Дело №12-16/2022
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 05 сентября 2022 г.
Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Косарева Н.В., рассмотрев в помещении Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <...>, жалобу ФИО3 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия ФИО4 от 9 июня 2022 г. № 20-23/17-2022, которым должностное лицо – главный бухгалтер федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 500 руб.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - УФК по Республике Мордовия, Управление) ФИО4 от 9 июня 2022 г.№ 20-23/17-2022 главный бухгалтер федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»(далее - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, исправительное учреждение) ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 500 руб.
В жалобе, поданной в суд, ФИО3 просит прекратить производство по делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, указывая, что в связи с отсутствием негативных последствий и причиненного вреда общественным отношениям, совершенное ею правонарушение может быть признано малозначительным.
ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судья не усматривает.
Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
Частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации, является нарушение должностным лицом установленных сроков постановки на учет бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе, принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с распоряжениями о совершении казначейских платежей (далее - распоряжение) и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с распоряжениями (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В силу абзаца первого пункта 5 статьи 219 БК РФ Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) порядком, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, контроль.
Пунктом 1.7 Устава ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, утвержденного приказом ФСИН России от 16 февраля 2011 г. № 80, установлено, что ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020г. № 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства (в редакции на дату совершения правонарушения) (далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка определено, что постановка на учет бюджетных и денежных обязательств и внесение в них изменений осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, реквизиты которых установлены в приложениях №1 и № 2 к настоящему Порядку соответственно.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве формируются на основании документов, предусмотренных в графах 2 и 3 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, согласно приложению № 3 к настоящему Порядку (далее соответственно - Перечень, документы-основания, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств) (пункт 5 Порядка).
Сведения о денежных обязательствах по принятым бюджетным обязательствам формируются органами Федерального казначейства в срок, установленный для оплаты денежного обязательства в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - порядок санкционирования), за исключением случаев, указанных в абзацах третьем - седьмом настоящего пункта (пункт 22 Порядка).
Сведения о денежных обязательствах формируются получателем средств федерального бюджета в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения денежного обязательства в случае исполнения денежного обязательства неоднократно (в том числе с учетом ранее произведенных платежей, требующих подтверждения), за исключением случаев возникновения денежного обязательства на основании казначейского обеспечения обязательств (абзацы 2, 3 пункта 22 Порядка).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 25 мая 2022 г. № 24-16/9, на основании служебной записки начальника отдела № 9 Управления от 22 апреля 2022 г. установлен факт нарушения более чем на 10 рабочих дней сроков постановки на учет денежного обязательства ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
Денежное обязательство возникло на основании акта выполненных работ (оказанных услуг) от 28 февраля 2022 г. № 34-1-010388/13 за услуги связи в количестве 1637,5 минут на сумму 7512 руб. 20 коп. за период с 1 февраля 2022 г. по 28 февраля 2022 г.
Сведения об указанном денежном обязательстве, подписанные электронной подписью начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1, направлены в Управление 21 апреля 2022 г., т.е. на 53 рабочий день.
Согласно извещению о постановке на учет (изменении) денежного обязательства в органе Федерального казначейства от 22 апреля 2022 г., возникшего на основании акта выполненных работ (оказанных услуг) от 31 января 2022 г., указанное денежное обязательство поставлено на учет в Управлении 22 апреля 2022 г. под учетным номером денежного обязательства № на основании Сведений о денежном обязательстве от 21 апреля 2022 г. №.
За нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленные на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, частью 3 статьи 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Согласно пункту 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н, учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Из раздела 1 Учетной политики для целей бухгалтерского учета ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, утвержденной 26 марта 2021 г. № 19, следует, что ответственным за ведение бухгалтерского учета в учреждении является главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
Указанную должность в исправительном учреждении на основании приказа начальника УФСИН России по Республике Мордовия от 3 апреля 2019 г. № 122-лс замещает ФИО3
В соответствии с пунктом 6 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, (далее – Должностная инструкция), главный бухгалтер в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и Республики Мордовия, приказами и распоряжениями Минюста России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия, учреждения, другими нормативными правовыми актами, утверждаемыми в установленном порядке, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет.
В обязанности главного бухгалтера входит организация контроля за учетом имущества (активов), обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет доходов и расходов, исполнения смет расходов, результатов финансово-хозяйственной деятельности (пункт 20 Должностной инструкции).
Пунктом 27 Должностной инструкции предусмотрено, что главный бухгалтер ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия своевременно осуществляет подачу бюджетных обязательств в УФК по Республике Мордовия в СУФД согласно заключенным государственным контрактам с поставщиками.
