ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1703/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Булатов И.Х.

УИД 16RS0046-01-2022-005975-93

Дело № 77-1154/2022

Дело № 12-1703/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

13 июля 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Е.В. Верхокамкин при секретаре судебного заседания Погудиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан ФИО1 на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2022 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 24 марта 2022 года № .... ФИО2 в качестве главного бухгалтера Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

ФИО2 с таким актом не согласилась и оспорила его в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Решением судьи районного суда постановление должностного лица отменено, а материалы дела направлены на новое рассмотрение в административный орган.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, просит постановленное им решение отменить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО2 и правовую позицию представителя Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан ФИО3, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как видно из материалов дела, на основании постановления заместителя руководителя – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 24 марта 2022 года № .... ФИО2 в качестве главного бухгалтера Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ» за неправомерное использование средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на выполнение государственного задания, привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, оценивая законность названного правоприменительного акта, счел, что настоящее дело рассмотрено должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан с нарушением правила родовой подведомственности, определенного частью 1.1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по этой причине его отменил и возвратил материалы дела на новое рассмотрение.

Однако с таким выводом судебной инстанции согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Подведомственность дел субъектам административной юрисдикции определяется главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, относит к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Исходя из части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела данной категории могут быть рассмотрены судьями в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

При этом, вопреки убеждению судьи первой инстанции, правило об исключительной подсудности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженное в части 1.1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяется лишь к случаям их возбуждения инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, которые на основании пункта 3 части 5, частей 6.1 и 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, но не обладают правом рассмотрения дел.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2021 года № 78-АД21-11-К3.

В то же время согласно пункту 1 Положения о Федеральной казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) признается органом, на который возложено осуществление функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 названного Положения).

Подпунктом 5.43 пункта 5 Положения Федеральному казначейству предоставлено право осуществлять в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

В силу пункта 1 Положения об Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан, утвержденного Приказом Казначейства России от 27 декабря 2013 года № 316, Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее – Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Республики Татарстан (Татарстан), и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

В этой связи пунктами 9.22(1) и 9.22(4) настоящего Положения к полномочиям Управления отнесено осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как отмечено в части 2 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 7.29.3, частями 3 и 4 статьи 15.15, частями 1, 3 и 4 статьи 15.15.1, статьей 15.15.5-1, частями 1 - 6 статьи 15.15.6, статьями 15.15.7, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 настоящего Кодекса.

В данном случае постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено заместителем руководителя территориального органа Федерального казначейства, который в силу приведенного правового регулирования обладал правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 30.9 и пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В этой связи решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан о возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган по мотиву вынесения спорного постановления некомпетентным должностным лицом является незаконным и потому подлежит отмене, а материалы дела – возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу заместителя руководителя – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 мая 2022 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение28.07.2022