Решение
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ | <адрес> |
Анадырский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,
при помощнике судьи Коновалове Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадыре жалобу Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу на постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) от 04.04.2019г. №174 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении юридического лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) от 04.04.2019г. №174 юридическое лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ. Юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей. Заявитель полагает вынесенное постановление незаконным. В протоколе об административном правонарушении, обжалуемом постановлении не указаны фамилия, инициалы лица, составившего протокол, место, время совершения административного правонарушения, юридическое лицо о дате, времени составления административного протокола, дате, времени рассмотрения данного дела не уведомлено надлежащим образом, копия протокола от 18.03.2019г. получена только 05.04.2019г., дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением срока, установленного законом, в обжалуемом постановлении не указано, в каком конкретном суде оно подлежит обжалованию. Кроме того, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения. На основании изложенного, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО обратилось с жалобой в Анадырский городской суд об отмене постановления по делу об административном правонарушении №174 от 04.04.2019г., прекращении производства по делу.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 10.06.2019г. №297 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО реорганизовано, правопреемником является Северо-Восточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Восточное межрегиональное управление Росприроднадзора).
Северо-Восточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования надлежащим образом уведомлено о дате и времени судебного заседания, явку своего законного представителя или защитника не обеспечило.
Должностное лицо Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат), вынесшее обжалуемое постановление, извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки не сообщило.
В отзыве на жалобу должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, ФИО1 указывает на необоснованность доводов жалобы; просит постановление №174 от 04.04.2019 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 13.19 КоАП РФ непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Постановлением №174 от 04.04.2019г. Управление Роприроднадзора по ЧАО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.13.19 КоАП РФ, выразившегося в непредоставлении в установленный срок в Хабаровскстат отчетности в нарушение ст.8 Федерального закона №282-ФЗ, приказа Росстата от 27.07.2018г. №461.
Исходя из положений п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить законность и обоснованность этого постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п.1 ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
С учетом указанных обстоятельств юридически значимым обстоятельством по данному делу является место совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, место совершения и событие административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Исходя из разъяснений подпункта 3 пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Из смысла разъяснений Верховного Суда РФ следует, что местом совершения административного правонарушения в форме бездействия является место исполнения должностным лицом своих обязанностей.
Из содержания постановления от 04.04.2019г. №174 следует, что Управлением совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, объективная сторона которого выражена в форме бездействия – непредставление статистической отчётности к установленному сроку.
Управление Росприроднадзора по Чукотскому АО, юридический адрес которого: 689000, Чукотский АО, <...>, не представило в установленный срок до 18.02.2019г. включительно в территориальный орган Росстата – Хабаровскстат, расположенный по адресу: <...>, статистический отчет по форме N4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов».
Аналогичным образом событие административного правонарушения изложено в протоколе об административном правонарушении от 18.03.2019г. №181.
Указывая при изложении событий административного правонарушения место нахождения юридического лица, на котором лежала обязанность представить статистические сведения, и место нахождения территориального органа Росстата, в который указанные сведения должны быть представлены, должностные лица Хабаровскстат не уточнили, какой из этих адресов является местом совершения административного правонарушения.
При этом, описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении позволяет определить место совершения административного правонарушения, с учетом разъяснений, данных в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО административного правонарушения в виде непредставления статистической отчётности является место нахождения юридического лица: <...>.
Учитывая изложенное, поскольку имеющееся в протоколе и постановлении описание события правонарушения позволяет определить место совершения правонарушения, указанный недостаток на правильность квалификации административного правонарушения повлиять не может.
Несостоятелен и довод заявителя об отсутствии в протоколе об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении даты совершения административного правонарушения.
Так, в протоколе прямо указано, что днем совершения правонарушения является 19.02.2019г.
Указанная в протоколе дата совершения правонарушения согласуется с описанием события правонарушения, приведенным в постановлении об административном правонарушении, что позволяет однозначно установить дату совершения правонарушения – 19.02.2019г., в связи с чем отсутствие прямого указания в обжалуемом постановлении даты совершения административного правонарушения не свидетельствует о наличии оснований к его отмене.
В силу части 1 ст.23.53 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения обжалуемого постановления) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 КоАП РФ.
Согласно части 2 ст.23.53 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения обжалуемого постановления) рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, в субъектах Российской Федерации, их заместители.
Согласно Перечню, утвержденному приказом Росстата от 12.04.2016г. №181, протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять, в том числе, руководитель, заместитель руководителя, начальник отдела территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, протокол об административном правонарушении №181 от 18.03.2019г. составлен уполномоченным лицом начальником отдела статистики предприятий Хабаровскстата ФИО2, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении относится, в том числе, к полномочиям заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) ФИО1
Довод заявителя о ненадлежащем уведомлении Управления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не соответствует фактическим обстоятельствам дела и закону.
В силу части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
С учетом изложенных правовых норм, законным представителем Управления Росприроднадзора является его руководитель.
