ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-170/16 от 28.06.2016 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 12-170/16

РЕШЕНИЕ

г. Темрюк 28 июня 2016 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Коблев С.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Лукойл-Бункер» ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Бункер», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

В суд обратился представитель ООО «Лукойл-Бункер» ФИО1 с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К, которым ООО «Лукойл-Бункер» привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

В обоснование доводов своей жалобы указал на то, что постановлением об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К ООО «Лукойл-Бункер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Представитель ООО «Лукойл-Бункер» ФИО1 считает, что при вынесении решения по данному административному делу должностным лицом Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора не учтено, что план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов) ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» был представлен для рассмотрения в ходе проверки. Указанным Планом Общества, предусмотрено выполнение ряда мероприятий, по предотвращению наступления чрезвычайной ситуаций - разлив перегружаемых нефтепродуктов и попадание их в окружающую (морскую) среду. Кроме указанных мероприятий, в целях минимизации загрязнения морской воды, План Общества содержит следующее требование: при проведении бункерных операций судно-бункеровщик обеспечивает установку боновых заграждений берегового типа (далее боновые заграждения) на все время проведения бункерных операций, что позволит частично локализовать разлив непосредственно в момент аварии и избежать опасных последствий. При проведении бункерных операций на рейде установка боновых заграждений производится в обязательном порядке по согласованию с капитанами танкеров, осуществляющих бункерные операции. Вышеуказанные документы не содержат каких-либо схем или пояснений, из которых следует каким именно способом или как именно производится установка боновых заграждений при осуществлении погрузо-разгрузочных операций с нефтепродуктами. Таким образом, ни действующий План Организации, ни РД ДД.ММ.ГГГГ-90 (Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязнений акваторий портов (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ)), не устанавливают способы постановки бон при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с нефтепродуктами, а также каких-либо обязательных требований по наличию бонового заграждения установленного вокруг судов, производящих погрузочно-разгрузочные операции с нефтепродуктами на акватории порта. Никакого прямого указания на то, что боновые заграждения при проведении погрузочно-разгрузочных, либо бункеровочных операций с нефтепродуктами на рейде порта Кавказ, должны быть установлено вокруг судов, Обязательные постановления в морском порту Кавказ не содержат. Таким образом, полагают, что установив боновое заграждение способом, который был зафиксирован в ходе проведения рейдового мероприятия и не оспаривается должностными лицами Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора, а именно способом частичного ограждения судов на которых проводилась погрузо-разгрузочная операция с носа и кормы, препятствующим возможному разливу нефтепродуктов, ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» выполнило необходимое требование по наличию установленного бонового заграждения, предусмотренное ст. 60 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ. Изложенное исключает наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» в судебном заседании поддержал доводы жалобы, ссылаясь на те же обстоятельства и просил постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды просил постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» - без удовлетворения.

Суд, выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, полагает, что постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды К по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» подлежит оставлению без изменения.

Так, на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рейдового мероприятия», с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, сотрудниками Темрюкского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ проведено рейдовое мероприятие по маршруту: акватория и водоохранная зона Керченского пролива на рейде морского порта Кавказ (якорная стоянка 451, РПР «Таманский»).

ДД.ММ.ГГГГ в 09 ч. 45 м. в ходе осмотра акватории Керченского пролива на рейде морского порта Кавказ (якорная стоянка 451, РПР «Таманский»), установлено, что в районе координат 45,17372 СШ 36,53405 ВД, компанией ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР», с использованием судов т/<адрес>» и <адрес>» ( проводились погрузочно-разгрузочные работы с нефтепродуктами (с судна на судно). Во время проведения погрузочно-разгрузочных работ с нефтепродуктами ограждение бонами судна <адрес>» вдоль всего правого борта, от носа до кормы, не осуществлялось. Боновое ограждение осуществлялось двумя отдельными частями, по носу и корме т<адрес> (ограждена только акватория между левым бортом <адрес> и правым бортом т/<адрес>

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В ст. 39 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.7 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» - под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с положениями ст. 3 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Кавказ» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ) -Обязательные постановления подлежат исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту.

Как следует из положений ст. 60 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Кавказ» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ) -при погрузочно-разгрузочных работах с нефтью и нефтепродуктами, бункеровке судна топливом на акватории морского порта осуществляется ограждение бонами судов на все время погрузочно-разгрузочных либо бункеровочных операций.

В соответствии с положениями ст. 61 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Кавказ» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ) - в случае разрыва бонового ограждения, проведение погрузочно-разгрузочных либо бункеровочных операций прекращается до восстановления бонового ограждения.

Согласно ч. 3 ст. 327 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза перевозимая наливом нефть, виды которой перечислены в дополнении I к Приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней.

