ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/2022 от 01.07.2022 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-16/2022

24RS0009-01-2022-000163-84

РЕШЕНИЕ

С.Большой Улуй, Красноярский край 1 июля 2022 года

Судья Большеулуйского районного суда Красноярского края Бардышева Е.И.,

с участием заместителя прокурора Большеулуйского района Красноярского края Селянской Т.В.,

рассмотрев протест прокурора Большеулуйского района Красноярского края на определение Административной комиссии Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении

Лонская Т.Н., <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

определением Административной комиссии Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 17.10.2008 года № 7-21614 «Об административных правонарушениях» в отношении Лонская Т.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурором Большеулуйского района Красноярского края на указанное определение принесён протест, в котором он требует определение отменить, вернуть материалы на новое рассмотрение, утверждая, что оно вынесено с нарушением требований действующего законодательства. Так, указанным определением отказано в возбуждении в отношении Лонская Т.Н. дела об административном правонарушении по части 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 17.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», предусматривающей административную ответственность за нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населённых пунктах, в связи с тем, что распоряжением главы Большеулуйского сельсовета от 05.04.2022 года № 25-од гражданам и хозяйствующим субъектам предписано провести с 29.04.2022 года по 31.05.2022 года месячник по благоустройству и санитарной очистке территории, провести 2 субботника, обеспечив сбор и вывоз мусора, отремонтировать ограждения, палисадники и уличные заборы, убрать строительный материал и дрова с улиц. Однако выполнение гражданами и организациями мероприятий по благоустройству предусмотрено Правилами благоустройства территорий Большеулуйского сельсовета, утверждённых решением Большеулуйского сельского Совета депутатов от 29.11.2019 года № 189, которые не приостанавливают своё действие на период проведения «месячника по благоустройству», и согласно которым на всей территории Большеулуйского сельсовета юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок. Аналогичные требования к незамедлительной уборке мусора и горючих отходов установлены и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, действие которых направлено на обеспечение противопожарной безопасности в населённых пунктах и в лесах, согласно п.68 указанных Правил на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии с положениями Закона Красноярского края от 17.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях» и Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 "Об административных комиссиях в Красноярском крае" правом составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях наделены административные комиссии поселений.

Председатель административной комиссии администрации Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края, установив, что нарушитель очистила территорию от дров, опилок, щепок, неправильно применил материальный закон, истолковав данное смягчающее административную ответственность обстоятельство как свидетельствующее об отсутствии состава административного правонарушения.

При рассмотрении протеста заместитель прокурора Большеулуйского района Красноярского края Селянская Т.В. содержащиеся в нём доводы поддержала.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Лонская Т.Н. о месте, дате и времени судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, о причинах своей неявки суд в известность не поставила.

Представитель Административной комиссии Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о месте, дате и времени судебного разбирательства была уведомлён надлежащим образом, просил рассматривать протест в отсутствие представителя Административной комиссии.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд рассмотрел протест на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие представителя административного органа, вынесшего оспариваемое определение.

Заслушав заместителя прокурора Большеулуйского района, проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 ч.1 ст.1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24.1 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3170 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований края государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий" органы местного самоуправления городских округов, поселений края и Северо-Енисейского района (далее - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий включающими в себя обеспечение деятельности административных комиссий, направленной на рассмотрение дел об административных правонарушениях и составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом края "Об административных правонарушениях".

В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 "Об административных комиссиях в Красноярском крае" административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях и составления протоколов об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом края "Об административных правонарушениях".

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3168 "Об административных комиссиях в Красноярском крае" административная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Подведомственность дел об административных правонарушениях, рассматриваемых административными комиссиями, устанавливается Законом края "Об административных правонарушениях".

В силу п.1 ст.15.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 14 настоящего Закона, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу п.7 ст.15.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" уполномоченными должностными лицами, имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 статьи 14.2 настоящего Закона, являются должностные лица, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 2 Закона края "Об административных комиссиях в Красноярском крае".

При этом в силу пункта 2 ст.14.2 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1.1, 1.2, 1.4 (в случаях, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 1.4 субъектами правонарушений не являются родители (лица, их заменяющие), 1.6, 1.8, 2.1, 2.2, 5.1, 5.5, 7.1, 7.2, пунктом 1 статьи 8.3, статьями 9.1, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 12.5, 12.6.

В соответствии с ч.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч.6 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

В силу пункта 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Согласно ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Из определения, на которое принесён протест, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Большеулуйское» поступил рапорт от участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Большеулуйское» о нахождении дров, опилок, щепок на придомовой территории <адрес> в <адрес>, в котором проживает Лонская Т.Н., в связи с чем материалы были переданы в Административную комиссию Большеулуйского сельсовета. Распоряжением главы Большеулуйского сельсовета от 05.04.2022 года № 25-од гражданам и хозяйствующим субъектам предписано провести с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ месячник по благоустройству и санитарной очистке территории. Установив, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до истечения периода для наведения порядка на придомовой территории, установленного указанным распоряжением, территория очищена от дров, опилок, щепок, нарушений Правил благоустройства не выявлено, признаки административного правонарушения не выявлены, административная комиссия отказала в возбуждении дела об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях».

Вместе с тем, должностным лицом при вынесении оспариваемого определения не дана надлежащая правовая оценка представленным в административную комиссию материалам КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим из МО МВД России «Большеулуйское»: рапорту участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Большеулуйское» от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении факта выявления нарушений правил благоустройства гражданкой Лонская Т.Н., проживающей по адресу: <адрес>, акту от ДД.ММ.ГГГГ осмотра придомовой территории по указанному адресу и фототаблицам к нему об обнаружении на прилегающей к дому территории дров, опилок, щепок, официальному предостережению в адрес Лонская Т.Н. со стороны участкового уполномоченного полиции о недопустимости загрязнения придомовой территории.

Содержание оспариваемого процессуального решения - определения должностного лица административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не позволяет удостовериться в том, что в рассматриваемом случае, связанном с событием нарушения правил благоустройства, отсутствовали достаточные основания для возбуждения дела об административном правонарушении.

Вывод должностного лица, изложенный в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении основан на ошибочном применении норм материального права путем придания смягчающему административную ответственность обстоятельству в виде устранения последствий административного правонарушения (при его наличии), наличие которого не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, в соответствии с положениями пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" такие обстоятельства, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Допущенное Административной комиссией нарушение порядка рассмотрения сообщения об административном правонарушении является существенным, оно не позволяло всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение вопроса о наличии либо отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного Законом Красноярского края «Об административных правонарушениях» относится к полномочиям Административной комиссии Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края.

Установленный ст.4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по событию, имевшему место ДД.ММ.ГГГГ, на настоящий момент не истёк.

На основании изложенного определение Административной комиссии подлежит отмене, протест прокурора Большеулуйского района Красноярского края подлежит удовлетворению.

Руководствуясь 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

протест прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.

Определение Административной комиссии Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5 Закона Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 "Об административных правонарушениях" в отношении Лонская Т.Н., отменить.

Вернуть дело на новое рассмотрение в Административную комиссию Большеулуйского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья: