ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/2014 от 19.02.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

19 февраля 2014г. г.Ставрополь

Октябрьский райсуд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Гусевой С.Ф.,

при секретаре Шевченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу представителя Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Ставрополя Ковалевской А.А. от 23.12.2013г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ВИГО» по ст. 19.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Ставрополя Ковалевской А.А. от 23.12.2013г. производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ВИГО» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Представитель Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу ФИО3 с данным постановлением не согласна, в связи с чем подала жалобу, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя от 23.12.2013г. отменить, привлечь ООО «ВИГО» к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере санкции указанной статьи.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что при вынесении данного постановления мировой судья судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя справедливо основывалась на ст. 1.5 КоАП РФ, а также на п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: «Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения ».

Под квалификацией правонарушения понимается - деятельность, связанная с установлением соответствия признаков совершенного деяния признакам состава правонарушения, предусмотренного конкретной статьей закона, и результат данной деятельности, зафиксированный в процессуальных документах в виде соответствующих пункта, части, статьи закона.

Под составом правонарушения понимается - совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законом, характеризующих общественно вредное, виновное деяние как правонарушение. Структура состава правонарушения: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения.

Под объектом правонарушения понимается - общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.

Объективная сторона правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения.

Субъект правонарушения- это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения.

Под составом правонарушения ст. 15.13 КоАП РФ понимается: Статьями 14 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.) устанавливается обязанность представления организациями декларации об объеме производства и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также осуществления государственного контроля за представлением таких деклараций.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Декларированию подлежат объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ декларации обязаны представлять в органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, имеющие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организации, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.

Формы деклараций по видам операций представлены в приложениях к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденному упомянутым Постановлением Правительства РФ. По каждому виду продукции представляются отдельные декларации.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица и должностные лица. В связи с тем, что промышленное производство, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются исключительно организациями имеющие лицензии.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.23.50).

Под составом правонарушения ст. 19.7 КоАП РФ понимается: Объектом правонарушения является право государственных органов на
информацию, представление которой в соответствующий государственный органон обязательно.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Объективную сторону правонарушения характеризуют как действия, так и бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию в государственный орган, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Из анализа данных норм, следует вывод, что судья в праве переквалифицировать действия (бездействия) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства.

Так же в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ порядок представления деклараций и формы деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее - Правила).

В соответствии с п. 15 Правил, декларации об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с п. 19 Правил, декларации по формам, предусмотренным приложениями и 12 к Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ООО «Виго» не исполнило возложенную на него обязанность по представлению определенной информации в государственный орган.

Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО «Виго» состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, одним из видов осуществляемой деятельности указанной организации является розничная торговля пива. ООО «Виго» обязано было представить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ копию декларации по форме приложения к Правилам за 3 квартал 2013 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Однако, на момент составления протокола об административном правонарушении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Виго» не представлена в установленный срок копия декларации по форме приложения к Правилам за 3 квартал 2013 года в электронном виде в Службу, что свидетельствует о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Уклонение от подачи (сведений) копий деклараций организацией препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.

Таким образом, ООО «Виго» совершено административное правонарушение в виде непредставления в государственный орган сведений (копии деклараций), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Состав вменяемого обществу правонарушения является формальным, то есть законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере осуществления контролируемых государством видов деятельности, как деятельности, имеющей повышенный уровень опасности для общественных отношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении ООО «Виго» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Кроме того, судом не учтено, что данное правонарушение совершено в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вследствие чего посягает на фискальные интересы государства. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона №171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс производства и оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.

Принятое судом постановление способствует тому, что лицо, совершившее административное правонарушение, избежит установленной законом ответственности, а бюджету будет нанесен ущерб в виде неполучения сумм штрафных санкций в размере санкции статьи 19.7 КоАП РФ.

В связи с указанными выше обстоятельствами, Управление считает, что выводы суда, послужившие основанием для освобождения ООО «Атлантида» от административной ответственности, предусмотренной ст.19.7 КоАП РФ, являются необоснованными. Указанные выводы суда сделаны вследствие неверного толкования норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону.

Представитель Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ООО «ВИГО», извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил.

Суд, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу по следующим основаниям.

Как было указано выше, постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Ставрополя от 23.12.2013г. производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Виго» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Из доводов жалобы представителя Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу усматривается, что при вынесении обжалуемого постановления мировой судья неверно применил нормы материального права, а также и выводы судьи на соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону.

Так, Общество состоит на учете в налоговом органе с 11.08.1999г., и является организацией, осуществляющей розничную торговлю пивом.

Однако, на момент составления протокола об административном правонарушении, по состоянию на 29.11.2013г. ООО «ВИГО» не представлена в установленный срок копия декларации по форме приложения к Правилам за 3 квартал 2013 года в электронном виде в Службу, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Уклонение от подачи (сведений) копий деклараций организацией препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.

Таким образом, ООО «ВИГО» совершено административное правонарушение в виде непредставления в государственный орган сведений (копии деклараций), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, судом не учтено, что данное правонарушение совершено в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вследствие чего посягает на фискальные интересы государства.

Однако, суд не может принять во внимание доводы представителя Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу, считает их необоснованными по следующим основаниям.

Согласно протоколу об административном правонарушении, ООО «ВИГО», являясь организацией, осуществляющей розничную торговлю пивом, не представило декларацию об объеме розничной продажи алкогольной продукции (по приложению к Правилам предоставления деклараций) за 3 квартал 2013г., однако уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде. В связи с чем, уклонение ООО «ВИГО» от подачи вышеуказанных деклараций не может быть квалифицировано по ст. 19.7 КоАП РФ, поскольку ответственность за данные действия (бездействия) предусмотрена специальной нормой кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает наказания для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Санкция статьи 15.13 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Согласно ст. 23 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.13 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности мировых судей, а в силу ст. 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.13 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

Таким образом, суд при рассмотрении данного дела не вправе переквалифицировать действия ООО «ВИГО» на ст. 15.13 КоАП РФ, поскольку данная переквалификация ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Более того, переквалификация изменит подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ВИГО» и вынесении постановления от 23.12.2013г. о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях ООО «ВИГО» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, мировой судья исходил из требований Кодекса об административных правонарушениях РФ и каких либо нарушений действующего законодательства, влекущего отмену или изменение указанного постановления, судом не установлено.

Суд также считает, что в рамках рассмотрения данной жалобы каких-либо новых доказательств в обоснование своих доводов, представителем Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу представлено не было, а поэтому оснований для изменения, либо отмены постановления мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ также не имеется.

В соответствии с требованиями ст.30.7 КоАП РФ постановление суда подлежит отмене в случаях существенного нарушения процессуальных требований и это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г. Ставрополя при рассмотрении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ВИГО» соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6,30.7,30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г.Ставрополя Ковалевской А.А. от 23.12.2013г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ВИГО» по ст. 19.7 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителем Росалкогольрегулирования по Северо- Кавказскому федеральному округу – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья С.Ф.Гусева