Согласно приказу от 27.06.2018г. №409-лс и.о. руководителя Росприроднадзора являлся ФИО3
На основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В силу положений части 2 данной статьи КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В силу части 4.1. статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как следует из материалов дела, протокол №181 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, составлен 18.03.2019г. в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу в связи с ходатайством и.о. руководителя Управления о составлении протокола без участия представителя юридического лица.
В материалах дела представлено уведомление №169 от 19.02.2019г. о приглашении в 11 часов 00 минут 18.03.2019г. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
Согласно списку почтовых отправлений от 19.02.2019г. в адрес юридического лица направлено заказное письмо (почтовый идентификатор 80083632570741), содержащее уведомление №169 от 19.02.2019г. (исх. №169 от 19.02.2019г.)
На основании данных отчета об отслеживании отправление с почтовым идентификатором 80083632570741 получено адресатом 25.02.2019г.
Кроме того, о надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении свидетельствует и ходатайство Управления №01-16/935 от 15.03.2019г. о составлении в 11 часов 00 минут 18.03.2019г. протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Управления.
Соответственно, о дате и времени составления протокола об административном правонарушении Управление извещено надлежащим образом и заблаговременно.
Заявителем представлено определение от 18.03.2019г. о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 часов 00 минут 04.04.2019г., на котором имеется отметка о поступлении в Управление вх.№01-15/1921 от 08.04.2019г.
Как указано в жалобе, определение от 18.03.2019г. о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 часов 00 минут 04.04.2019г. получено Управлением Росприроднадзора 05.04.2019г.
В подтверждение указанных обстоятельств представлен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083733411080, согласно которому данное отправление Хабаровскстата получено Управлением 05.04.2019г.
Однако, в материалах дела об административном правонарушении также имеется копия определения от 18.03.2019г. о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 часов 00 минут 04.04.2019г., на котором имеется письменная отметка о получении его 28.03.2019г. ФИО4
Согласно приказу №52лс от 26.07.2017г. ФИО4 работала старшим инспектором отдела правового, кадрового обеспечения и делопроизводства Управления.
Доказательства непоступления копии данного определения от 18.03.2019г. в Управление, неполучения ее 28.03.2019г. ФИО4 суду не представлены.
То обстоятельство, что указанное определение получено не лично руководителем Управления, а сотрудником последнего, не свидетельствует о том, что оно является ненадлежащим. Должностным лицом административного органа были приняты необходимые меры к надлежащему извещению законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола.
Таким образом, о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Управление было извещено надлежащим образом.
Копия протокола об административном правонарушении направлена Управлению письмом от 19.03.2019г. №2695, что подтверждается записью в протоколе, списком почтовых отправлений от 20.03.2019г., отчетом об отслеживании почтового отправления с номером 80083634580373.
Действительно, согласно отчету об отслеживании почтового отправления с номером 80083634580373 копия протокола об административном правонарушении получена Управлением 05.05.2019г.
Вместе с тем, законный представитель Управления, надлежащим образом уведомленный о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайствовавший о составлении протокола в свое отсутствие, не лишен был возможности сообщить о неполучении копии протокола, в связи с чем мог ходатайствовать об отложении рассмотрения дела, уточнить соответствующую информацию, устранить возникшие неясности любым возможным способом (по телефону, факсу, почте либо электронной почте).
С учетом изложенного, не имеется оснований полагать нарушенным право Управления на защиту.
Относительно довода заявителя о нарушении срока рассмотрения дела об административном правонарушении суд полагает следующее.
Частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Поскольку протокол об административном правонарушении получен должностным лицом, правомочными рассматривать дело, 18.03.2019г., обжалуемое постановление вынесено 04.04.2019г., т.е. с незначительным нарушением срока, установленного ч.1 ст.29.6 КоАП РФ.
Между тем, рассмотрение данного дела с несоблюдением срока, установленного ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, не может служить основанием к отмене данного постановления, поскольку указанный срок не является пресекательным.
В протоколе подробно изложено событие административного правонарушения, позволяющее установить место совершенного правонарушения, указаны дата совершения правонарушения, нормы Закона, нарушение которых вменяется, приведены доказательства, протокол содержит все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, подпись должностного лица, его составившего, составлен в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола.
С учетом изложенного, оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Одним из основных принципов Федерального закона от 29.11.2007г. N282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон N282-ФЗ) является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (п.1 ст.4 Закона N282-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона N282-ФЗ официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
Статьей 8 Закона №282-ФЗ установлена обязанность представления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.
Согласно пункту 4 статьи 2 данного Закона субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие респондентов содержится в ч.2 ст.6 Закона N282-ФЗ: ими являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.2 Закона N282-ФЗ первичными статистическими данными являются документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического учета. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (ч.3,4 ст.6 Закона N282-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в п.4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г. N620.
В соответствии с пунктом 14 Положения о статистических данных не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 8 Закона №282-ФЗ первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 27.07.2018г. N461 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» (действующим на момент предоставления отчетности) утверждена форма N4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов», в соответствии с которой указанную форму предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), являющиеся потребителями топлива и энергии, вторичных ресурсов, а также осуществляющие их реализацию населению и другим юридическим и физическим лицам.