По результатам проведения рейдового мероприятия составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам дела об административном правонарушении судно т/х «ВФ Танкер 22» используется ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» на основании договора бербоут-чартера от ДД.ММ.ГГГГ. Судно т/х «Механик Белов» находится в собственности ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» (свидетельство о праве собственности на судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре под от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 12.1 паспорта безопасности химической продукции РПБ от ДД.ММ.ГГГГ «Топливо нефтяное. Мазут» «Общая характеристика воздействия на объекты окружающей среды (атмосферный воздух, водоемы, почвы, включая наблюдаемы признаки воздействия)» - продукция (мазут топочный 100) опасна для объектов окружающей среды. Оказывает негативное влияние на процессы самоочищения водоемов; изменяет органолептические свойства воды, придавая ей запах, привкус; образует на поверхности водоемов маслянистую пленку. Вызывает гибель водной биоты (рыбы рачки, водоросли и т.д.) и может вызвать для них долгосрочные отрицательные последствия. Нарушает температурный и водный режим почвы.

Работы с нефтепродуктами проводились по Технологической схеме перегрузки грузов с судна на судно на якорных стоянках порта Кавказ компанией ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» 2015г., утвержденной заместителем генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» К и согласованной с капитаном морского порта Кавказ Тузинкевичем. ФИО2 9 «Требования к производству грузовых операций» Технологической схемы предусмотрена постановка боновых ограждений при подготовке к перегрузке нефтепродуктов. Технологическая схема после утверждения передана ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» на борт судна с предписанием об обязательном ознакомлении экипажа и исполнении при проведении соответствующих работ.

Согласно раздела 1.3.6. «Мероприятия по предотвращению ЧС(Н)» «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» по бункеровке судов в морских портах Кавказ, Тамань, Новороссийск, Туапсе, Сочи», утвержденным и введенным в действие приказом генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» от ДД.ММ.ГГГГ (Основная часть, Том 2, 03/03-14В-2/2, стр.130-131) - в целях минимизации загрязнения морской воды, при проведении бункеровочных операций судно-бункеровщик обеспечивает установку боновых заграждений берегового типа на все время проведения бункеровочных операций. Это позволит частично локализовать разлив непосредственно в момент аварии и избежать опасных последствий. При проведении бункерных операций на рейде установка бонового заграждения производится в обязательном порядке по согласованию с капитанами танкеров, осуществляющих бункерные операции в соответствии с п. 4.4.2 РД ДД.ММ.ГГГГ-90(84). Установка и снятие бонового заграждения производится судном-бункеровщиком.

Согласно п. 4.4.2. «ДД.ММ.ГГГГ. Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ) порт обязан по заявкам капитанов ограждать суда боновыми заграждениями на период проведения судном операций с нефтью.

Согласно п. 5.4. «Локализация разливов нефти» ДД.ММ.ГГГГ. Руководящий документ. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов» (введен в действие Инструктивным письмом Минморфлота СССР от ДД.ММ.ГГГГ):

При разливе нефти с судна, стоящего у причала, боновое заграждение должно быть установлено с внешней стороны судна, концы заграждений должны быть закреплены к причалу у носа и кормы судна.

При разливе нефти с судна, стоящего на рейде или у свайного пирса, боновое заграждение должно быть установлено вокруг судна либо с подветренной стороны по дуге с обхватом носовой и кормовой частей судна.

5.4.5. При установке боновых заграждений вокруг судна между бортом судна и бонами должны быть предусмотрены приспособления (плавающие на воде распорки, буйки и т.п.), исключающие плотное прилегание бонов к бортам.

ДД.ММ.ГГГГ в 09 ч. 45 м. в ходе осмотра акватории Керченского пролива на рейде морского порта Кавказ (якорная стоянка 451, РПР «Таманский»), установлено, что в районе координат 45,17372 СШ 36,53405 ВД, компанией ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР», с использованием судов <адрес>» (ИМО <адрес> и <адрес>), проводились погрузочно-разгрузочные работы с нефтепродуктами (с судна на судно). Во время проведения погрузочно-разгрузочных работ с нефтепродуктами ограждение бонами судна <адрес>» вдоль всего правого борта, от носа до кормы (по дуге с обхватом носовой и кормовой частей судна), не осуществлялось. Боновое ограждение осуществлялось двумя отдельными частями, по носу и корме <адрес> (ограждена только акватория между левым бортом <адрес>» и правым бортом <адрес>

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» не выполнено требование ст. 60 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Кавказ» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ) по ограждению бонами судов на все время погрузочно-разгрузочных работ с нефтепродуктами, при бункеровке судна топливом на акватории морского порта Кавказ.

Таким образом, в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» имеется состав административного правонарушения, квалифицируемого как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Обстоятельства совершенного ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ, и его вина в совершении данного правонарушения подтверждаются материалами, собранными по делу об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, свидетельством о праве на судно <адрес>», паспортом продукции , паспортом безопасности химической продукции, журналом грузовых операций, журналом операций в машинном отделении.

Также установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При указанных обстоятельствах дела об административном правонарушении действия ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» образуют объективную и субъективные стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Таким образом, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства по делу и им дана правовая оценка, при назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ учтены: характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких – либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении данного дела старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К не допущено.

Сроки привлечения к административной ответственности ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К соблюдены.

Таким образом, постановление /ПР/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Бункер», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба представителя ООО «Лукойл-Бункер» ФИО1 – без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление /ПР/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды К по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Бункер», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Лукойл-Бункер» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в 10 суток.

председательствующий