Судья Мыночка А.И. Дело № 12-1701/21
Р Е Ш Е Н И Е
04 октября 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора АО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть» <ФИО>2 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 05 марта 2021 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора <№...>-П-4 от <Дата ...> АО «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод – Краснодарэконефть» (далее АО «Краснодарэконефть») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере – 270 000 рублей.
Не согласившись с этим АО «Краснодарэконефть», подал жалобу в районный суд.
Обжалуемым решением судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 05 марта 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор АО «Краснодарэконефть» <ФИО>2, просит отменить решение судьи районного суда, указывая, что оно незаконно, необоснованно, вынесены с нарушением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав представителей АО «Краснодарэконефть» ФИО1. и <ФИО>3, поддержавших доводы жалобы в полном объеме, обсудив доводы жалобы, судья краевого суда не находит оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2020 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от <Дата ...><№...> руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора <ФИО>4, в период с <Дата ...> по <Дата ...> проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО «КНПЗ-КЭН».
АО «КНПЗ-КЭН» осуществляет деятельность на территории объекта <№...>П - нефтеперерабатывающий завод, 1 категории, расположенном по адресу: <Адрес...>, ул. им. Захарова, 2.
В связи со вступлением в силу изменений природоохранного законодательства для объектов 1 категории негативного воздействия на окружающую среду и согласно ст.31.1 Федерального закона от <Дата ...> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
АО «КНПЗ-КЭН» за получением комплексного экологического разрешения в Управление не обращалось.
В соответствии с п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от <Дата ...> №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с <Дата ...> и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, кается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке установленном Правительством Российской Федерации или Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <Дата ...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 5 приказом Минприроды России от <Дата ...><№...> «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 11 приказа Минприроды России от <Дата ...><№...> «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п. 12 приказа Минприроды России от <Дата ...><№...> «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Для АО «КНПЗ-КЭН» утвержден документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от <Дата ...><№...>, сроком действия с <Дата ...> по <Дата ...>.
В ходе проведения проверки АО «КНПЗ-КЭН» предоставлен договор от <Дата ...><№...> с ООО «ЭКО-СПАС БАТАЙСК», на оказание услуг по сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов.
Согласно акту ООО «ЭКО-СПАС БАТАЙСК» от <Дата ...><№...>, АО «КНПЗ-КЭН» оказаны услуги по обращению с отходами: песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более), в количестве 4 120 т.
Согласно Приказу Росприроднадзора от <Дата ...><№...> «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», образующийся в процессе производственной деятельности АО «КНПЗ-КЭН» - «песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)» (код по ФККО 9 19 201 01 39 3) является отхо<Адрес...> класса опасности.
В ходе проведения проверки, привлеченными специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю был произведен отбор проб отходов, образующихся в процессе производственной деятельности на территории объекта НВОС <№...>-П, расположенного по адресу: 35007, РФ <Адрес...>, ул. им. Захарова, 2.
В соответствии с протоколом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от <Дата ...><№...> на территории цеха ВиК, решетка грубой очистки сточных вод, был произведен отбор проб отхода с целью определения компонентного (морфологического) состава, степени токсичности отхода, наименование отхода «мусор с защитных решеток при совместной механической очистке дождевых и нефтесодержащих сточных вод».
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведены исследования проб отхода: протокол испытаний (измерений) проб отхода от <Дата ...><№...>; протокол биотестирования проб отхода от <Дата ...><№...>-О-БИ0.
По результатам произведенных лабораторных исследований, предоставлено экспертное заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю от <Дата ...><№...>, согласно которому исследуемый отход соответствует отходу 4 класса опасности «мусор с защитных решеток при совместной механической очистке дождевых и нефтесодержащих сточных вод».
В соответствии с протоколом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от <Дата ...><№...> на территории автотранспортного цеха и хозяйственного цеха с твердым покрытием, был произведен отбор проб отхода с целью определения компонентного (морфологического) состава, степени токсичности отхода, наименование отхода «смет с территории предприятия малоопасный».
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведены исследования проб отхода: протокол испытаний (измерений) проб отхода от <Дата ...><№...>; протокол биотестирования проб отхода от <Дата ...><№...>-О-БИО.
По результатам произведенных лабораторных исследований, предоставлено экспертное заключение Ейского отдела Азово-Черноморского испытательного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ Краснодарскому краю от <Дата ...><№...>, согласно которому исследуемый отход соответствует отходу 4 класса опасности - «смет с территории предприятия малоопасный».
В ходе проведения выездной проверки привлеченными специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю был произведен отбор проб отходов, образующихся в процессе очистки нефтесодержащих сточных вод на очистных сооружениях канализации АО «КНПЗ-КЭН» расположенных на территории объекта НВОС <№...>-П. расположенного по адресу: 35007, РФ <Адрес...>, ул. им. Захарова, 2.
В соответствии с актом отбора (измерений) проб отходы ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от <Дата ...><№...>, с поверхности флотаторов был произведен отбор проб отхода с целью определения компонентного (морфологического) состава, степени токсичности отхода, наименование отхода «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод».
