ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/2021 от 27.08.2021 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 12-16/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

пос. Ола 27 августа 2021 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Симахина В.В. и его защитника Пивнева А.Н., действующего на основании устного заявления,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области жалобу Симахина В.В. на постановление заместителя начальника отделения – начальника группы РКМ отделения в рп Ола Службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по восточно-арктическому району Ревина М.В. от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

12.07.2021 заместителем начальника отделения – начальника группы РКМ отделения в рп Ола Службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Ревиным М.В. в отношении Симахина В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.3 КоАП РФ. Основанием для составления данного протокола послужили следующие обстоятельства. 11.07.2021 в 21 час 30 минут Симахин В.В. находился во внутренних морских водах Охотского моря Тауйской губы в 50 м от берега мыса Чир на резиновой надувной лодке, не уведомив о выходе во внутренние морские воды РФ ближайшее подразделение пограничного органа, не имя при себе документов, удостоверяющих личность, чем нарушил п.19 Правил пограничного режима, утвержденных 07.08.2017 Приказом ФСБ России № 454.

Постановлением заместителя начальника отделения – начальника группы РКМ отделения в рп Ола Службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по восточному арктическому району Ревина М.В. от 21.07.2021 Симахину В.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.3 КоАП РФ, выразившееся в нарушении п.п.19, 23 Правил пограничного режима, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Симахин В.В. обратился в Ольский районный суд с жалобой, в которой просит признать незаконным вышеуказанное постановление и отменить его, указывая в обоснование доводов жалобы на то, что принадлежащая ему лодка является судном не подлежащим регистрации и учету в пограничном органе, следовательно, требования п.19 Правил пограничного режима на данное судно не распространяются. Относительно нарушения пп.«а» п.23 названных правил, указал, что в соответствии с п.25 тех же правил требования пп. «а» п.23 не распространяются на лиц, управляющих судами (средствами) (за исключением судов (средств), подлежащих учету), используемых в светлое время суток на удалении не более 500 метров от берега в акватории участков (районов) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей, прилегающей к местам массового отдыха граждан. Кроме того, обращает внимание на то, что в постановлении указано о его согласии с нарушением, хотя он с ним не был согласен, о чем собственноручно написал в постановлении.

В судебном заседании Симахин В.В. и его защитник Пивнев А.Н. жалобу поддержали, приведя в обоснование изложенные в ней доводы.

Проверив материалы поступившего в суд из отделения в рп Ола Службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по восточному арктическому району дела об административном правонарушении № 18900010060210003481 в отношении Симахина В.В., обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.

Жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы, и вправе проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что 11.07.2021 в 21 час 30 минут в ходе осуществления пограничной деятельности во внутренних морских водах Охотского моря Тауйской губы в 50 м от берега мыса Чир инспекторской группой обнаружена и осмотрена находящаяся на воде в указанном районе резиновая надувная лодка синего цвета с приспособлением для крепления подвесного мотора. По результатам осмотра установлено, что в данном маломерном судне находятся Симахин В.В. и Д.В.В., у которых при себе не было документов, удостоверяющих личность, либо их копий. Также в период осмотра установлено, что о выходе во внутренние морские воды РФ никто из указанных лиц уведомление в пограничный орган либо подразделение пограничного органа не подавал.

В качестве доказательств совершенного правонарушения, административным органом представлены протокол изъятия от 11.07.2021 с фототаблицей, протокол об административном правонарушении, объяснение государственного участкового инспектора К.Э.О. от 16.07.2021, объяснение командира группы пограничных катеров и моторных лодок С.В.В. от 16.07.2021.

При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела Симахин В.В. указывал, что не согласен с вмененным ему нарушением.

Частью 1 ст.18.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.

В соответствии со статьей 20 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Может устанавливаться порядок выхода этих судов и средств из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов, ограничиваться время выхода, пребывания на водных объектах, удаления от пунктов базирования и берегов.

Правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду установлены Приказом ФСБ России от 07.08.2017 № 454 «Об утверждении Правил пограничного режима» (зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2017 № 48778).

Пунктом 16 названных Правил определено, что учету в пограничном органе или подразделении пограничного органа подлежат используемые на участках (в районах) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей российские маломерные суда (средства) (кроме маломерных судов (средств) правоохранительных и контролирующих органов), подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов, подводные средства движения, подводные обитаемые и необитаемые аппараты и водолазные дыхательные аппараты, средства передвижения по льду (аэросани, буера, мотосани, снегоходы (мотонарты).

Под пунктами базирования, согласно п.17 Правил пограничного режима, понимаются пристани, причалы, другие пункты базирования, обеспечивающие воспрепятствование доступа посторонних лиц и несанкционированного выхода судов (средств) в российскую часть вод, на берегу закрепленными с помощью тросов (цепей) за стойки с кольцами и закрытыми на замок или в помещении, закрывающемся на замок.