В соответствии с требованиями указанного приказа Росстата данная форма федерального статистического наблюдения предоставляется в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу, срок предоставления отчетности 16 февраля после отчетного года.
Территориальным органом Росстата в Чукотском автономном округе является Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат), расположенное по адресу: 680000, <...>.
Из материалов дела следует, что Управление Росприроднадзора по ЧАО вплоть до реорганизации являлось юридическим лицом, зарегистрировано 17.09.2004г., в ходе осуществления своей деятельности являлось потребителем топлива и энергии.
На основании изложенного, Управление Росприроднадзора по ЧАО было обязано в срок до 18.02.2019г. включительно (16.02.2019г. - выходной день) предоставить статистический отчет по форме №4-ТЭР за 2018г. в Хабаровскстат, расположенный по адресу: <...>.
Исходя из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по ЧАО указанный статистический отчет за 2018г. в установленный срок в Хабаровскстат не предоставлен, данный отчет поступил в Хабаровскстат только 26.02.2019г.
Довод заявителя о не доведении до Управления вплоть до 15.02.2019г. формы №4-ТЭР и указаний относительно ее заполнения суд находит несостоятельным.
Согласно пункту 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008г. N620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Пункт 4 данного Положения устанавливает, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.
Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Хабаровскстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена указанная форма №4-ТЭР и указания по ее заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении (л.д.194-196).
Информация о необходимости предоставления Управлением Росприроднадзора по ЧАО годовой формы федерального статистического наблюдения №4-ТЭР размещена на официальном сайте Хабаровскстата, с доведением электронной версии формы отчета.
Заявитель не ссылался на обращение в Хабаровскстат с заявлением о предоставлении бланка отчета по форме №4-ТЭР, доказательств обращения юридического лица в Хабаровскстат с заявлением о предоставлении бланка отчета по форме №4-ТЭР в материалы дела не представлено.
Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается ответом АО «Производственная фирма «СБК «Контур» от 05.07.2019г. №95659/УТП на запрос Хабаровскстат от 01.07.2019г. №АН-30-18/1079-ДР об уточнении информации по предоставлению Управлением Росприроднадзора по ЧАО статистической информации по форме федерального статистического наблюдения №4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов» за 2018г., соглашением №1765/18 от 27.08.2018г.
Таким образом, обязанность по предоставлению в территориальный орган Росстата по ЧАО формы N4-ТЭР в установленный законом срок Управлением Росприроднадзора по ЧАО не выполнена, что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.13.19 КоАП РФ.
Вопреки доводам заявителя в протоколе №181 от 18.03.2019г. указано лицо, его составившее, а обжалуемое постановление №174 от 04.04.2019г. содержит фамилию и инициалы лица, его вынесшего.
В соответствии с положениями пункта 7 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны срок и порядок его обжалования.
Т.е. положениями КоАП РФ не предусмотрена обязанность должностного лица, судьи указывать в постановлении наименование суда, в который может быть обжаловано постановление.
С учетом изложенного, неуказание в резолютивной части постановления наименования суда, в который может быть обжаловано постановление, не является существенным нарушением в силу отсутствия очевидных и неустранимых негативных процессуальных последствий.
При этом право на подачу жалобы на постановление Управление реализовало, обратившись с настоящей жалобой в Анадырский городской суд.
Относительно довода юридического лица о малозначительности совершенного им правонарушения, суд полагает следующее.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности.
Как указано в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N5, малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае незначительность нарушения срока представления формы федерального статистического наблюдения №4-ТЭР не свидетельствует о малозначительности содеянного обществом.
По мнению суда, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Управления к обязанностям по представлению статистической информации, находящейся под контролем государства, ненадлежащее исполнение которых препятствовало обеспечению полноты и целостности данных о количестве использованных топливно-энергетических ресурсов в 2018г., надлежащему контролю в сфере использования топливно-энергетических ресурсов
Исходя из характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, существенности нарушения охраняемых общественных правоотношений, отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности содеянного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы Управления, признание смягчающими иных обстоятельств, не указанных в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренное частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ, является правом судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, а не их обязанностью.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих, отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N5, по смыслу ч.1 ст. 4.5. и п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Учитывая истечение в настоящее время срока давности привлечения к административной ответственности в силу ч.1 ст.4.5. КоАП РФ по указанному делу, отсутствие у суда иных оснований к отмене обжалуемого постановления или прекращению производства по делу, за исключением истечения срока привлечения к административной ответственности, жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.3 п.1 ч.1 статьи 30.7, ст.30.8 КоАП РФ,
решил:
в удовлетворении жалобы Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу на постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) от 04.04.2019г. №174 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении юридического лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧАО, – отказать.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат) ФИО1 от 04.04.2019г. №174 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, в отношении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу – оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня его вручения или получения его копии.
Судья (подпись) | Н.О.Бугаева |
Копия верна:
Судья | Н.О.Бугаева |