ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-170/2018 от 21.06.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-170/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Златоуст 21 июня 2018 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,

с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шоха Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (г. Златоуст, ул. Ковшова, 33) жалобу законного представителя директора Общества с ограниченной ответственностью «ПиЭМ», ОГРН 1147404001568, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. им. В.И. Ленина, д.2,

на постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО4 от 17 мая 2018 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ПиЭМ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

Законный представитель Общества с ограниченной ответственностью «ПиЭМ» (далее ООО «ПиЭМ», Общество), директор Шох Д.В. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания от 17 мая 2018 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области по пожарному надзору ФИО4, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В обоснование своих доводов законный представитель Шох Д.В. сослался на то, что полагает постановление подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

С вынесенным постановлением заявитель согласен частично, поскольку сумма штрафа в размере 150 000 рублей считает несоразмерно высокой. В рамках рассмотрения административного дела, возбужденного в отношении ООО «ПиЭМ» вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, срок в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время заявитель принимает меры к устранению выявленных нарушений, на сегодняшний день устранено около 95% предъявленных нарушений правил пожарной безопасности. По нарушениям пунктов 15, 18, 19, 32, 38 ведутся работы и принимаются меры к устранению. Таким образом, заявитель понимает серьезность и полноту административного правонарушения, совершенного им не умышленно, При этом нарушения требований пожарной безопасности были допущены в стадии проектирования, при размещении в здании торгового комплекса арендаторов, а также в процессе функционирования торгового комплекса.

Принимая во внимание смягчающее обстоятельство - ООО «ПиЭМ» ранее к административной ответственности не привлекалось, а также принятие мер по устранений нарушений и отсутствие отягчающих обстоятельств, просит отменить постановление должностного лица.

В судебном заседании законный представитель Шох Д.В. пояснил, что доводы жалобы поддерживает по основаниям в ней изложенным. Вину в совершенном правонарушении признает. Однако, выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены, за исключением нескольких пунктов, требующих больших финансовых затрат, и назначенное наказание в виде штрафа существенно снизит возможность устранения нарушений в полном объеме.

Представитель органа пожарного надзора ЗГО и КМР по пожарному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав Шоха Д.В., исследовав материалы дела, судья находит доводы жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Согласно представленным материалам на основании распоряжения зам. начальника ОНДиПР № 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ с целью исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, указания заместителя Министра МЧС России ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, протокола тематического селекторного совещания МЧС России по ДД.ММ.ГГГГ проводилась внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты, эксплуатируемом ООО «ПиЭМ», юридический адрес: Челябинская область, г. Златоуст, ул. им. В.И. Ленина, 2.

Копия распоряжения получена директором ООО «ПиЭМ» ДД.ММ.ГГГГ; с распоряжением ознакомлен, служебное удостоверение государственным инспектором предъявлено при посещении объекта ДД.ММ.ГГГГ в 14:10 часов.

По результатам проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе внеплановой выездной проверки объекта защиты ООО «ПиЭМ» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. При проведении проверки присутствовал директор Общества Шох Д.В., которому копия акта вручена ДД.ММ.ГГГГ.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 по пожарному надзору ФИО7ДД.ММ.ГГГГ в присутствии директора Шоха Д.В. составлен протокол об административном правонарушении , согласно которому установлено, что 24 апреля 2018 года в 14 часов 00 минут при эксплуатации территории, здания и помещений ТРЦ «Агат», деятельность в которых осуществляет ООО «ПиЭМ» по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. им. В.И.Ленина, д.2 нарушения требования пожарной безопасности:

1 – в отношении ТРЦ «Агат», для которого законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации, не составлена декларация пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3ст.64 ч.1);

2, 3 - не все запоры (замки, открывание которых предусмотрено изнутри ключом; электромагнитные замки, автоматическое открывание которых осуществляется только при срабатывании автоматической пожарной сигнализации) на дверях эвакуационных выходов из торговых залов, коридоров, холлов, лестничных клеток непосредственно наружу, на путях эвакуации во всем здании обеспечивают их свободное открывание изнутри без ключа, а также запоры (ригели), установленные в торцах одного из двух полотен двухстворчатых дверей эвакуационных выходов из торговых залов, коридоров, холлов, лестничных клеток, непосредственно наружу, на путях эвакуации во всем здании, фиксирующие данное полотно в верхней и нижней части дверной коробки, не обеспечивают их свободное открывание изнутри без применения специальных приспособлений (инструмента), т.е. препятствуют свободной эвакуации людей (ППР в РФ от 25 апреля 2012 № 390 п. 33, п.35, п.36а; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7; Специальные технические условия п.3.4, п.3.5);