В силу п.19 Правил пограничного режима выход судов (средств) из пунктов базирования на участки (в районы) в российской части вод осуществляется с уведомлением лицом, управляющим судном (средством), не позднее чем за 2 часа до выхода судна (средства) по телефонной связи или радиосвязи пограничного органа или подразделения пограничного органа о наименовании (номере) пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна (средства) (при его наличии), лице, управляющем судном (средством), месте (районе) плавания, количестве человек на судне (средстве), времени выхода, предполагаемом времени возвращения.

По возвращении судов (средств) в пункты базирования лица, управляющие судами (средствами), должны уведомить по телефонной связи или радиосвязи пограничный орган или подразделение пограничного органа о наименовании (номере) пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна (средства) (при его наличии), лице, управляющем судном (средством), фактическом времени возвращения.

Приказом МЧС РФ от 06.07.2020 № 487 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, которые устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании, и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

Подпунктом «а» п.4 данных Правил установлено, что пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации.

В соответствии с п.1.1 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.Из содержания ст.20 Закона «О Государственной границе РФ» и п.16 Правил пограничного режима следует, что порядок выхода из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов может устанавливаться для судов и средств, подлежащих обязательному учету в пограничных органах, то есть маломерных судов (средств), подлежащих государственной регистрации маломерных судов. Об этом свидетельствует и п.19 Правил пограничного режима, предписывающий лицу, управляющему маломерным судном сообщать в пограничный орган регистрационный (бортовой) номер судна, который присваивается только при его государственной регистрации.

В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении Симахин В.В. пояснил, что принадлежащее ему маломерное судно является безмоторной резиновой надувной лодкой, т.е. надувным безмоторным судном, что не оспаривалось административным органом, следовательно, государственной регистрации принадлежащее ему маломерное судно, не подлежит и Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации на него не распространяются.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.3 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в нарушении установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.

В целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).

Симахину В.В. вменяется нарушение п.19 Правил пограничного режима, утвержденных Приказом ФСБ России от 07.08.2017 № 454, при этом, доказательства, свидетельствующие о том, что принадлежащее Симахину В.В. судно подлежит государственной регистрации и, как следствие, на него распространяются требования п.19 Правил пограничного режима, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

Кроме того, Симахину В.В. вменяется нарушение пп.«а» п.23, которым установлено, что лицам, управляющим судами (средствами) при выходе на участки (в районы) в российской части вод необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность (либо копию страниц документа, удостоверяющего личность, содержащего установочные данные гражданина и реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ), и предъявлять его по требованию пограничных органов (пограничных нарядов).

Вместе с тем, как обоснованно указано в жалобе лица, привлекаемого к административной ответственности, из п.25 Правил пограничного режима следует, что требования подпункта «а» пункта 23 настоящих Правил не распространяются на лиц, управляющих судами (средствами) (за исключением судов (средств), подлежащих учету), используемых в светлое время суток на удалении не более 500 метров от берега в акватории участков (районов) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей, прилегающей к местам массового отдыха граждан.

При этом доказательств, подтверждающих, что Симахин В.В. находился во внутренних морских водах РФ в темное время суток материалы дела об административном правонарушении не содержат, указание на это обстоятельство отсутствует как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о привлечении Симахина В.В. к административной ответственности.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

Поскольку нарушение Симахиным В.В. установленных во внутренних морских водах Российской Федерации, правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, судья приходит к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.3 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, влечет отмену постановления о назначении административного наказания и прекращение производства по делу.

Кроме того, судья обращает внимание на следующее обстоятельство.

В силу п.п.3 и 5 ст.29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

В силу ч. 3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3).

В качестве доказательства вины Симахина В.В. в совершении административного правонарушении к протоколу об административном правонарушении приложен протокол об изъятии вещей и документов от 11.07.2021, которым у Симахина В.В. изъято судно, являющееся предметом административного правонарушения.

Согласно ст.27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

В нарушение требований указанной нормы закона, изъятие судна, принадлежащего Симахину В.В., произведено без использования видеозаписи, и в отсутствие понятых, что влечет признание данного доказательства недопустимым.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочего фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 12.11.2021, свидетели вменяемого Симахину В.В. правонарушения, отсутствовали.

При этом в материалах дела имеются объяснения свидетелей, полученные после составления протокола и до вынесения обжалуемого постановления.

Указанные недостатки материалов дела об административном правонарушении, не могли быть восполнены при рассмотрении дела должностным лицом, что исключало возможность проверки обоснованности вмененного деяния и принятия законного и обоснованного решения по делу, и в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ должно было явится основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.

Также судья считает необходимым обратить внимание должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении на допущенные нарушения при решении судьбы вещественного доказательства, а именно – указание в постановлении о возвращении вещественного доказательства под условием уплаты его владельцем административного штрафа, что п.1 ч.3 ст. 29 КоАП РФ не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника отделения – начальника группы РКМ отделения в рп Ола Службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по восточно-арктическому району Ревина М.В. от 21 июля 2021 года о назначении Симахину В.В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.3 КоАП РФ, отменить

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Симахина В.В. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись О.В. Власенко