Дело № 12-16/2020
УИД 76RS0008-01-2019-002361-52
РЕШЕНИЕ
г. Переславль-Залесский 17 февраля 2020 г.
Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» по доверенности ФИО1, представителя государственного органа Инспекции административно-технического надзора Ярославской области по доверенности ФИО2, при секретаре Ткач Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», с жалобой представителя МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» его директора ФИО3 на постановление начальника отдела №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области <Б.> о признании МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» виновным в совершении административного правонарушения и назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области <Б.> от 27.11.2019 г. №121-89/19 МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», ему было назначено административное наказание в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. Согласно описательной части указанного постановления административное правонару¬шение выразилось в том, что в ходе проведенных 14.10.2019 г. и 29.10.2019 г. сотрудниками отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области обследований территории по информации Переславского межрайонного прокурора, содержащем данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, №23-6в-19 от 11.10.2019 г., по адресу: <...> на территории закрытого кладбища зафиксирован факт наличия неликвидированного навала мусора (твердые коммунальные отходы, трава, остатки растений, ритуальные принадлежности ), в связи с чем МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» допустило нарушение п.п.1.4, 1.6, 3.1 Правил благоустройства территории города Переславля-Залесского, утвержденных решением Переславль-Залесской городской Думы Ярославской области от 26.04.2018 г. №46, причем сделало этот повторно, являясь лицом, подвергнутым административному наказания за совершение аналогичных административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. №100-з «Об административных правонарушениях» постановлениями №121-21/19 от 11.06.2019 г., №121-23/19 от 11.06.2019 г., №121-27/19 от 26.06.2019 г.
МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» по данному делу обратилось в Переславский районный суд с жалобой на указанное постановление, просит признать его незаконным и отменить, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью правонарушения. Мотивирована жалоба тем, что МКУ является казенным учреждение и работы по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов осуществляют в рамках предоставляемых им на данные цели бюджетных ассигнований, бюджетные ассигнования на уборку несанкционированных свалок были выделены, в июне-июле 2019 г. проводился электронный аукцион на выполнение указанных работ, он был признан несостоявшимся повторно проведена работа по организации закупок в октябре-ноябре 2019 г. и только 13.11.2019 г. муниципальный контракт был заключен, то есть МКУ приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения и его вина не установлена.
В судебном заседании представитель МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» по доверенности ФИО1 жалобу поддержала, сослалась на доводы изложенные в ней, дополнив, что свалка мусора на территории закрытого муниципального кладбища должна была убираться не в порядке, установленном Правилами благоустройства города, о наличии свалки знали ранее, включили работы по ликвидации свалки в платы работ, ликвидировали как только был заключен муниципальных контракт с подрядчиком. Представитель инспекции административно - технического надзора Ярославской области в судебном заседании по доверенности ФИО2 жалобе возражал, пояснив, что указанные представителем МКУ причины не считает уважительными, длительно с момента первого несостоявшегося аукциона Учреждение до организации второго аукциона бездействовало, на уборку территории кладбища распространяются Правила благоустройства города, оно хотя и закрыто, но является общественным местом.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.
Частью 2 статьи 25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. №100-з «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства требований к выполнению перечня работ по благоустройству территории поселения (городского округа) и (или) периодичности их выполнения (кроме работ по благоустройству жилых домов, а также придомовых территорий жилых домов), совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из содержания данной нормы следует, что с объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. №100-з «Об административных правонарушениях», выражается в нарушении требований нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на территории Ярославской области, касающихся правил благоустройства и связанных с обязанностью выполнить установленный органами местного самоуправления определенный перечень работ по благоустройству и с установленной теми же органами местного самоуправления периодичностью их выполнения.
Главой 3 Правил благоустройства территории города Переславля-Залесского, утвержденными решением Переславль-Залесской городской Думы от 26.04.2018 г. №46, (далее Правил благоустройства города) установлен перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения на территории города Переславля-Залесского.
В частности согласно пунктам 3.1. - 3.14. Правил благоустройства города к числу работ по благоустройству относятся: работы по содержанию объектов благоустройства (п.3.1.), работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства (п.3.2.); работы по созданию новых объектов благоустройства (п.3.3.); работы по содержанию и уборке придомовых и дворовых территорий (п.3.4.); работы по ремонту и содержанию объектов благоустройства, относящихся к составу объектов улично-дорожной сети (п.3.5.); работы по содержанию контейнерных площадок, вывозу твердых коммунальных и строительных отходов (п.п.3.7., 3.8., 3.9., 3.10.); работы по уборке мест массового пребывания людей (п.3.12.); уборочные работы в зимнего и летнего времени (п.п.3.13., 3.14.).