4 - одно из двух полотен двухстворчатых противопожарных дверей всех лестничных клеток в ТРК «Агат» не имеет приспособление для самозакрывания (Специальные технические условия п.1.4; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7);

5 - на всех этажах здания, в т.ч. в незадымляемых лестничных клетках не обеспечено достаточное количество эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения (ППР в РФ п.33, п.43; СП 3.13130.2009 п.5.4, п.5.5);

6 - планы эвакуации людей при пожаре, размещенные в ТРК «Агат», не соответствуют фактической планировке помещений, фактическим местам размещения первичных средств пожаротушения, не на всех планах указаны правильные направления движения людей к эвакуационным выходам (ППР в РФ п.7; ГОСТ Р 12.2.143-2009);

7 - не определены и не обозначены на дверях помещений производственного, складского и технического назначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (ППР в РФп.20; СП 4.13130. п. 5.1.2);

8 - не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты (соответствующие документы отсутствуют) (ППР в РФ п. 12);

9 - не обеспечено наличие электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (ППР в РФ п.38);

10 - монтаж систем и установок противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическая установка пожаротушения, система противодымной защиты) выполнен не в соответствии с проектной документацией (в проектной документации планировка помещений на этажах не соответствует фактической) (ППР в РФ п.61);

11 - не предусмотрен вывод светового и звукового сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты, который должен осуществляться по телекоммуникационным каналам связи, в подразделение пожарной охраны (Специальные технические условия п. 11.2; Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2; ППР в РФ п.61);

12 - лестничная клетка, расположенная с южной стороны здания, не является незадымляемой типа Н2, а именно не предусмотрен подпор воздуха на лестничную клетку при пожаре (Специальные технические условия п.6.1; Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2);

13 - с лестничной клетки, расположенной с южной стороны здания, не предусмотрен выход на кровлю(Специальные технические условия п.13.2, Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2);

14 - открытые эскалаторные пространства, объединяющие этажи с 1 по 5 этаж не защищены по периметру стационарными противодымными экранами из негорючих материалов между 4-м и 5-м этажами с южной и северной сторон ( Специальные технические условия п.5.10, Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2);

15 - с восточной стороны здания проезд для пожарных автомобилей используется под временную стоянку автотранспорта (Специальные технические условия п.4.2, Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2);

16-20, 23 - в незадымляемой лестничной клетке типа Н2, расположенной с восточной стороны ТРК «Агат»: на лестничных площадках 4 и 5 этажей имеются перепады высот и выступы, допущена открытая прокладка электрических кабелей и проводов, приборы отопления, трубопроводы (стояки) системы водяного отопления, размещены открыто, т.е. не во встроенных шкафах из негорючих материалов; в незадымляемой лестничной клетке типа Н2, расположенной с западной стороны ТРК «Агат»: приборы отопления, трубопроводы (стояки) системы водяного отопления, водоснабжения, размещены открыто, т.е. не во встроенных шкафах из негорючих материалов, на площадках 5 этажа и перед выходом на кровлю имеются перепады высот и выступы; в лестничной клетке, расположенной с южной стороны ТРК «Агат» на площадках всех этажей имеются перепады высот и выступы (Специальные технические условия п. 1.4; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4, п. 4.4.4);

21 - ширина лестничных маршей незадымляемой лестничной клетки типа Н2, расположенной с западной стороны ТРК «Агат», составляет 1,22 м, при требуемой не менее 1,35 м (Специальные технические условия п.1.4; СП 1.13130.2009 п. 7.1.5);

22 - в незадымляемой лестничной клетке типа Н2, расположенной с западной стороны ТРК «Агат», на 2 этаже отсутствует дверь, отделяющая лестничную клетку от коридора (Специальные технические условия п. 1.4; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7);

24-25 - в лестничной клетке, расположенной с южной стороны ТРК «Агат», допущена открытая прокладка электрических кабелей и проводов, в объеме незадымляемой лестничной клетки, расположенной с южной стороны ТРК «Агат» расположено помещение для охраны (в настоящее время не используется) (Специальные технические условия п.1.4; СП 1.13130.2009 п. 4.4.4);

26 - помещения здания ТРК «Агат» не обеспечено огнетушителями по нормам согласно пунктам 468, 474 ППР в РФ ( п.70 ППР в РФ);

27 - доступ к некоторым огнетушителям, размещенным в пожарных шкафах (открывание которых предусмотрено ключом) ограничен в связи с отсутствием ключей от шкафа (Специальные технические условия п. 1.4; СП 9.13130.2009 п. 4.2.1);

28 - снаружи здания с восточной стороны в месте размещения соединительных головок с расчетом подключения одновременно не менее двух пожарных автомобилей отсутствуют световые указатели и пиктограммы (Специальные технические условия п.8.8, Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2);

29 - помещение насосной станции не оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста (ЦПУ СПЗ) (Специальные технические условия п.1.4; СП 5.13130.2009 п.5.10.14);

30 - не обеспечена очистка прилегающей к зданию ТРК территории с западной стороны, в том числе в пределах противопожарных расстояний, от горючих отходов, мусора, тары (ППР в РФ п. 77);

31 - противопожарное расстояние между зданиями ТРК «Агат» и Административно-производственным корпусом часового завода используется для складирования строительных и др. материалов, оборудования, тары (ППР в РФ п. 74);

32 - противопожарное расстояние от здания ТРК «Агат» при принятой 2 степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности С0 до административно-производственного корпуса часового завода составляет 6,6 м, при требуемой не менее 10 м (Специальные технические условия п. 1.4; СП 4.13130 п.4.3 табл. 1);

33 - не обеспечено наличие в помещении пожарного поста (ЦПУ СПЗ) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты (ППР в РФ п.64);

34 - в помещении пожарного поста (ЦПУ СПЗ) не предусмотрена световая и звуковая сигнализация о возникновении пожара или срабатывании установки с расшифровкой по помещениям (Специальные технические условия п. 1.4; СП 5.13130.2009 п. 12.2.1);

35 - на пятом этаже здания отсутствует аварийное освещение (Специальные технические условия п.7.1; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст. 78 ч.2);

36, 37 - противопожарные двери тамбур-шлюза (№7 по техпаспорту, цокольный этаж) не имеют устройства для самозакрывания; не все противопожарные двери помещений вентиляционных камер, электрощитовых, кладовых, иных помещений, установленные в противопожарных преградах оборудованы устройствами для самозакрывания (Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ ст.88 ч.8);

38 - расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерных оросителей автоматической установки пожаротушения до плоскости перекрытия (покрытия) больше 0,40 м (Специальные технические условия п.1.4; СП 5.13130.2009 п.5.2.12);

39 - направление движения к пожарным гидрантам, являющихся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (ППР в РФ п. 55);

40 - помещение насосной станции не обеспечено схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На задвижках и насосных пожарных агрегатах отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (ППР в РФ п. 58);

41 - форма журнала учета проведения инструктажей по пожарной безопасности не соответствует требуемой (отсутствует графа «дата»). 15.03.2018 года с сотрудниками проведен «вторичный» инструктаж, вид которого не предусмотрен нормами. Не все графы журнала мерам пожарной безопасности заполняются должным образом (Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» п. 10);

42 - освещение 5 этажа выполнено временными электрическими сетями, при этом электропровода и кабели имеют видимые нарушения изоляции, светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ППР в РФ п.42а, б, з);

43-45, 49, 54, 58 - в помещении ресторана, расположенного в южной части 4 этажа, отделка стен и потолка выполнена с применением материалов (обои, панели МДФ, материал на древесной основе) класс пожарной опасности которых КМЗ и КМ5 соответственно; в части 4 этажа, где размещен боулинг, покрытие пола выполнено материалом (ламинат) с неопределенными свойствами пожарной опасности, документы подтверждающие показатели пожарной опасности не предоставлены; на 4 этаже на площади около 280 кв.м размещается детская игровая зона отделка перегородок которой выполнено материалами с классом пожарной опасности КМ4 (сертификат соответствия НСОПБ.GB.ПP089/3.H.00356); в торговом зале (№2 по техпаспорту 2 этаж) отделка стен выполнена с применением материала (баннерная ткань) класс пожарной опасности которого КМ4 (запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ1); в лестничной клетке (№ 31 по техпаспорту 1 этаж) под лестничной площадкой и в тамбуре отделка стен частично выполнена материалом (утеплителем) с неопределенными свойствами пожарной опасности, документы подтверждающие показатели пожарной опасности не предоставлены; в торговом зале магазина «Магнит» в цокольном этаже отделка стен выполнена материалом (обои) с неопределенными свойствами пожарной опасности. В представленном сертификате соответствия № РОСС DE.ПЩ01.Н04696 не содержится сведений о свойствах пожарной опасности (Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-Ф3 ст. 134 ч. 1,2,3,6, ст. 145 ч.4 табл.28, 29);

46 - ограждающие конструкции детской игровой зоны, расположенной на 4 этаже, не обеспечивают свободную безопасную эвакуацию людей (ППР в РФ п. 33);

47, 52 - ширина двери эвакуационного выхода из коридора (№11 по техпаспорту, 3 этаж) составляет 0,67 м; ширина двери эвакуационного выхода из венткамеры (№20 по техпаспорту, 1 этаж) составляет 0,67 м при требуемой не менее 0,8 м (Специальные технические условия п. 1.4; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5);

48 - в административном помещении (№12 по техпаспорту, 3 этаж) не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в месте пересечения противопожарной преграды (перекрытия) инженерными коммуникациями (ППР в РФ п.22);

50, 53, 57 - в торговом зале 2 этажа площадью около 1 500 кв.м (№30 по техпаспорту, 2 этаж), в торговом зале 1 этажа площадью около 1 400 кв.м., в торговом зале цокольного этажа, площадью около 1 030 кв.м не обеспечена ширина основных эвакуационных проходов, в т.ч. к лестничным клеткам и эвакуационным выходам не менее 2,5 м (Специальные технические условия п. 1.4; СП 1.13130.2009 п. 7.2.4);

51 - помещение складского назначения, расположенное в юго-восточной части 2 этажа не выделено противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-Ф3 ст. 88; СП 4.13130.2013 п.5.5.2);

55 - в торговом зале Fix Price площадью около 300 кв.м отсутствует второй эвакуационный выход соответствующий требованиям (Специальные технические условия п.6.4);

56 - на пути эвакуации к эвакуационному выходу в лестничную клетку (№16 по техпаспорту, цокольный этаж) размещен торговый (мясной) отдел, препятствующий свободной эвакуации людей (ППР в РФ п.33, п. 36 а, б), за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

С протоколом об административном правонарушении Шох Д.В. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ему разъяснены, копия протокола вручена в тот же день. В пояснении к протоколу указал: «ведутся работы по устранению нарушений».

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

Согласно ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров (далее – Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту «Правила противопожарного режима в РФ», ППР в РФ).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Согласно п. 33 ППР в РФ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктом 35 ППР в РФ предусматривает обеспечение возможности свободного открывания запоров на дверях эвакуационных выходов изнутри без ключа. Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств; размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов (п. 36а, б ППР в РФ). Данные требования согласуются с п. 4.2.7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, согласно которому двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, кроме дверей, ведущих непосредственно наружу.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 43 ППР в РФ), требования к установке которых предусмотрены п. 5.4, 5.5 Свода правил СП 3.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

Согласно п. 7 ППР в РФ на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре, требования к которым предусмотрены ГОСТ Р 12.2143-2009.

В соответствии с п. 20 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктом 12 ППР в РФ предусмотрено на объекте защиты с массовым пребыванием людей обеспечение руководителем организации наличия инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведения не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты.

На объектах защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (п. 38 ППР в РФ).

Согласно ч. 2 ст. 78 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

П. 61 ППР в РФ предусматривает, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Согласно п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. П. 4.4.4 предусматривает, что внутри незадымляемых лестничных клеток допускается предусматривать только приборы отопления, трубопроводы (стояки) (из негорючих материалов) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления, размещенные во встроенных шкафах из негорючих материалов.

Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, 1,35 м - для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел (п.7.1.5 СП 1.13130.2009).

Согласно п. 70 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 ППР в РФ и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Пункт 4.2.1 Свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» предусматривает требования к расположению огнетушителей, так они должны быть видны и легкодоступны в случае пожара.

Согласно п. 5.10.14 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» СП 5.13130.2009 помещение насосной станции должно быть оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста. В помещении пожарного поста должна быть предусмотрена световая и звуковая сигнализация о возникновении пожара или срабатывании установки с расшифровкой по помещениям (п. 12.2.1). Расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) должно быть в пределах (0,08 до 0,30) м, допускается увеличение расстояния до 0,40 м (п.5.2.12).