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведены исследования проб отхода: протокол испытаний (измерений) проб отхода от <Дата ...><№...>; протокол биотестирования проб отхода от <Дата ...><№...>.
По результатам произведенных лабораторных исследований предоставлено экспертное заключение Ейского отдела Азово-Черноморского испытательного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю от <Дата ...><№...>, согласно которому исследуемый отход «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод» относится 4 класса опасности для окружающей среды.
В соответствии с актом отбора (измерений) проб отходы ФТБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от <Дата ...><№...> в приемном бассейне очистных сооружений, был произведен отбор проб отхода с целью определения компонентного (морфологического) состава, степени токсичности отхода, наименование отхода - «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод».
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведены исследования проб отхода: протокол испытаний (измерений) проб отхода от <Дата ...><№...>; протокол биотестирования проб отхода от <Дата ...><№...>.
По результатам произведенных лабораторных исследований предоставлено экспертное заключение Ейского отдела Азово-Черноморского испытательного центра ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю от <Дата ...><№...>, согласно которому исследуемый отход «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод» относится 3 класса опасности для окружающей среды.
Проведенными ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю лабораторными исследованиями, установлено, что при осуществлении производственной деятельности АО «КНПЗ-КЭН» на территории объекта НВОС <№...>-П, расположенного по адресу: 35007, РФ <Адрес...>, ул. им. Захарова, 2, образуются отходы: «смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод» 3 класса опасности; «отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод» 4 класса опасности; «мусор с защитных решеток при совместной механической очистке дождевых и нефтесодержащих сточных вод» 4 класса опасности, а также образующийся на территории предприятия отход «смет с территории предприятия малоопасный» 4 класса опасности.
В ходе проведения проверки АО «КНПЗ-КЭН» предоставлена оборото- сальдовая ведомость ведомости по счету 10 за период 2019 года и 9 месяцев 2020, согласно которой предприятием закупались и расходовались следующие материалы: антифриз, тормозная жидкость, кисти, фильтр гидравлический, фильтр топливный, батарейки, картриджи, перчатки, обувь резиновая (сапоги, калоши), моющие и чистящие средства, ингибитор коррозии, лампа светодиодная, нейтрализатор, респиратор.
За указанный период образовались отходы: кисти молярные загрязненные JIKM; одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные; упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная антифризами; упаковка загрязненная тормозной жидкостью; фильтр гидравлический отработанный; фильтры очистки топлива отработанные; картриджи печатающих устройств отработанные; перчатки резиновые, отработанные; резиновая обувь отработанная, утратившая потребительские свойства; тара, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими; упаковка, загрязненная ингибитором коррозии; светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; респираторы, утратившие потребительские свойства.
В процессе эксплуатации АО «КНПЗ-КЭН» объекта НВОС <№...>-П, расположенного по адресу: <Адрес...>, ул. им. Захарова, 2, образуются отходы: смеси нефтепродуктов прочие, извлекаемые из очистных сооружений нефтесодержащих вод; отходы (пена) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод; смет с территории предприятия малоопасный; мусор с защитных решеток при совместной механической очистке дождевых и нефтесодержащих сточных вод; кисти молярные загрязненные JIKM; одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные; упаковка из разнородных полимерных материалов, загрязненная антифризами; упаковка загрязненная тормозной жидкостью; фильтр гидравлический отработанный; фильтры очистки топлива отработанные; картриджи печатающих устройств отработанные; перчатки резиновые, отработанные; резиновая обувь отработанная, утратившая потребительские свойства; тара, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими; тара из черных металлов, загрязненная хроматами, фосфатами и бихроматами натрия калия; светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства: респираторы, утратившие потребительские свойства, однако, у АО «КНПЗ-КЭН» отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на вышеуказанные отходы.
АО «КНПЗ-КЭН» предоставлена справка от <Дата ...><№...>, согласно которой для производственных нужд предприятием приобретаются реагенты (ингибиторы, деэмульгаторы), которые поступают на склад предприятия в металлических бочках, передаются как металлолом на утилизацию.
Выявленные в ходе проведения проверки отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности АО «КНПЗ-КЭН» на территории объекта НВОС <№...>-П - нефтеперерабатывающий завод, 1 категории, в утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от <Дата ...><№...>, сроком действия с <Дата ...> по <Дата ...>, отсутствуют.
По результатам проверки установлено, что у АО «КНПЗ-КЭН» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта НВОС <№...>-П, расположенного по адресу: 35007, РФ <Адрес...>, ул. им. Захарова, 2, на которой осуществляется деятельность предприятия с учетом всех отходов, а так же всего объема образующихся на предприятии отходов, что является нарушением требований: ч. 1 ст. 24 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 18 Федерального закона от <Дата ...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от <Дата ...> № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Вина АО «Краснодарэконефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судьей районного суда обоснованно оставлено без изменения постановление должностного лица, жалоба АО «Краснодарэконефть». - без удовлетворения.
Доказательства, положенные судьей районного суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судьей районного суда доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда или опровергали бы выводы судебного постановления.
Учитывая изложенное, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара от 05 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора АО «Краснодарэконефть» <ФИО>2, - без удовлетворения.
Судья О.Л. Талинский