ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/2021 от 14.05.2021 Некрасовского районного суда (Ярославская область)

Дело 12-16/2021

РЕШЕНИЕ

п. Некрасовское 14 мая 2021 года

Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Борисовой Т.Ю., при секретаре Митрофановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, принятое ведущим специалистом комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования <адрес> государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды П. по делу об административном правонарушении в отношении ООО по ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ принятым ведущим П. в области охраны окружающей среды П., ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с постановлением ООО подало жалобу, просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат на праве собственности ООО<данные изъяты> площадью охраняемой территории 32 га с описанием границы охраняемой территории как «по береговой линии озера с захватом 100 м прибрежной зоны» включено в Перечень особо охраняемых природных территорий <адрес>. Вместе с тем, никаких решений о включении принадлежащих Обществу земельных участков в границы памятника природы <данные изъяты> не принималось, земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения и не имеют отношения к землям природоохранного назначения, изменений категории земель и вида разрешенного использования не осуществлялось, определение особо охраняемой природной территории, ее изменение происходило через несколько лет после приобретения обществом права собственности на земельные участки. Земельные участки, принадлежащие обществу, не входят и не входили в территорию <данные изъяты> и его прибрежной полосы, общей площадью 32 га, однако после изменения площади охраняемой территории в декабре 2011 года на 17,64 га, часть земельных участков по-видимому, стала входить в особо охраняемую природную территорию. При этом Обществу не известно и не могло быть известно, как и где именно проходит граница особо охраняемой природной территории по принадлежащим ему земельным участкам, то есть где ограничены права Общества на использование собственными земельными участками, а где нет. Обществу не было и не могло быть известно, что территория памятника природы определена Правительством ЯО с включением в нее земельных участков Общества (или их части), поскольку в документах, подтверждающих права собственности Общества на земельные участки, выданных государственным органом сведения о существовании на этих земельных участках памятника природы с охраняемой территорией отсутствуют. В отношении <данные изъяты> режим охраны и использования памятника природы введен Постановлением Правительства ЯО от 02.11.2017 N 823-п "Об утверждении режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Действия, совершенные до вступления в силу Режима не подпадают под диспозицию ст.8.39 КоАП РФ. Никаких объектов капитального строительства на своих земельных участках ООО не строило. Искусственные пруды находились на приобретенном Обществом земельном участке до даты его приобретения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ и являются частью самого земельного участка, не относятся к объектам общего пользования в силу ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ. Устройство двухэтажной хозяйственной постройки на земельном участке с кадастровым номером и вагончика на земельном участке с кадастровым номером осуществлялось обществом в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до определения <данные изъяты> и задолго до введения Режима. В ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и должностному лицу, вынесшему оспариваемое постановление, было достоверно известно обо всех обстоятельствах, указанных в оспариваемом постановлении, поскольку проверка природоохранной прокуратуры осуществлялась с участием специалистов Департамента, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ один год со дня совершения административного правонарушения пропущен.

В судебном заседании защитник ООО доводы жалобы поддержала в полном объеме, также пояснила, что размещение построек по координатам в границах особо охраняемой природной территории озера Кудринское специалистами Департамента не представлены, как отсутствуют доказательства осуществления хозяйственной деятельности общества, никаких замеров не производилось, в том числе по размещению вагончика, иных вменяемых объектов, из видеосъемки следует, что специалист расстояние не измерял, все определял визуально, такие строения какместа отдыха виде металлического каркаса, накрытого поликарбонатом фактически на видеосъемке вообще отсутствуют.

В судебном заседании П. в области охраны окружающей среды П. по доводам жалобы возражала, представив письменные возражения по делу, также пояснила, что размещение построек в особо охраняемой природной территории озера Кудринское подтверждается материалами дела, в том числе видеосъемкой, а также путем сопоставления координат, указанных <данные изъяты> в акте обследования территории с картографическим материалом, определяющим границы охраняемой природной территории, замеры при осмотре места размещения построек не производились, осмотр осуществлялся визуально.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает необходимымпостановление отменить по следующим основаниям.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГП. в области охраны окружающей среды П.ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей, в связи с тем, что на территории земельного участка с кадастровым номером расположенного в границах особо охраняемой природной территории, возведена двухэтажная хозяйственная постройка, вырыто 3 пруда, на территории земельного участка с кадастровым номером в границах особо охраняемой природной территории установлен вагончик с аппаратурой для видеонаблюдения, также в границах памятника природы организованы места отдыха виде металлического каркаса, накрытого поликарбонатом. Указанные земельные участки имеют категорию земель «Земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства». Строительство указанных объектов в границах особо охраняемой природной территории осуществлено ООО Также в постановлении указано, что по имеющейся информации в системе прудов и озере ООО организовало исскуственное воспроизводство пресноводных биоресурсов и предоставление услуг платной рыбалки. Зона ограниченного хозяйственного использования для организации ООО хозяйственной деятельности, включая возведение объектов в составе особо охраняемой природной территории озера Кудринское не выделена. Специалист комитета государственного экологического надзора Департамента охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о виновных действиях ООО выразившихся в нарушении режима особой охраны памятника природы озеро Кудринское, поскольку обществом осуществлялась хозяйственная деятельность в границах <данные изъяты> с совершением запретных действий.

Согласно ст.8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Памятник природы <данные изъяты> создан решением Исполнительного комитета Ярославской области совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О признании водных объектов, находящихся на территории области, памятниками природы» и функционирует в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий <адрес> и о признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес> и <адрес>» и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения в <адрес>».

В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно п. 1 Режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения в Ярославской области, утвержденного Постановлением, запрещаются любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы регионального значения в Ярославской области, а также противоречащие целям объявления данного природного объекта (природного комплекса) памятником природы, в том числе: предоставление земельных участков для целей, не соответствующих целям создания памятника природы, в том числе для садоводства, огородничества, жилищного строительства, для строительства баз и домов отдыха, а также смена разрешенного вида использования для указанных целей; разработка и распашка земель дополнительно к существующим площадям; видоизменение ландшафтов; уничтожение почвенного покрова; деятельность, влекущая за собой уменьшение водности и ухудшение гидрологического и гидрохимического режима территории, разрушение берегов водных объектов; изменение береговой линии водных объектов, за исключением мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водных объектов; загрязнение и захламление территории памятника природы и акватории водных объектов, устройство свалок мусора и отходов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод и канализации; любые формы активной и массовой рекреации вне специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования.

В силу положений ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «0б охране окружающей среды», запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Ярославской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» от 28 декабря 2015 № 112-3 строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории регионального значения запрещаются, за исключением специально выделенных зон ограниченного хозяйственного использования. Зоны ограниченного хозяйственного использования в составе особо охраняемой природной территории регионального значения выделяются постановлением Правительства Ярославской области на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы. Сведения о зонах ограниченного хозяйственного использования, в том числе описание их границ и особого правового режима, указываются в положении об особо охраняемой природной территории регионального значения.

Согласно п. 1.7 и 1.8 Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области (утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 № 981-п) на землях природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, охраняемых природных комплексов, туристско-рекреационных местностей (далее - земли ООПТ), включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами Ярославской области. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Согласно п. 1.11 Порядка создания особо охраняемых природных территории регионального значения в Ярославской области (утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012 № 981-п), собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах ООПТ, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный на ООПТ режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства.

Согласно ч.1,2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как указано в оспариваемом постановлении факт совершения ООО административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением, иными материалами административного расследования достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Достоверных доказательств размещения объектов строительства в границах <данные изъяты> представленные материалы дела об административном правонарушении не содержат. Из объяснений П.. следует, что местоположение двухэтажной постройки в границах <данные изъяты> определялось путем наложения координат размещения постройки, указанных в фототаблице <данные изъяты> на картографический материала по определению координат границ <данные изъяты> однако данные утверждения суд находит голословными не подтвержденными материалами дела. В представленном письменном отзыве с прилагаемыми картографическими материалами также отсутствуют достоверные сведения о размещении объектов в пределах границ охраняемой территории. Данных о том, что вменяемые строения были возведены после определения границ <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела об административном правонарушении также не содержат, при этом как площадь памятника природы, так и описание его границ изменялось, начиная с момента его создания ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с 32 га до 49 га. Из представленных данных по картографии, следует, что внесение сведений в кадастровый учет границ <данные изъяты> произведено ДД.ММ.ГГГГ Доказательств размещения в границах <данные изъяты> мест отдыха виде металлического каркаса, накрытого поликарбонатом, суду также не представлено. Работы по организации трех искусственных прудов ООО не производились, что не оспаривается и специалистом Департамента. Доказательств в подтверждение обстоятельств организации в системе данных прудов и <данные изъяты> искусственного воспроизводства пресноводных биоресурсов и предоставление услуг платной рыбалки, суду также не представлено, отсутствуют данные утверждения и в акте осмотра.

Таким образом, материалы дела не содержат достоверных доказательств совершения ООО административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление П. в области охраны окружающей среды П. от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в отношении ООО по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.3 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ принятое ведущим П. о привлечении ООО к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток с момента получения.

Судья Т.Ю.Борисова