Дело №12-16/2020
УИД: 59RS0004-01-2019-007677-67
Р Е Ш Е Н И Е
18 февраля 2020 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Ошвинцева О.И.,
с участием ФИО1,
защитника Мочалова В.А., действующего на основании устного ходатайства,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 №59/12-7104-19-И (275) от 07.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2. №59/12-7104-19-И (275) от 07.11.2019 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что, являясь директором ООО «Гамма-Сервис», в нарушение п.6 ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ, п.5 приказа Минтруда России от 09.12.2014 №997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», приказа Минздравсоцразвития России от 18.06.2010 №454н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» работнику ООО «Гамма-Сервис» ФИО5, являющемуся электромонтером-кабельщиком, не обеспечила выдачу средств индивидуальной защиты. ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить за отсутствием события правонарушения. В обоснование доводов указано, что ООО «Гамма-Сервис» имеет лицензии на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематических услуг связи; услуг связи по предоставлению каналов связи. В течение 2017 года на предприятии согласно Федеральному закону №426-ФЗ от 28.12.2013 проведена специальная оценка условий труда. ФИО5 замещал должность электромонтера-кабельщика, которая не соотносится с профессиями, указанными в специализированных квалификационных справочниках, и в силу абз.9 ст.57 ТК РФ работодатель не обязан при формировании штатного расписания указывать в нем профессии, содержащиеся в специализированных квалификационных справочниках. Государственная инспекция труда в Пермском крае соотнесла профессию электромонтера-кабельщика с профессией электромонтер линейных сооружений связи и радиофикации, однако ФИО5 фактически не осуществляет работ, предусмотренных Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, в том числе связи, для должности «электромонтер линейных сооружений связи и радиофикации». Должностной инструкцией электромонтера-кабельщика ООО «Гамма-Сервис» предусмотрено, выполнение монтажа/демонтажа кабельных линий связи, определение мест повреждения кабеля, выполнение ремонта линии связи, замену неисправного оборудования и аппаратуры, выполнение настройки конечного оборудования, проверка целостности шнуров коммутации и оконечивание шнуров и разъемов. Электромонтер-кабельщик ООО «Гамма-Сервис» не осуществляет работ предусмотренных ЕКТС для должности «электромонтер линейных сооружений связи и радиофикации». ФИО5 не обладает средним специальным образованием и профессиональным разрядом. Кроме того, согласно нормам Градострительного кодекса РФ линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения) являются линейными объектами (п.10.1 ст.1 ГрК РФ) и подлежат обязательной государственной регистрации, без чего их эксплуатация невозможна. У ООО «Гамма-Сервис» отсутствуют в собственности или аренде линейные объекты, Общество не состоит в СРО, следовательно, не может заниматься воздвижением подобных объектов по договору подряда. ООО «Гамма-Сервис» не имеет лицензии на эти виды работ, участие в эксплуатации и обслуживание которых должен производить электромонтер линейных сооружений связи и радиофикации. ФИО5 не мог принимать участие в строительстве или эксплуатации линейных сооружений телефонной связи, которые предполагает профессия электромонтер линейных сооружений связи и радиофикации. Также согласно специальной оценке труда, проведенной в 2017 году, для профессии электромонтер-кабельщик присвоен 2 класс (подкласс) условий труда, по заключению фактический уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам; вредные и (или) опасные производственные факторы на основе измерений и оценок не выявлены. Таким образом, электромонтеру-кабельщику средства индивидуальной защиты не требуются, при этом ООО «Гамма-Сервис» выдало ФИО5 спецодежду.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении жалобы. Пояснила, что инспектором при рассмотрении дела не изучен характер работ выполняемых ФИО3, соотнесение с должностью электромонтер линейных сооружений связи и радиофикации не мотивированно. По результатам проведенной специальной оценки условий труда электромонтера-кабельщика ООО «Гамма-Сервис» установлен 2 класс условий труда, фактический уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, вредные (опасные) факторы не установлены.
Защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Пояснил, что соотнесение должностным лицом должности электромонтер-кабельщик с должностью электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации в постановлении не обоснованно. Характер выполняемых ФИО3 работ инспектором не изучен.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился о месте и времени извещен надлежащим образом, отзыв на жалобу не представил.
Заслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 4 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
На основании п.6 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 46 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н, установлены наименования и нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в том числе, для работников, занятых на должности электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации.
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.06.2010 № 454н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам связи, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в том числе, для работников по профессии электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 58. Раздел: "Работы и профессии рабочих связи", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 27.04.1984 № 122/8-43, определяет характер работ для электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации: участие в эксплуатационно-техническом обслуживании воздушных линий связи, междугородных и внутриобластных кабелей связи, работах по фиксации трассы кабеля, простейшим измерениям на кабеле, по осмотру, текущему и капитальному ремонту воздушных и кабельных линий, развитию и ремонту абонентских устройств, пропитке, укреплению и замене опор, в оснастке опор и траверс арматурой, устройству и ремонту внутридомовой сети, устройству заземлений. Сборка отдельных элементов конструкций линейно-абонентских устройств. Чистка изоляторов на столбах и стойках. Выполнение земляных работ (копка и засыпка ям, траншей и котлованов). Подготовка материалов и арматуры на складах и линии, погрузка и выгрузка материалов, нумерация опор. Вырубка поросли кустарника, обрезка ветвей деревьев, расчистка трасс линий связи от порубочных остатков. Изготовление и окраска вспомогательных устройств (предупредительных знаков, замерных столбиков, шлагбаумов и др.). Пробивка сквозняков и штрабление борозд в кирпичных стенах.
Из представленных материалов следует, что директором ООО «гамма-Сервис» является ФИО1
Государственной инспекцией труда в Пермском крае по обращению работника ООО «Гамма-Сервис» ФИО5, в отношении ООО «Гамма-Сервис» на основании распоряжения от 12.04.2019 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 16.05.2019, где зафиксированы нарушения, указанные в постановлении от 07.11.2019 года. Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении директора ООО «Гамма-Сервис» ФИО1 протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления.
Как следует из содержания обжалуемого постановления ФИО1 вменяется необеспечение работника ФИО3, занимающего должность электромонтера-кабельщика средствами индивидуальной защиты. При этом должностным лицом фактически сделан вывод о соотносимости должности электромонтер-кабельщик и должности электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, для которой Приказами №454н и №997н установлены наименования и нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как установлено ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано помимо прочего: мотивированное решение по делу.
Вместе с тем приведенные положения закона при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в полной мере не соблюдены.
Постановление должностного лица от 07.11.2019 года не отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, поскольку в нем отсутствует мотивированное решение по делу, в данном постановлении не приведено основания для соотнесения должности электромонтер-кабельщик и должности электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, анализ представленных доказательств не приведен, как и их содержание, должностная инструкция электромонтера-кабельщика, оценка условий труда как доказательства не оценивались, должностные обязанности электромонтера-кабельщика ООО «Гамма-Сервис» с должностными обязанностями электромонтера линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, установленными ЕТКС, не сопоставлялись, выводы обопасности условий труда на работах, выполняемых электромонтером-кабельщиком ООО «Гамма-Сервис», при которой работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, не мотивированы.
При разрешении дела должностным лицом в нарушение требований ст.26.11 КоАП РФ в полной мере не проверены все имеющие значение для дела обстоятельства.
Таким образом, постановление должностным лицом вынесено с существенным нарушением процессуальных требований без всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств по делу, с нарушением требований ст.ст.24.1,26.1,26.2,26.11,29.10 КоАП РФ, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Поскольку установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении следует возвратить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо учесть изложенное, установить все подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельства, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, при необходимости исследовать иные доказательства в обоснование позиции административного органа и позиции привлекаемого лица, оценить характер совершенного правонарушения, его последствия для охраняемых общественных отношений, и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств, с соблюдением процессуальных прав участников производства по делу.
Руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 №59/12-7104-19-И (275) от 07.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении в отношении ФИО1 отменить.
Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Пермском крае.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) О.И. Ошвинцева
Копия верна. Судья -