстоятельствам дела, а именно, то, что подсыпка площадки для установки пожарных автомобилей в д.ФИО3 Ручей, расположенной на территории сельского поселения Киснемское выполнена 22.04.2020, то есть в предельно сжатые сроки после выявления надзорным органом нарушения, и не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, позволяет сделать вывод о наличии законных оснований для признания вмененного ФИО1 административного правонарушения в указанной части (нарушение 1) малозначительным.
При данных обстоятельствах постановление государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО2 от 24.04.2020 №..., вынесенное в отношении главы администрации сельского поселения Киснемское ФИО1, подлежит в указанной части отмене, а производство по делу об административном правонарушении в данной части - прекращению на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, с объявлением ей устного замечания.
Таким образом, постановление должностного лица нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Кирилловского и Вашкинского районов по пожарному надзору ФИО2 от 24 апреля 2020 года №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного в отношении главы сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области ФИО1, отменить, производство по делу в части нарушения 2 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, в части нарушения 2 - производство прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью совершенного правонарушения, от административной ответственности ФИО1 освободить, объявив ей устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение 10 дней с момента получения его копии.
Судья Е.Л.Власова
<данные изъяты>
<данные изъяты>