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении МКУ «Центра развития города Переславль - Залесский» должностным лицом инспекции административно-технического надзора Ярославской области послужила информация из Переславской прокуратуры по факту публикации в СМИ о наличии свалки мусора на территории закрытого кладбища на ул. Урицкого г. Переславль-Залесский. При проверке данного обращения по результатам проведенных инспекцией административно-технического надзора Ярославской области обследования территории обследований территории согласно Актам №121-89/19 от 14.10.2019 г. и №121-89/19-01 от 29.10.2019 г. был установлен факт навала мусора (ТКО, трава, порубочные остатки, ритуальные принадлежности) на территории закрытого кладбища по ул. Урицкого г. Переславль-Залесский и непринятие мер по его уборке. При установлении указанных обстоятельств должностным лицом инспекции административно-технического надзора Ярославской области в отношении МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.2 ст.25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. №100-з «Об административных правонарушения». Признавая МКУ «Центра развития города Переславля-Залесского» виновным в совершении данного административного правонарушения при вынесении постановления №121-89/19 от 27.11.2019 г., должностное лицо инспекции административно-технического надзора Ярославской области исходило из нарушения МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского», как учреждением, которое согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области от 05.03.2018 г. №ПОС.03-0228/18 осуществляет контроль за надлежащим использованием и содержанием городской территории, организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, пунктов 1.4, 1.6, 3.1 Правил благоустройства города.
Так, согласно пункту 3.1 Правил благоустройства города к работам по содержанию объектов благоустройства относятся: ежедневный осмотр всех элементов и объектов благоустройства, расположенных на соответствующей территории, в целях выявления неисправностей, повреждений и иных нарушений требований к объектам и элементам благоустройства и их содержания; мероприятия по уходу за зелеными насаждениями (полив, стрижка газонов и т.д.); проведение очистки канав, труб, дренажей, предназначенных для отвода ливневых и грунтовых вод; очистку, окраску МАФ и элементов благоустройства; очистку урн; ежедневную уборку территории (подметание, удаление отходов, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте); сбор и вывоз отходов.
Согласно пункту 1.4 Правил благоустройства города физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку и содержание принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков. Содержание территории города и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений включает в себя: - регулярную уборку территории от мусора, отходов, горюче-смазочных материалов, нефтепродуктов, посторонних предметов, строительных материалов, изделий, конструкций, полив в летнее время, кошение и ликвидацию кустарников и поросли; - ликвидацию несанкционированных свалок отходов и мусора.
Согласно пункту 1.6 Правил благоустройства города на территории города Переславля-Залесского запрещается: размещать отходы, за исключением специально отведенных мест и контейнеров для сбора отходов, загрязнять территории горюче-смазочными материалами, нефтепродуктами, устраивать несанкционированные свалки отходов.
Из содержания данных пунктов Правил благоустройства города применительно к описанию события вмененного правонарушения следует, что п.1.6 вменен в вину МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» необоснованно, поскольку данное учреждение размещением отходов в том месте, где они были обнаружены, не занималось, и, соответственно, установленный данным пунктом запрет не нарушало. В то же время установленный по данному дела факт навала мусора (ТКО, трава, порубочные остатки, ритуальные принадлежности) на территории закрытого кладбища по ул. Урицкого г. Переславль-Залесский является нарушением со стороны МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского», как муниципального учреждения, на которое в соответствии с п.3.1.1 его Устава возложены функции по осуществлению на территории городского округа г. Переславль-Залесский деятельности по содержанию и уборке мест общего пользования и массового пребывания людей, а также организации работ по содержанию мест захоронений, пунктов 1.4 и 3.1 Правил благоустройства города, а именно МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» не только допустило образование несанкционированной свалки мусора на территории такого места общего пользования, как городское кладбище, но и своевременно не приняло мер по его уборке территории кладбища и ликвидации образовавшейся там свалки. О винновом нарушении МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» пунктов 1.4 и 3.1 Правил благоустройства города свидетельствует так же и то, что указанных мер данное учреждение не приняло даже после того, как письмом руководителя инспекции административно-технического надзора Ярославской области письмом от 22.10.2019 г. МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» обращалось внимание на наличие свалки мусора на территории кладбища, предлагалось в разумный срок произвести уборку мусора, но вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении такая уборка выполнена не была.