Согласно пункту 47 Должностной инструкции, главный бухгалтер несет персональную ответственность за нарушение действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.
На основании приказа исправительного учреждения от 14 февраля 2022 г. № 101 «О создании контрактной службы федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» ФИО3 входит в состав контрактной службы ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
Положением о контрактной службе определены функции и полномочия контрактной службы ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, включающие в том числе: оформление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта (пункт 34);исполнение условий контракта в части оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (пункт 35);направление информации об исполнении контрактов, о внесении изменений в заключенные контракты в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федераций, в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (пункт 36).
Как следует из пункта 74 Положения о контрактной службе, группа финансового сопровождения закупок Заказчика для осуществления функций и полномочий, указанных в настоящем Положении, при исполнении, изменении, расторжении контракта: осуществляет оформление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта, подписанного электронно-цифровыми подписями; обеспечивает исполнение условий контракта в части оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; направляет информации об исполнении контрактов, о внесении изменений в заключенные контракты в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 11 ноября 2020 г. № 432 «О назначении ответственных лиц» в целях осуществления работы на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» «Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» правом электронной подписи наделены начальник ФИО1 и главный бухгалтер ФИО3
На основании доверенности от 22 сентября 2022 г № 352 ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в лице начальника ФИО1 уполномочило главного бухгалтера ФИО3 совершать от имени исправительного учреждения фактические и юридически значимые действия при создании ключа электронной подписи и получении сертификатов ключей проверки электронной подписи с использованием информационной системы, обеспечивающей реализацию Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего Центра; получать сертификат «ключа проверки электронной подписи» для работы: 1. в системе удаленного финансового документооборота Автоматизированной системы Федерального казначейства (СУФД-onlain); 2. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (сайт ЕИС http://zakupki.gov.ru); 3. на официальном сайте Государственная интегрированная информационная Система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (сайт http://budget.gov.ru).
Сведения о денежном обязательстве от 21 апреля 2022 г. № (учетный номер денежного обязательства №), возникшие на основании акта № 34-1-003894/13 выполненных работ (оказанных услуг) за услуги связи от 31 января 2022 г., подписаны электронной подписью начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1
Из пояснения начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1 следует, что данное нарушение имело место в связи со слабым контролем со стороны главного бухгалтера ФИО3
Согласно пояснению главного бухгалтера ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ФИО3, нарушение имело место в связи с недобросовестным исполнением своих должностных обязанностей сотрудников бухгалтерии и слабого контроля с ее стороны.
Статьей 2.4. КоАП Российской Федерации установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выполняя согласно Должностной инструкции функции главного бухгалтера ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, ФИО3 допущено неисполнение должностных обязанностей по своевременной постановке на учет денежного обязательства, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО3 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: служебной запиской и.о. начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы ФИО2 от 25 мая 2022 г. ; протоколом должностного лица УФК по Республике Мордовия об административном правонарушении от 25 мая 2022 г. № 24-16/10, из которого усматривается, что он составлен в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации, в нем приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, перечислены доказательства этому; сведениями о денежном обязательстве от 21 апреля 2022 г. №; актом № 34-1-010388/13 выполненных работ (оказанных услуг) от 28 февраля 2022 г. по лицевому счету № за период с 1 февраля 2022 г. по 28 февраля 2022 г.; извещением о постановке на учет (изменении) денежного обязательства в органе Федерального казначейства от 22 апреля 2022 г.; копиями должностных инструкций начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ФИО1 и главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ФИО3; уставом ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия; Учетной политикой для целей бухгалтерского учета ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия; Положением о контрактной службе ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, утвержденным приказом ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 14 февраля 2022 г. № 101; приказом начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 11 ноября 2020 г. № 432 «О назначении ответственных лиц»; Положением о бухгалтерии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия; пояснениями ФИО1, ФИО3, и иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП Российской Федерации, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, допущено не было.
Вопрос о малозначительности совершенного административного правонарушения являлся предметом рассмотрения должностного лица УФК по Республике Мордовия при вынесении постановления. Правильно истолковав положения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, с учетом обстоятельств дела, должностное лицо Управления обоснованно не усмотрело оснований для применения положений статьи 2.9 названного Кодекса и признания малозначительным административного правонарушения, совершенного ФИО3, обязанной соблюдать положения бюджетного законодательства. Оснований для переоценки вывода должностного лица УФК по Республике Мордовия у судьи не имеется.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и принятия одного из решений, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 КоАП Российской Федерации,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия ФИО4 от 9 июня 2022 г. № 20-23/17-2022 о привлечении должностного лица – главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» ФИО3 к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.7 КоАП Российской Федерации оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Н.В. Косарева