ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1713/19 от 12.11.2019 Благовещенского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0004-01-2019-011852-54

производство №12-1713/2019

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы на постановление

по делу об административном правонарушении

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,

при секретаре Гринченко Я.А.,

с участием защитника Божановой К.Г., представителя УФК по Амурской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 - Божановой К.Г. на постановление №23-19-20/2019-193 от 25 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением №23-19-20/2019-193 от 25 сентября 2019 г. министр экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО2 – Божанова К.Г. обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просила отменить оспариваемое постановление. В обоснование жалобы заявитель указала, что субъекты рассматриваемого правонарушения являются специальными субъектами бюджетных правоотношений, понятие которых раскрывается в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Так, финансовые органы - это Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ. В оспариваемом постановлении УФК по Амурской области ссылается на Закон Амурской области от 13.12.2017 № 158-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам видов расходов классификации расходов областного бюджета), согласно которого Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области является главным распорядителем бюджетных средств государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014-2020 годы». Однако, согласно Закона об областном бюджете Министерство является главным распорядителем бюджетных средств в части реализации мероприятий подпрограммы "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Амурской области" государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014-2020 годы» (ГРБС 936, ЦСР 0800000000). Тогда как, в соответствии с ведомственной структурой расходов, утвержденной Законом Амурской области об областном бюджете и постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области» главными распорядителями бюджетных средств реализации мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - План развития), на цели финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, являются: - министерство здравоохранения области (ГРБС 918, ЦСР 0810512240, 0810555050); - министерство образования и науки области (ГРБС 914, ЦСР 0810512240, 0810555050); - министерство транспорта и строительства области (ГРБС 937, ЦСР 0810512240, 0810555050), что подтверждается выписками из Закона Амурской области об областном бюджете. Получатели бюджетных средств - средств иного межбюджетного трансферта по мероприятиям Плана развития закреплены: распоряжением Правительства области от 09.07.2018 № 325 «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 2018 - 2020 годах»; договором о финансировании и организации строительства объектов государственной собственности Амурской области, проведении мероприятий по реализации государственных программ; соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами получателями средств иного межбюджетного трансферта являются: ГКУ Амурской области «Строитель», администрация г.Свободного, администрация г.Благовещенска, ГБУЗ АО «Свободненская больница», ГБУЗ АО «Свободненская поликлиника, ГПОАУ Амурской области «Амурский технический колледж, ГПОАУ Амурской области «Благовещенский политехнический колледж». Вместе с тем, согласно Приказа Минэкономразвития Амурской области от 16.05.2018 №52-Пр «О внесении изменений в приказ от 26.12.2016 №100-Пр» на Министерство возложены полномочия главного администратора доходов при реализации мероприятий Плана развития. В течение 2018 года средства на выполнение мероприятий по реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области» поступали на лицевой счет для учета операций открытый Министерству Российской Федерации по развитию дальнего Востока в УФК по Амурской области. В своем постановлении о назначении административного наказания от 25.09.2019 УФК по Амурской области указывает, что в течение 2018 года согласно писем министерства финансов Амурской области Министерству доведены лишь сведения о том, что в соответствии с приказом Федерального казначейства от 30.11.2017 № 32н «О порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя субъекта федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) бюджету субъекта РФ (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющие целевое назначение» на лицевой счет учета операций по переданным полномочиям № 14231000380, открытый Министерству Российской Федерации по развитию дальнего Востока в УФК по Амурской области, доведены показатели по предельным объемам финансирования согласно расходным расписаниям. На основании вышеизложенного, Министерство не является финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты и соответственно, не является субъектом правонарушения, установленного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования). Порядок, цели и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий Плана развития утверждены: постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 № 254, устанавливающим Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа; постановлением Правительства Амурской области от 09.07.2018 № 324, устанавливающим Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Согласно вышеуказанных Правил, условием предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие в Плане развития мероприятий, включение которых одобрено на заседании подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В соответствии с Правилами №№ 254, 324 порядок предоставления иного межбюджетного трансферта определяет взаимодействие с Федеральным казначейством Амурской области, сроки перечисления и санкционирования Федеральным казначейством оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств. Представление отчета о расходах бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются иные межбюджетные трансферты не является условием предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов и не относится к порядку их предоставления (расходования), в связи с чем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ отсутствует. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ отсутствует.

Срок обжалования постановления, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, заявителем не пропущен.

В судебном заседании защитник Божанова К.Г. поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Представитель УФК по Амурской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований жалобы, в обоснование возражений указала, что предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты. Полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством. В соответствии со ст. 132.1 БК РФ (в редакции, действующей в период спорных отношений) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты. Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации. Доводы жалобы о том, что министр экономического развития и внешних связей области является ненадлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, несостоятелен, поскольку он является должностным лицом исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, представляющего в данном случае Амурскую область, которой предоставлен иной межбюджетный трансферт на цели, связанные с выполнением государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 308 (в редакции от 31.08.2018) утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445 утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области» (далее - Программа № 445). Координатором Программы № 445 является министерство экономического развития и внешних связей Амурской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 № 254 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» (далее - Правила № 254). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами № 254 и Распоряжением от 16.06.2018 № 1194-р между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - Минвостокразвития России) и Правительством Амурской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» бюджету Амурской области из федерального бюджета от 05.07.2018 № 350-17-2018-006. Пунктом 6.1.1 Соглашения от 05.07.2018 № 350-17-2018-006 (с изменениями) установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минвостокразвития России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения от 05.07.2018 № 350-17-2018-006 и представление отчетности, является министерство экономического развития и внешних связей Амурской области. В соответствии с пунктом 16 Правил № 254 (в редакции, действующей на момент совершения нарушения) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, отчет о достижении значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и отчет об осуществлении расходов, подписанные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Пунктом 4.3.6.3 Соглашения от 05.07.2018 № 350-17-2018-006 предусмотрено обязательство Субъекта, от имени которого выступает Министерство, представлять в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, подписанный высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), в том числе, отчет о расходах бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению № 3 к Соглашению от 05.07.2018 № 350-17-2018-006, ежеквартально не позднее 3 рабочего дня месяца, следующего за отчётным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт. Проверкой установлено, что отчет о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт по состоянию на 01.10.2018 в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт не направлялся. В результате Министерством не соблюдены обязательства по предоставлению отчета о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий ежеквартально, не позднее 3 рабочего дня месяца, следующего за отчётным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт, предусмотренные Правилами № 254 (приложение № 3) и Соглашением от 05.07.2018 № 350-17-2018-006. Из пункта 1 Правил № 254 следует, что настоящий Порядок определяет цели и условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Согласно пункту 12 Правил № 254 (в редакции, действующей на момент совершения нарушения) предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и высшими должностными лицами субъектов РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ) в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов РФ. В соответствии с пунктом 13 Правил № 254 Соглашения заключаются в соответствии с распределением иных межбюджетных трансфертов, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) и (или) принятыми в соответствии с ним актами Правительства РФ. Поскольку пунктом 16 Правил № 254 предусмотрена обязанность высшего должностного лица субъектов Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ) представлять соответствующие отчеты в установленный указанными положениями срок, то нарушение данного обязательства свидетельствует о несоблюдении порядка предоставления межбюджетных трансфертов. Представление отчетности направлено на осуществление контроля за осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления иного межбюджетного трансферта. Также, следует обратить внимание, что во исполнение пункта 16 Правил № 254, пункта 4.3.6.3 Соглашения от 05.07.2018 № 350-17-2018-006 Министерством направлялись отчеты о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются иные межбюджетные трансферты. Кроме того, доводы, изложенные в жалобе, были приведены при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении. На основании изложенного, постановление о назначении административного наказания от 25.09.2019 № 23-19-20/2019-193, в отношении ФИО2 вынесено законно и обоснованно.

В судебное заседание не явилась привлекаемое лицо ФИО2, уведомлённая надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не представила.

Выслушав пояснения присутствующих лиц, проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Управлением Федерального казначейства по Амурской области с 29.04.2019 по 29.08.2019 на основании приказа Управления Федерального казначейства по Амурской области от 24.04.2019 № 148 «О назначении плановой выездной проверки в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области», в соответствии с пунктом 11 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Амурской области в финансово-бюджетной сфере на 2019 год проведена выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области за период 2018 год — истекший период 2019 года, по результатам которой установлено нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

По результатам проведенной выездной проверки составлен акт от 23.08.2019 года, в котором отражены выявленные нарушения.