Доводы представителя МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании о том, что уборка кладбища не могла осуществляться в рамках требований Правил благоустройства города судья признает несостоятельными ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно частей 1 и 4 статьи 18 того Федерального закона №8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Под содержанием мест захоронений понимается комплекс мероприятий по уходу за территорией кладбища, направленных на безопасную эксплуатацию мест захоронений, включающей уборку, очистку территории и расположенных на ней объектов. Данное обстоятельство также следует из указанных выше положений ч.1 ст.17 Федерального закона №8-ФЗ. Поскольку места погребения в зависимости от принадлежности могут быть только государственные либо муниципальные, как указано в части 2 статьи 15 Закона о погребении, то содержание места захоронения является непосредственно нуждой органа местного самоуправления. Таким образом, решение вопросов местного значения по содержанию мест захоронения должен осуществляться органом местного самоуправления самостоятельно с учетом предоставленных ему полномочий.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочием по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из изложенного следует, чтобы решая вопросы местного значения орган местного самоуправления вправе создать муниципальное предприятие или учреждение, на которое возлагает функции по содержанию мест захоронения.
По данному делу установлено, что согласно пунктам 2.2 и 2.3.1 Устава МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» создано Администрацией г. Переславль-Залесский для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Администрации города в сфере городского хозяйства, охраны окружающей природной среды и природопользования, для чего МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» обязано осуществлять деятельность по организации содержания, обслуживания и ремонта объектов городского хозяйства. К объектам городского хозяйства относятся общественные кладбища и в соответствии с указанным выше пунктом 3.1.1 Устава МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» должно обеспечивать в порядке их содержания, включая закрытое кладбище на ул. Урицкого г. Переславль-Залесский, поддержание в чистоте и не допускать несанкционированных свалок мусора, а поскольку специального нормативно-правового акта Администрацией г. Переславль - Залесский о порядке содержания закрытого кладбища на ул. Урицкого г. Переславль-Залесский не принято, то МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского», реализуя свои указанные выше функции, должно руководствоваться Правилами благоустройства территории города Переславля-Залесского, тем более что согласно их пункту 1.1 Правила благоустройства территории города Переславля-Залесского – это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов Ярославской области требования к благоустройству и элементам благоустройства территории города Переславля-Залесского, перечень мероприятий по благоустройству территории города Переславля-Залесского, порядок и периодичность их проведения, а согласно подпункту 1 пункта 1.3 Правил благоустройства территории города Переславля-Залесского под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленного на обеспечение и повышение комфортности условия проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Переславля-Залесского, по содержанию территорий и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Таким образом МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» должно было руководствоваться пунктом 1.4 и 3.1 Правил благоустройства территории города Переславля - Залесского, в порядке содержание территории города, расположенных на ней объектов и мест общего пользования, включая закрытое кладбище по ул. Урицкого г. Переславль-Залесский, выполнить комплекс мер по обеспечению его надлежащего состояния, регулярно осуществлять уборку территории от мусора, отходов, посторонних предметов, своевременно ликвидировать возникшую на нем несанкционированную свалку мусора.
Доводы жалобы и пояснения представителя МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в суде о том, что Учреждение приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, и причиной несвоевременной уборки территории кладбища связано с длительной организацией закупки для муниципальных нужд, судья также находит несостоятельными. Как признает представитель МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» в суде, средства для в качестве бюджетных ассигнований, имелись по соответствующей статье расходов на начало календарного года, из чего следует, что работы по содержанию кладбища и поддержанию его в чистоте, недопущению несанкционированных свалок на нем могли и должны были быть организованы заранее. Сам по себе срок, в течение которого МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» начало процедуру поиска подрядчика для заключения муниципального контракта в июне-июле 2019 г. и в дальнейшем это сделало только в ноябре 2019 г., не является разумным.
Повторность совершения правонарушения подтверждена копиями постановлений №121-21/19 от 11.06.2019 г., №121-23/19 от 11.06.2019 г., №121-27/19 от 26.06.2019 г., в жалобе не оспаривается.
Процессуальных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судьей не установлено.
Наказание МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» назначено в пределах санкции статьи, оснований для его снижения или признания малозначительным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ :
Постановление начальника отдела административно-технического надзора №2 инспекции административно-технического надзора Ярославской области – инспектора административно-технического надзора Ярославской области <Б.> от 27.11.2019 г. №121-89/19 о признании МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.25.5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 года № 100-з «Об административных правонарушениях», и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб., оставить без изменения, жалобу МКУ «Центр развития города Переславля-Залесского» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Переславский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Д.А. Шашкин