Статьей 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания (ч. 8).

Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары (п. 74 ППР в РФ). Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п.77 ППР в РФ).

Согласно п. 64 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты. Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (п. 22 ППР в РФ).

Пунктом 4.3 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарное расстояние между общественным зданием и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности предусмотрено 10 м. 5.5.2. Размещаемые на объектах классов Ф3.1 и Ф3.2 помещения складского назначения выделяются противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (п. 5.5.2)

Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 55 ППР в РФ). Руководитель организации обеспечивает помещения насосных станций схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате должна быть табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (п. 58 ППР в РФ).

Согласно п. 42 ППР в РФ запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.

П. 10 Приказа № 645 от 12 декабря 2007 г. «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» предусматривает форму журнала учета инструктажей.

Статьей 134 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года предусмотрены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях, в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов. В соответствии с ч. 4 ст. 145 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются № 123-ФЗ и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.

П. 4.2.5 СП 1.13130.2009 - ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2,5 м - при торговой площади св. 400 кв. м (п. 7.2.4)

Таким образом, нарушения, указанные в акте проверки, имели место на момент проверки Общества государственным инспектором.

Статья 37 Федерального закона № 69-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности, руководители которых в том числе осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно представленным материалам дела ООО «ПиЭМ» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Согласно копии решения единственного участника Шох Д.В. ДД.ММ.ГГГГ избран директором ООО «ПиЭМ».

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ПиЭМ» является лицом, ответственным за надлежащее противопожарное состояние принадлежащего ему объекта защиты.

Вывод главного государственного инспектора о доказанности вины ООО «ПиЭМ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Каких-либо противоречий в выводах должностного лица не имеется, при этом все выводы мотивированы и убедительно изложены в постановлении и не вызывают сомнений в их правильности.

При этом судья полагает, что проверка, проведенная на основании распоряжения зам. начальника ОНДиПР № 1 от 19 апреля 2018 года в отношении объекта защиты, эксплуатируемого ООО «ПиЭМ» по адресу: ул. им. В.И. Ленина, д. 2 в г. Златоусте является законной и обоснованной, проведенной с соблюдением требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения Обществом обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше, данные нарушения им не опровергнуты, устранение их входит в обязанности ООО «ПиЭМ», и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена.

Привлечение ООО «ПиЭМ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих Обществу выполнить установленные законом обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, не установлено.

Устранение выявленных в ходе проведенной проверки части нарушений не является основанием для отмены постановления, поскольку на момент проверки данные нарушения имели место.

Судья не усматривает оснований для прекращения производства по делу.

Кроме того, привлечение заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, имевших место и выявленных государственным инспектором при проверке Общества, не зависит от наступления неблагоприятных последствий, при этом достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в сфере пожарной безопасности считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушения пожарной безопасности, имеющие место в здании учреждения здравоохранения - объекта с ежедневным пребыванием массового числа людей, создают угрозу их жизни и здоровью, в том числе и персонала, в случае возникновения пожарной ситуации.

Судья считает вину юридического лица в совершенном правонарушении доказанной. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода судьи о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При назначении административного наказания должностным лицом учтены характер административного правонарушения, степень его общественной опасности, наличие возможности у ООО «ПиЭМ» соблюдения требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях, расположенных по адресу: г. Златоуст, ул. им. В.И. Ленина, 2, невыполнение требований пожарной безопасности при наличии у него возможностей и отсутствия каких-либо препятствий, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также смягчающее обстоятельство - ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, принятие мер по устранению нарушений.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Однако судья полагает, что наказание, назначенное юридическому лицу по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежит снижению, в связи с чем считает необходимым изменить постановление от 17 мая 2018 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора ОНДиПР № 1 по пожарному надзору ФИО4, в части назначенного наказания на основании следующего.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что ООО «ПиЭМ» назначен минимальный размер штрафа в размере 150 000 рублей, выявленные административным органом нарушения пожарной безопасности по большей части устранены, для устранения оставшихся нарушений требуется финансирование, суд считает возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного штрафа по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ до 75 000 рублей.

При рассмотрении дела каких-либо иных оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении судьей не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 по пожарному надзору ФИО4 от 17 мая 2018 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ПиЭМ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизив размер ранее назначенного юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО «ПиЭМ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.

СУДЬЯ: