24MS0160-01-2023-001647-38
Р Е Ш Е Н И Е
г.Дудинка 12 сентября 2023 года
Судья Дудинского районного суда Красноярского края А.А.Калмыков, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 12-16 в отношении должностного лица – начальника территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району ФИО1, <данные изъяты>
по жалобе ФИО1 на постановление и.о.мирового судьи судебного участка № 160 в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, мирового судьи судебного участка № 159 в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края от 17.07.2023 года,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением и.о.мирового судьи судебного участка № 160 в ТДН районе, мирового судьи судебного участка № 159 в ТДН районе Красноярского края от 17.07.2023 года, начальник территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Инкриминируемое правонарушение выразилось в том, что 20.04.2023 года, по адресу: <адрес> (место осуществления должностным лицом своих обязанностей), ФИО1, являясь начальником Отделения «КГКУ УСЗН» неправомерно отказала ФИО3 и ее несовершеннолетним детям ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в предоставлении ежемесячной денежной выплаты многодетным родителям, имеющим трех или четырех детей, по причине отсутствия совместной регистрации по месту жительства заявителя и детей, а также копии судебного решения об установлении факта совместного проживания детей с родителями на территории ТДН района.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 обратилась с жалобой в районный суд, указывая, что предоставление ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям регламентируется законодательством Красноярского края, и является дополнительной мерой социальной поддержки, финансируемой за счет краевого бюджета, вследствие чего субъект РФ вправе самостоятельно определять условия ее получения. При этом, предусмотрено право на получение ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям при условии постоянного проживания несовершеннолетних детей совместно с родителями на территории муниципального района. В случае, если дети не зарегистрированы по месту жительства заявителя, для получения услуги, необходимо предоставление копии решения суда об установлении факта совместного проживания детей с заявителем. При рассмотрении заявления ФИО3 о предоставлении ей меры социальной поддержки, последней не было представлено документов, подтверждающих факт ее совместного проживания с детьми, вследствие чего было принято решение об отказе в предоставлении МСП. Решение было принято в соответствии с установленным порядком, выводы о том, что ею было совершено инкриминируемое деяние, выразившееся в нарушении порядка предоставления услуги, являются необоснованными. В ходе рассмотрения заявления ФИО3, в порядке межведомственного взаимодействия были получены документы, из которых следовало, что у одного из детей заявителя – ФИО7, отсутствовала регистрация по месту жительства, тем самым был подтвержден факт отсутствия его совместного проживания с родителем. Считает, что в рамках процедуры по делу об административном правонарушении, фактически, был разрешен спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Мировой судья в оспариваемом постановлении не отразил, какие именно положения установленного административного регламента были ею нарушены, тем самым не указал объективную сторону правонарушения. Полагает, что рассматриваемые события подлежали оценки с точки зрения законодательства КК об административных правонарушениях, что исключает признание ее виновной по инкриминируемой статье КоАП РФ. Просит суд оспариваемое постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
При рассмотрении жалобы на оспариваемое постановление, ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Участвовавший при рассмотрении жалобы заместитель прокурора ТДН района Иванов В.А. просил оставить ее без удовлетворения.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Основания вынесения такого решения по делу усматриваются.
Так, в соответствии с ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, административным правонарушением является нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст.2 Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995 года, законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 17.3 Закона РФ № 81-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут увеличивать установленные настоящим Федеральным законом размеры государственных пособий и (или) устанавливать иные виды пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Закона Красноярского края № 7-2660 от 18.12.2008 года «О социальной поддержке граждан, проживающих в <...>», данный закон устанавливает дополнительные меры социальной поддержки указанных в нем категорий граждан, проживающих в ТДН районе.
Согласно ст.28 Закона КК № 7-2660, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 700 рублей многодетным семьям, имеющим трех или четырех детей.
Частью 1 ст.28 Закона КК № 7-2660 установлено, что Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей главой, определяются Правительством Красноярского края.
Статьей 54 Закона КК № 7-2660 установлено, что Гарантии и компенсации, меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом, являются расходными обязательствами Красноярского края и финансируются за счет средств краевого бюджета.
Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям утвержден Постановлением Правительства КК № 185-п от 31.03.2020 года.
Таким образом, мера социальной поддержки многодетным семьям в виде ежемесячной денежной выплаты на территории КК, является дополнительной, по отношению к федеральным, финансируется исключительно за счет средств краевого бюджета, является частью расходных обязательств краевого бюджета, условия и порядок ее предоставления регламентируется нормативным-правовым актом органа исполнительной власти Красноярского края.
Пунктом 3 ст.2.3 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» № 7-2161 от 02.10.2008 года, установлена административная ответственность за необоснованный отказ в предоставлении государственной услуги, лицами, указанными в п.1 настоящей статьи (к каковым, в числе прочих, относятся работники краевых государственных учреждений, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), государственные услуги которых включены в перечни, указанные в части 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из представленных суду материалов дела об административном правонарушении, следует, что начальник территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по ТДН району ФИО1 привлечена к административной ответственности за нарушение порядка предоставления государственной услуги, при рассмотрении заявления ФИО3 о предоставлении ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям, установленной ст.28 Закона КК № 7-2660, повлекшее отказ в предоставлении ей указанной выплаты.
Вместе с тем, мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанным положениям федерального и краевого законодательства не была дана должная оценка, в результате чего ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, не предусматривающую ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, ввиду отсутствия в ее действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о.мирового судьи судебного участка № 160 в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, мирового судьи судебного участка № 159 в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края от 17.07.2023 года о привлечении начальника территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району ФИО1 по ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, однако, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья А.А.Калмыков