Проверкой установлено, что отчет о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт по состоянию на 01.10.2018 года в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт не направлялся.

В результате Министерством не соблюдены обязательства по предоставлению отчета о расходах, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий ежеквартально, не позднее 3 рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт, предусмотренные Правилами № 254 и Соглашением от 05.07.2018 года № 350-17-2018-006.

Не согласившись с вынесенным постановлением УФК по Амурской области от 25.09.2019 г., заявитель обратилась в Благовещенский городской суд с рассматриваемой жалобой.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 130 БК РФ предусмотрены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 307-ФЗ).

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.

Полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты, осуществляются территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

В соответствии со ст. 132.1 БК РФ (в редакции, действующей в период спорных отношений) в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 308 (в редакции от 31.08.2018 года) утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 445 утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области» (Программа № 445).

Координатором же Программы № 445 является министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2018 года № 254 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» (Правила № 254).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами № 254 и Распоряжением от 16.06.2018 № 1194-р между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Правительством Амурской области (Субъект) заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» бюджету Амурской области из федерального бюджета от 05.07.2018 № 350-17-2018-006.

Пунктом 6.1.1 Соглашения от 05.07.2018 года № 350-17-2018-006 (с изменениями) установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минвостокразвития России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения от 05.07.2018 № 350-17-2018-006 и представление отчетности, является министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 254 (в редакции, действующей на момент совершения нарушения) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, отчет о достижении значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и отчет об осуществлении расходов, подписанные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 4.3.6.3 Соглашения от 05.07.2018 № 350-17-2018-006 предусмотрено обязательство Субъекта, от имени которого выступает Министерство, представлять в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, подписанный высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), в том числе, отчет о расходах бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению № 3 к Соглашению от 05.07.2018 № 350-17-2018-006, ежеквартально не позднее 3 рабочего дня месяца, следующего за отчётным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт.

Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения нарушения) межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации:

- в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

- в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения);

- в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

- в случаях, установленных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период).

Из пункта 1 Правил № 254 следует, что настоящий Порядок определяет цели и условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Согласно пункту 12 Правил № 254 (в редакции, действующей на момент совершения нарушения) предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации) в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашение), которое должно содержать следующую информацию:

а) объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;

б) размер предоставляемого иного межбюджетного трансферта, порядок и условия его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации;

в) значения показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению;

г) сроки и форма направления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;

д) порядок осуществления контроля за выполнением субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением;

е) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения со стороны субъекта Российской Федерации и представление отчетности, предусмотренной соглашением в соответствии с настоящими Правилами;

ж) иные условия в соответствии с Правилами.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 254 Соглашения заключаются в соответствии с распределением иных межбюджетных трансфертов, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) и (или) принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации.

Поскольку пунктом 16 Правил № 254 предусмотрена обязанность высшего должностного лица субъектов Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) представлять соответствующие отчеты в установленный указанными положениями срок, то нарушение данного обязательства свидетельствует о несоблюдении порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Представление отчетности направлено на осуществление контроля за осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт, и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления иного межбюджетного трансферта.

Законом Амурской области от 13.12.2017 года № 158-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам видов расходов классификации расходов областного бюджета) согласно приложению № 11 к закону (часть 2 статьи 9), согласно которой Министерство является главным распорядителем бюджетных средств государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 - 2020 годы».

В соответствии с пунктом 3.1.48 Положения от 17.05.2012 года № 203 Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 3.1.3 Положения от 05.10.2018 года № 236 Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Согласно пункту 1.1 Положения от 05.10.2018 года № 236 Министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сферах социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики Амурской области, в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, в сферах международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, развития малого и среднего предпринимательства, туризма и потребительского рынка Амурской области, координирует деятельность других исполнительных органов государственной власти Амурской области в этих сферах. При этом, одной из его задач, в соответствии с пунктом 2.1 Положения от 05.10.2018 № 236, является комплексный анализ и прогнозирование социально-экономического развития Амурской области, разработка стратегий и программ развития Амурской области на перспективу, определение приоритетов и реализация государственной социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики. То есть, именно то направление, на реализацию которого были предоставлены из федерального бюджета иные межбюджетные трансферты, связанные с выполнением государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

На лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств 14231000380, открытый Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в УФК по Амурской области расходном расписанием от 26.06.2018 № 0000-00000051 доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 350140334Д0455050540 на 2018 год в размере 1 501 460 000,00 рублей, на 2019 год - 2 354 690 000,00 рублей, на 2020 год - 2 229 180 000,00 рублей.

