ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/2022 от 23.06.2022 Новошешминского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 12-16/2022

16RS0023-01-2022-000339-81

Р Е Ш Е Н И Е

23 июня 2022 года село Новошешминск

Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Сахабиевой А.А., при секретаре Фасхутдиновой Э.Х., с участием представителя административной комиссии Новошешминского муниципального района Республики Татарстан ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление административной комиссии Новошешминского муниципального района Республики Татарстан об административном правонарушении по части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Новошешминский районный суд Республики Татарстан с жалобой на постановление административной комиссии Новошешминского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РТ), которым он подвергнут штрафу в размере 3 000 руб., за якобы нахождение принадлежащей ему собаки на улице без сопровождения, намордника и поводка, чем нарушены требования п. 178 Правил благоустройства Новошешминского сельского поселения о выгуле собак, вынесенное в его отношении по итогам рассмотрения материалов проверки сообщения, зарегистрированного в КУСП за от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в ОМВД России по от гр. Б. о том, что собака, принадлежащая ФИО2, утащила двух кур с домовладения, расположенного по адресу: .

По данным материалам проверки ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения ФИО3 РТ ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ в связи с нарушением последним требований п. 178 Правил благоустройства муниципального образования «Новошешминское сельское поселение», согласно которому «Выводить собак из жилых и изолированных помещений в общие дворы и на улицу можно только на коротком поводке ив наморднике. Спускать собаку с поводка можно только в местах выгула».

В обоснование жалобы ФИО2 указал, что с постановлением не согласен, так как при составлении протокола об административном правонарушении он не присутствовал, материалы дела не содержат сведений о надлежащем его извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о разъяснении процессуальных прав, о вручении ему копии протокола об административном правонарушении, данное дело об административном правонарушении рассмотрено в его отсутствие, объяснения у него не взяты. О вынесенном постановлении узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ, получив его копию. У него собак не имеется, собака породы Кане-Корсо принадлежит его сестре ФИО2, которая уже ранее привлекалась за аналогичное правонарушение и не оспаривала принадлежность ей данной собаки. ДД.ММ.ГГГГ по просьбе сестры он передал Ж. денежные средства в возмещение ущерба.

Кроме того, оспариваемым постановлением установлено наличие отягчающего обстоятельства: «продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц, прекратить его». Однако ранее ему такие требования не предъявлялись и к административной ответственности за аналогичное правонарушение он не привлекался. Также неправильной является квалификация, т.к. за нарушение порядка выгула собак предусмотрена ответственность по специальной статье 3.7 КоАП РТ. Кроме того, доказательств его вины в материалах дела не имеется. Просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

Заявитель ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, пояснив, что имеющиеся в протоколе об административном правонарушении и извещении о месте рассмотрения дела об административном правонарушении подписи, сделанные якобы от его имени, ему не принадлежат, а принадлежат его сестре ФИО2.

После отложения судебного заседания в связи с вызовом свидетелей ФИО2 в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного органа – административной комиссии Новошешминского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 в судебном заседании возражений и доказательств против удовлетворения жалобы суду не представила.

Неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению настоящей жалобы, в связи с чем, суд определяет рассмотрение дела по жалобе при данной явке.

Выслушав в качестве свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, а также подлинные документы с дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ, суд приходит к следующему:

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об админи-стративном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вру-чения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1–25.5 КоАП РФ.

Копия оспариваемого постановления получена ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 26.1 вышеназванного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое приведенным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Согласно части 1 ст. 3.6 КоАП РТ нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3.17 приведенного Кодекса, муниципальных правил обращения с отходами - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п. 178 Правил благоустройства Новошешминского сельского поселения Новошешминского муниципального района РТ (далее – Правила благоустройства): «Выводить собак из жилых и изолированных помещений в общие дворы и на улицу можно только на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков до трехмесячного возраста. Спускать собаку с поводка можно только в местах выгула».

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в административную комиссию Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ направлены для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения по подведомственности материалы проверки сообщения, зарегистрированного в КУСП за от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в ОМВД России по Новошешминскому району от гр. Б. о том, что собака, принадлежащая ФИО2, утащила двух кур с домовладения, расположенного по адресу: .

По данным материалам проверки ДД.ММ.ГГГГ руководителем Исполнительного комитета Новошешминского сельского поселения ФИО3 РТ ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ в связи с нарушением последним требований п. 178 Правил благоустройства.

Рассмотрев материалы данного дела об административном правонарушении, административная комиссия Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ вынес оспариваемое постановление, которым признал ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.6 КоАП РТ и подверг штрафу в размере 3 000 руб.

Доводы ФИО2 в части неправильной квалификации его действий административной комиссией по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ в связи с наличием в нем специальной статьи за нарушение выгула собак – ст. 3.7 КоАП РТ, суд находит несостоятельными, так как статьей 3.7 КоАП РТ предусмотрена ответственность за нарушение порядка выгула собак, а именно нахождение на улицах, в парках, скверах, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах с собаками без намордников и поводков, а равно оставление их без присмотра в общественных местах. В данном случае действия заявителя подлежат квалификации по ч. 1 ст. 3.6 КоАП РТ, поскольку заявителем нарушен п. 178 Правил благоустройства, согласно которому «Выводить собак из жилых и изолированных помещений в общие дворы и на улицу можно только на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков до трехмесячного возраста. Спускать собаку с поводка можно только в местах выгула».

Вместе с тем, являются обоснованными доводы заявителя о существенном нарушении его процессуальных прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, в силу следующего:

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Согласно ст. 28. 2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья приведенного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные приведенным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

На основании статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с приведенным Кодексом.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, соблюдение и возможность реализации вышеуказанных прав лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении, обеспечено не было.

Так, будучи допрошенной судом в качестве свидетеля ФИО4, составившая протокол об административном правонарушении, суду показала, что при составлении протокола об административном правонарушении присутствовали и ФИО2 и ФИО2, однако подписывала протокол, иные процессуальные документы, а также извещение о рассмотрении дела ФИО2, последней также возмещен ущерб потерпевшему.

Как следует из материалов дела, доказательств того, что в данном случае ФИО2, подписывая процессуальные документы и получая копию протокола об административном правонарушении, извещение о рассмотрении дела, представляла интересы ФИО2 на законных основаниях, суду не представлено, как не представлено доказательств и личного присутствия ФИО2.

Данный недостаток протокола является существенным и неустранимым в ходе рассмотрения дела.

Кроме того, доказательства надлежащего извещения ФИО2 о дате, времени и месте рассмотрения дела административной комиссией в материалах дела отсутствуют.

Как следует из протокола рассмотрения дела об административном правонарушении, на заседании административной комиссии ФИО2 не присутствовал, явилась его сестра ФИО2.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Изложенное с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса, соответственно указанный протокол об административном правонарушении не может служить допустимым доказательством по делу, поскольку со стороны должностного лица были допущены существенные нарушения процессуальных норм при его составлении и не соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ.

С учетом выявленных нарушений, допущенных должностным лицом при составлении протокола, полагаю виновность ФИО2 в совершении вменяемого ему административного правонарушения, не доказана.

На основании части 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В силу изложенного, суд находит, что оспариваемое постановление подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО2 на постановление административной комиссии Новошешминского муниципального района РТ об административном правонарушении по части 1 статьи 3.6 КоАП Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, которым на него наложен штраф в размере 3 000 руб. – удовлетворить.

Постановление административной комиссии Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 3.6 КоАП Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 отменить и производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд РТ в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья

Решение вступило в законную силу: «____»__________________2022 г.

Решение28.06.2022