ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/20 от 20.03.2020 Каширского городского суда (Московская область)

Дело № 12-16/2020 (№ 12-214/2019)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Кашира Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Каширский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Раковица А.Н.,

при секретаре Разореновой Н.В.,

без участия защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ООО «Каширский региональный оператор» ФИО1, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ООО «Каширский региональный оператор» ФИО2 ФИО8 на постановление консультанта территориального отдела № 23 территориального управления Государственного административно-технического надзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом территориального отдела №23 территориального управления Государственного административно-технического надзора Московской области – старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области ФИО4 вынесено постановление о признании юридического лица ООО «Каширский региональный оператор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 59 минут по адресу: <адрес> (контейнерная площадка) установлено, что по указанному адресу расположена контейнерная площадка для сбора ТКО, на площадке размещены контейнеры для сбора отходов, данная площадка имеется в реестре контейнерных площадок городского округа Кашира, согласованном со стороны администрации городского округа Кашира и ООО «Региональный оператор», контейнеры переполнены отходами, вокруг имеется очаговый навал бытового, крупногабаритного мусора общим объемом 5,5 куб.м на площади 12 кв.м, нарушен график вывоза мусора, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в городском округе Кашире в зоне Регионального оператора ответственным юридическим лицом за вывоз мусора является ООО «Каширский региональный оператор», учитывая акт первичного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 59 мин., в котором было зафиксировано переполнение контейнеров, а также акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было зафиксировано, что отходов стало больше, очевидно, что отходы с данной контейнерной площадки вывозятся не своевременно, образуются навалы отходов на территории контейнерной площадки вследствие не своевременного вывоза, согласно договору между ООО «Каширский региональный оператор» и ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в приложении к которому имеется перечень адресов контейнерных площадок, график вывоза отходов с периодичностью ежедневно, чем допустило нарушение требований ст.ст. 3.11, 6.3 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 г. № 350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области».

За названное правонарушение юридическому лицу ООО «Каширский региональный оператор» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, защитник юридического лица ООО «Каширский региональный оператор» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что:

- имеется несоответствие указанных в обжалуемом постановлении ссылок на нормы права, нарушение которых повлекло бы привлечение Общества к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Так, собственником контейнерной площадки, отвечающим, в том числе, за обеспечение чистоты и санитарного состояния, являются органы местного самоуправления, а не ООО «Каширский региональный оператор», которое за переполненное состояние контейнеров, а также навалы, образовавшиеся вне контейнеров, ответственности не несет. Вместе с тем, п. 13 Правил обращения с ТКО установлено, что Общество несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. В обжалуемом постановлении не приведено ни единой нормы права, нарушение которой допустило Общество. Кроме того, с учетом того, что между Обществом и ООО «<данные изъяты>» заключен договор на оказание услуг по транспортированию отходов на территории Московской области в пределах зоны деятельности регионального оператора, административный орган в рамках дела об административном правонарушении не установил, в чью конкретно обязанность входит соблюдение указанных в обжалуемом постановлении требований;

- в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО «Каширский региональный оператор» осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, деятельность по накоплению ТКО Общество не осуществляет, ответственность за обращение с ТКО несет исключительно с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, иные же обязанности по содержанию контейнерной площадки обеспечивает ее собственник;

- деятельность регионального оператора не является предметом государственного надзора при осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области, поскольку у регионального оператора отсутствуют объекты накопления ТКО и он не осуществляет деятельность по накоплению ТКО, ни одним нормативно-правовым актом на него не возложена обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, соответственно, он не может нарушать требования к местам (площадкам) накопления ТКО, в том числе требования, изложенные в Порядке накопления ТКО, где ни в одном из пунктов не содержится нормы, обязывающей регионального оператора создавать, обустраивать и содержать места (площадки) накопления ТКО надлежащим образом. Кроме того, Общество деятельность по накоплению ТКО не осуществляет, ответственность за обращение с ТКО несет исключительно с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, а также не осуществляет действия по сжиганию отходов вне специализированных объектов, как и не осуществляет сброс отходов вне объектов накопления и размещения отходов.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ защитник ООО «Каширский региональный оператор» ФИО3 поддержала доводы жалобы в полном объеме. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ защитник не явилась, суд счел возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Допрошенный в судебном заседании старший государственный административно-технический инспектор Московской области, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Московской области ФИО4 показал, что им ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осмотрена контейнерная площадка по адресу: <адрес>, установлено наличие навалов твердых бытовых отходов, о чем составлены соответствующие акты. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Каширский региональный оператор» в присутствии законного представителя ФИО6 им был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено дело также с ее участием. Юридическим лицом нарушено Распоряжение Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 г. № 350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», согласно которого вывоз отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО. Наличие графика вывоза ТКО подтверждала на словах законный представитель юридического лица ФИО6, однако в ходе проверки он не истребовался и не проверялся. Вторым актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что вывоз ТКО не осуществлялся.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями п. 6.3 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 № 350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО.

Как установлено в судебном заседании, при принятии решения о привлечении ООО «Каширский региональный оператор» к административной ответственности график вывоза ТКО не истребовался, его фактическое исполнение не проверялось (не истребованы соответствующие документы, не опрошены об этих обстоятельствах лица, ответственные за вывоз ТКО и т.д.), в материалах дела об административном правонарушении график вывоза ТКО отсутствует, несмотря на то, что ссылка на него имеется как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении по делу об административном правонарушении.

Кроме этого, административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.

Вместе с тем, должностным лицом административного органа в резолютивной части постановления указано, что ООО «Каширский региональный оператор» признано виновным в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ в недействующей редакции, утратившей силу в силу Федерального закона от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Описательно-мотивировочная часть постановления по делу об административном правонарушении содержит лишь название ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», а конкретная диспозиция части 1 данной статьи не приведена, тогда как она предусматривает ответственность за различные самостоятельные нарушения – при сборе либо при накоплении либо при транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление консультанта территориального отдела № 23 территориального управления Государственного административно-технического надзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО4 не может быть признано законными и подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу защитника юридического лица ООО «Каширский региональный оператор» ФИО2 удовлетворить.

Постановление консультанта территориального отдела № 23 территориального управления Государственного административно-технического надзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Каширский региональный оператор» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Н. Раковица