Дело № 12-16/2017
РЕШЕНИЕ
Палласовский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Сапаровой Е.П., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МКОУ «Начальная школа №» <адрес>ФИО1 на постановление комитета финансов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
По постановлению комитета финансов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор МКОУ «Начальная школа №» <адрес>ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Директор МКОУ «Начальная школа №» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу, указав, что она, являясь должностным лицом, не допустила нецелевое использование бюджетных средств, санкционированные ею работы выполнены в рамках мероприятий, направленных на реализацию программы «Доступная среда на 2011-2015 года». Средства субсидии, выделенной образовательному учреждению израсходованы по целевому назначению.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальной поддержкой инвалидов в свою очередь закон определяет как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Статьей 15 названного выше закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», одной из её целей является создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей.
В силу положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
Порядок предоставления и расходования в 2014-2015 годах субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес>, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (далее – Порядок №-п).
В соответствии с п.2 Порядка №-п средства субсидии направляются на проведение мероприятий по формированию в муниципальных районах и городских округах <адрес> сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, включающих в себя:
а) устройство пандусов, расширение дверных проемов, замену напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установку перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки;
б) оборудование санитарно-гигиенических помещений;
в) переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;
г) создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;
д) установку подъемных устройств;
е) приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и другое.
В целях реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п между комитетом образования и науки <адрес> и администрацией Палласовского муниципального района заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в 2014 году субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес>, источником финансового обеспечения которой является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов (далее – Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№).
В рамках заключенного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ Палласовскому муниципальному району из областного бюджета выделены средства субсидии в сумме 6147,5 тыс. рублей.
Как усматривается из материалов дела, комитет финансов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принял решение о привлечении директора МКОУ «Начальняя школа №» ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности послужили результаты проведенной комитетом финансов <адрес> проверки, в ходе которой установлено, что в МКОУ «Начальная школа №» израсходованы средства субсидии на общую сумму 234994,6 рублей на проведение общестроительных работ по текущему ремонту помещений школы, то есть на цели, не предусмотренные Порядком №-п и Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно:
- по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ИП ФИО3 на сумму 43956,0 рублей произведена поставка и установка уличной беседки;
-проведены общестроительные работы по ремонту рекреации, коридора 2-го этажа, комнаты психологической разгрузки, входного коридора, а именно: выравнивание штукатурки, снятие и наклейка обоев, окраска стен и потолков на сумму 135538,6 рублей, выполненных по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ с ИП ФИО4;
- выполнены общестроительные работы по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ИП ФИО5, по замене деревянных окон на окна их ПВХ на сумму 55500 рублей.
В оспариваемом постановлении содержится вывод о том, что проведенными вышеуказанными общестроительными работами дополнительное оснащение школы оборудованием и приспособлениями для детей-инвалидов, в целях создания равных условий жизнедеятельности с другими категориями учащихся не осуществлялось. Поскольку приобретение и установка уличной беседки, проведение общестроительных работ по текущему ремонту помещений здания школы за счет субсидии противоречит п.2 Порядка №-п и п.1.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, следовательно, средства субсидии предоставленной из областного бюджета в сумме 234994,6 рублей, использованы не по целевому назначению.
Вместе с тем, суд, изучив материалы дела, считает обоснованными доводы подателя жалобы о том, что работы по текущему ремонту помещения - комнаты психологической разгрузки, рекреации, коридора 2 этажа, входного коридора, связанные с расширением дверных проемов, а также приобретение и установка уличной беседки, направлены на создание необходимых условий для обучения детей – инвалидов, выполнены в рамках мероприятий, предусмотренных Порядком №-<адрес> того, в подпункте «в» пункта 2 данного Порядка указано на возможность выполнения мероприятий по переоборудованию комнат психологической разгрузки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы административного органа о том, что реализация программы "Доступная среда" в данном случае не могла включать в себя проведение вышеуказанных мероприятий - необоснованны. При этом суд учитывает, что выполненные работы были направлены не на текущий ремонт здания школы в целом, а конкретно на создание благоприятных условий организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении. Заслуживающими внимание являются объяснения руководителя образовательного учреждения ФИО1 о том, что беседка уличная предназначена для оборудования места отдыха детей-инвалидов на территории школьного двора, для проведения занятий, экскурсий на свежем воздухе с целью обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата умению замечать изменения в природе, наблюдению. Кроме того, потребность в ремонте коридора возникла в связи с проведением строительных работ по демонтажу и расширению дверных проемов, в результате которых были повреждены настенные покрытия (штукатурка, обои).
Исследованные в судебном заседании доказательства не дают суду основания сделать вывод о наличии в действиях директора школы признаков административного правонарушения, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Постановление вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу директора МКОУ «Начальная школа №» <адрес>ФИО1 удовлетворить.
Постановление комитета финансов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении директора МКОУ «Начальная школа №» <адрес>ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.П. Сапарова