В течение 2018 года, согласно представленных к проверке писем министерства финансов Амурской области от 05.07.2018 года № ОЗ-и-11/3698, от 02.08.2018 года № ОЗ-и-11/4199, от 17.08.2018 года № ОЗ-и-11/4532, от 20.08.2018 года № ОЗ-и-11/4548, от 24.08.2018 года № ОЗ-и-11/4662, от 27.08.2018 года № ОЗ-и-11/4689, от 28.08.2018 года № ОЗ-и-11/4709, от 31.08.2018 года № ОЗ-и-11/4785, от 11.09.2018 года № ОЗ-и-11/4996, от 24.09.2018 года № ОЗ-и-11/5239, от 29.10.2018 года № ОЗ-и-11/5856 министерством финансов Амурской области Министерству доведены сведения о том, что в соответствии с приказом Федерального казначейства от 30.11.2017 года № 32н «О порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) бюджету субъекта РФ (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение» на лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям № 14231000380, открытый Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в УФК по Амурской области, доведены показатели по предельным объемам финансирования согласно расходным расписаниям на общую сумму 730 187 000,00 рублей.

В соответствии с письмом Федерального казначейства от 19.12.2018 года № 07-04-05/03-24607 «О проведении кассовых выплат в декабре 2018 года в условиях отсутствия утвержденных ПОФР» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2015 года № 204н «О порядке утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации» утверждение предельных объемов финансирования на декабрь текущего финансового года не предусмотрено.

Сводная информация по подкреплению счетов на предоставление из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» бюджету Амурской области из федерального бюджета приведена в приложении № 5 к акту выездной проверки.

При этом, средства федерального бюджета на иной межбюджетный трансферт поступили в июле 2018 года на общую сумму 82 187 000,00 рублей платежными поручениями от 25.07.2018 года № 871963 на сумму 12 874 605,95 рублей, от 26.07.2018 года № 875014 на сумму 2 432 606,90 рублей, от 27.07.2018 года № 880275 на сумму 37 849 560,00 рублей, от 30.07.2018 года № 886108 на сумму 29 030 227,15 рублей.

Распоряжением губернатора Амурской области от 21.06.2018 года № 346-лс «О назначении ФИО2» с 21.06.2018 года ФИО2 назначена на должность министра экономического развития области.

Распоряжением губернатора Амурской области от 05.10.2018 года № 569-лс «О назначении ФИО2» с 08.10.2018 года ФИО2 назначена на должность министра экономического развития и внешних связей области.

В силу своих должностных обязанностей ФИО2, являясь министром экономического развития и внешних связей области, обязана была обеспечить своевременное представление отчета о расходах бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляются иные межбюджетные трансферты.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП ФИО2 является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Постановлением губернатора Амурской области от 17.05.2012 года № 203 утверждено положение о министерстве экономического развития Амурской области. Согласно пункту 4.5.1 раздела 4 Положения от 17.05.2012 года № 203 министр осуществляет общее руководство министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление его полномочий.

В соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 01.08.2018 года № 184 «О структуре исполнительных органов власти Амурской области» министерство экономического развития Амурской области преобразовано в министерство экономического развития и внешних связей Амурской области путем присоединения к нему министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, в связи с чем, постановление губернатора Амурской области от 17.05.2012 года № 203 «Об утверждении положения о министерстве экономического развития Амурской области» утратило силу.

Постановлением губернатора Амурской области от 05.10.2018 года № 236 утверждено положение о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области. Согласно пункту 4.5.1 раздела 4 Положения от 05.10.2018 года № 236 министр осуществляет общее руководство министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление его полномочий.

Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам жалобы, действия ФИО2 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО2 согласно санкции ч. 3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшегося по делу акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление №23-19-20/2019-193 от 25 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 оставить без изменения, а жалобу защитника министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 -Божановой К.Г. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Н.З. Кургунова