ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-170/2021 от 21.07.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-170/2021

Дело № 72-241/2021

РЕШЕНИЕ

г. Курган 21 июля 2021 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 5 апреля 2021 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 2 июня 2021 г., вынесенные в его отношении, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 5 апреля 2021 г. Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее – ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 2 июня 2021 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд законный представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области ФИО1 выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, указывая на отсутствие состава административного правонарушения. Приводит доводы о том, что у Учреждения имеется разработанный годовой проект образования отходов и лимитов на их размещение. Указывает, что сотрудники ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области не обладают специальными знаниями в природоохранной области, в связи с чем для составления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение было привлечено ООО «ЭкоПартнер», которое подготовило указанный проект сроком по 28 мая 2022 г. Считает, что судья не учел, что золошлаковая смесь относится к V классу опасности отходов – практически неопасные отходы и может использоваться Учреждением в весенне-летний период для отсыпки пешеходных дорожек, дорог для движения автотранспорта; в законодательстве отсутствуют нормы, требующие подтверждения классности опасности. Обращает внимание, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области ежегодно подготавливает отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Производственной площадке ИК-6, осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При рассмотрении жалобы представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области ФИО2 ее доводы поддержала.

Заслушав явившееся лицо, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как следует из материалов дела, 16 марта 2021 г. по результатам плановой выездной проверки ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области по месту его нахождения, проведенной на основании приказа Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 3 февраля 2021 г. № 180, установлено, что в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержатся недостоверные сведения, а именно отсутствует отход – золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная.

Также в рамках плановой проверки установлено, что в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области разработаны годовые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для 30 видов отходов. Управлением Росприроднадзора по Курганской области выдан Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с регистрационным номером 08/1503 от 29 мая 2017 г. Период действия документа с 29 мая 2017 г. по 28 мая 2022 г. В результате деятельности учреждения образуется 30 видов отходов I - V классов опасности для окружающей среды, в том числе: I класса опасности - 1 наименование, II класса опасности - 1 наименование, III класса опасности - 2 наименования, IV класса опасности - 11 наименований, V класса опасности - 15 наименований. Годовые нормативы образования отходов утверждены для 30 видов отходов в количестве 1140,5900 тонн, лимит на размещение отходов утвержден Управлением Росприроднадзора по Курганской области для 16 видов отходов в количестве 2745,710 тонн.

В ходе осмотра территории Учреждения выявлено образование данного вида отхода при работе котельной. На территории учреждения оборудована площадка для накопления золошлаковой смеси от сжигания углей.

ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области разработан и утвержден паспорт отхода золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная, код 61140001204.

В рамках плановой проверки экспертной организацией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области проведен отбор проб отходов производства и потребления: золошлаковая смесь от сжигания углей. По результатам количественного химического анализа и биотестирования пробы установлено, что золошлаковая смесь от сжигания углей соответствует IV классу опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду на основании Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Неправомерное искажение информации, содержащейся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – не рассчитан норматив образования отхода – золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная, относящийся к IV классу опасности, послужило основанием для привлечения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области к административной ответственности по 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 24 марта 2021 г.; актом проверки № 182 от 16 марта 2021 г.; проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) Учреждения; результатами экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области от 11 марта 2021 г., и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем доказательств того, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области были приняты все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, в материалах дела не содержится.

Ежегодная подготовка отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не свидетельствует об отсутствии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что золошлаковая смесь относится к V классу опасности отходов, ничем не подтверждены.

Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона указанного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области в соответствии с санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является минимальным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 5 апреля 2021 г., решение судьи Кетовского районного суда Курганской области от 2 июня 2021 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков