ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/2021 от 25.02.2021 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Дело № 12-16/2021

УИД 39RS0009-01-2021-000041-59

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2021 года г. Гвардейск

Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Татаренкова Н.В., при секретаре Греченюк А.А., рассмотрев жалобу ООО «Балтавтобан плюс» на постановление главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 ,

у с т а н о в и л :

Постановлением главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО5 по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 юридическое лицо – ООО «Балтавтобан плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Директор ООО «Балтавтобан плюс» ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит суд постановление главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 отменить, производство по делу прекратить, указав, что по существу Обществу указанным должностным лицом вменяется сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, в связи с тем, что в нарушение требований п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическим лицом не была представлена отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год. В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 450-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет ПЭК) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды. Указывает, что до 02.12.2020 состав сведений об отчетности, об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, подлежащих включению в отчет ПЭК, правовым актом не был определен. Изменения в Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 в части формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля были внесены Приказом Минприроды России от 23.06.2020 № 383 и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.12.2020, регистрационный . Считает, что до внесения вышеуказанных изменений в форму отчета ПЭК, у ООО «Балтавтобан Плюс», как хозяйствующего субъекта отсутствовала обязанность по включению в отчет ПЭК данных по отходам в понимании пункта 5 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Указывает, что перечисленные обстоятельства свидетельствуют о принятии ООО «Балтавтобан Плюс» мер по соблюдению требований законодательства в области производственного экологического контроля.

В судебное заседание директор ООО «Балтавтобан плюс» ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, дав им оценку, приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

ООО «Балтавтобан плюс» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за то, что указанное юридическое лицо в нарушение требований п.7 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не представило отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год.

Как следует из материалов дела, 21.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Балтавтобан плюс», в соответствии с которым отчет за 2019 год ООО «Балтавтобан плюс» был сдан в Министерство (входящий в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – асфальтобетонный смеситель «Тельтомат» с оборудованием, адрес местонахождения объекта: <адрес> код объекта категория негативного воздействия на окружающую среду – III, подлежащего региональному государственному экологическому надзору. При этом в рамках данного отчета отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставлена не была. В связи с тем, что срок предоставления отчета ПЭК за 2019 год установлен до 25.03.2020, то временем совершения административного правонарушения является 00 час. 01 мин. 26.03.2020, местом совершения правонарушения - <адрес>. Таким образом, представленные в отчете ПЭК ООО «Балтавтобан плюс» сведения не являются полной и достоверной информацией об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Согласно ч. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение № 2 к Приказу).

Согласно пункту 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Отчет за 2019 год ООО «Балтавтобан плюс» был сдан в Министерство 19.02.2020 в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – асфальтобетонный смеситель «Тельтомат» с оборудованием, адрес местонахождения объекта: 238600, Калининградская область, Гвардейский район, пос.Суворово, код объекта 27-0239-001110-П категория негативного воздействия на окружающую среду – III, подлежащего региональному государственному экологическому надзору. При этом в рамках данного отчета отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставлена не была.

Как следует из п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 1.01.2020) - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, о размещении отходов.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ - в пункте 5 статьи 18 слова "в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов" заменены словами "отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды".

Таким образом, с 01.01.2020 законодательно было закреплено о необходимости сдачи отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, что свидетельствует о возможности в срок до 25.03.2020 представить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год.

Вместе с тем, представленные ООО «Балтавтобан Плюс» в отчете сведения не являются полной и достоверной информацией об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Довод ООО «Балтавтобан Плюс» о том, что требование законодательства в части направления сведений об отходах в рамках утвержденной в установленном законом порядке и действующей на данный момент формы отчета ПЭК исполнить не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующего раздела для заполнения в форме отчета ПЭК, несостоятелен, так как отсутствие утвержденной формы отчетности не освобождает хозяйствующий субъект от предусмотренной законом обязанности по её представлению в уполномоченный орган. В указанной ситуации хозяйствующий субъект вправе был оформить и представить отчетность в произвольной форме, однако этого не сделал.

Учитывая совокупность изложенных доказательств, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Балтавтобан Плюс» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении должностным лицом дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установленных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Назначенное ООО «Балтавтобан Плюс» административное наказание по своему виду и размеру соответствует характеру совершенного правонарушения.

Оснований для признания назначенного ООО «Балтавтобан Плюс» административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Постановление главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 30.12.2020 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление главного государственного инспектора отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 30.12.2020 о привлечении ООО «Балтавтобан Плюс» к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу ООО «Балтавтобан Плюс» - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Н.В.Татаренкова

РЕШЕНИЕ

вступило в законную силу

УИД 39RS0009-01-2021-000041-59

« » 2021 года

№ дела 12-16/2021

судья (Татаренкова Н.В.)

секретарь (Греченюк А.А.)