Дело № 12-1715/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 30 ноября 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» (ООО «ГЭС розница») на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 № 34/6-48-20-ИЗ/12-8383-И/33-13 от 08 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница», предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
с участием представителя ООО «ГЭС розница» ФИО2, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 № 34/6-48-20-ИЗ/12-8383-И/33-13 от 08.09.2020 года, ООО «ГЭС розница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, представителем ООО «ГЭС розница» ФИО2 подана жалоба, в которой просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что постановление вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене в связи с неверной квалификацией нарушений, выявленных в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности в отношении фактов, установленных протоколом № 34/6-48-20-ИЗ/12-8077-И/33-13 об административном правонарушении от 25.08.2020: ботинки кожаные с жестким подноском являются средством индивидуальной защиты ног (обувь) от общих производственных загрязнений (п. 51. Приложения № 4 ТР ТС 019/2011) и относятся к 1 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, при этом под средствами индивидуальной защиты в части 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. С учётом изложенного отсутствие указанных средств индивидуальной защиты у старшего менеджера по продаже ГСМ АЗС № 277 ФИО следует квалифицировать в качестве нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях; старшему менеджеру по продаже ГСМ АЗС № 277 ФИО в рамках его трудовой деятельности выданы перчатки, утепленные «Торро». В карточку учета выдачи СИЗ не внесены. Выдача оформлена Ведомостью выдачи Перчаток с защитным покрытием, морозостойких с утепляющими вкладышами, выдача осуществлена 01.02.2020 года, 29.10.2019 года.
При этом, согласно п. 7. приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
В судебном заседании представитель ООО «ГЭС розница» ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на удовлетворении. Вместе с тем, в случае признания судом вынесенного ООО «ГЭС розница» наказания законным и обоснованным, рассмотреть возможность применения к санкциям, предусмотренным постановлением по делу об административном правонарушении от 08.09.2020 № 34/6-48-20-ИЭ/12-8383-И/33-13 положений, предусмотренных п. 3.2. ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц.
В судебном заседании главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 считает постановление законным и обоснованным, в связи с чем, просил оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав административный материал, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Как установлено в судебном заседании, и следует из представленных материалов дела, в период с 15.07.2020 по 30.07.2020 в ходе проведения расследования тяжелого несчастного случая, происшедшего 08.07.2020 года со старшим менеджером по продаже ГСМ ООО «ГЭС розница» ФИО, по запросу должностного лица Государственной инспекции труда в Волгоградской области работодателем был представлен комплект документов по данному работнику, а именно: выписка о проведенных инструктажах ФИО, должностная инструкция старшего менеджера по продажам ГСМ, личная карточка № 317-12- СИЗ учета выдачи средств индивидуальной защиты, личные карточки № 277/М/2 учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. «Перечень профессий (должностей) и нормы бесплатной выдачи работникам специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденный приказом от 17.10.2017 № 04-1567-17, «Перечень профессий (должностей) и нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденный приказом от 17.10.2017 № 04-1567-17, карта № 1636 специальной оценки условий труда и др.
В соответствии с актом проверки, в ходе изучения, выше перечисленных документов, было установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 221 ТК РФ, п. 4, п. 13 Межотраслевых правил обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н согласно личной карточки № 317-12-СИЗ учета выдачи средств индивидуальной защиты и «Перечня профессий (должностей) и нормы бесплатной выдачи работникам специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной зашиты», утвержденный приказом от 17.10.2017 № 04-1567-17 старший менеджер по продаже ГСМ ООО «ГЭС розница» ФИО не был обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты, которые отнесены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, таким как: ботинки кожаные с жестким подноском; перчатки шерстяные (вкладыши).
В отношении ООО «ГЭС розница» 25.08.2020 государственной инспекцией труда в Волгоградской области составлен протокол № 34/6-48-20-ИЗ/12-8077-И/33-13 об административном правонарушении.
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 № 34/6-48-20-ИЗ/12-8383-И/33-13 от 08.09.2020 года, ООО «ГЭС розница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 130 000 руб.
В силу ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Как установлено ст. 2 ТК РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, наряду с прочими, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Исходя из ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
В силу положений ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе, работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (статья 221 ТК РФ).
В соответствии с п. 4 приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Согласно п. 13 приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (ред. от 12.01.2015) «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.
Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.
Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно личной карточки № 317-12-СИЗ учета выдачи средств индивидуальной защиты старшего менеджера по продаже ГСМ ФИО и утвержденный «Перечень профессий (должностей) и нормы бесплатной выдачи работникам специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденный приказом от 17.10.2017 № 04-1567-17, где указано, что старший менеджер по продаже ГСМ ФИО должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, которые отнесены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику «перчатки шерстяные (вкладыши)».
Данных о том, что со стороны ООО «ГЭС розница» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований о предоставлении работникам СИЗ, до проведения проверки государственной инспекцией труда в Волгоградской области, суду не представлено.
Таким образом, судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно привлек ООО «ГЭС розница» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обжалуемое постановление мотивировано, вынесено уполномоченным на то лицом, в установленные законом сроки, квалификация содеянному дана верная.
При этом судья не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку согласно действующему законодательству, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, которых, с учетом фактических обстоятельств по делу, судом при рассмотрении жалобы заявителя не установлено.
Вместе с тем, суд не может согласиться с размером назначенного штрафа, поскольку он определен без учета обстоятельств дела, а также имущественного положения ООО «ГЭС розница».
Частью 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать общественно опасный характер совершённого им административного правонарушении, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 руб. назначено ООО «ГЭС розница» без учёта указанных требований.
В судебном заседании установлено, что ООО «ГЭС розница» ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось. Кроме того, считаю необходимым учесть, что несчастный случай произошел не при исполнении своих служебных обязанностей.
В связи с чем, нахожу наказание, назначенное постановлением № 34/6-48-20-ИЗ/12-8383-И/33-13 от 08.09.2020, несоразмерной тяжести совершенного правонарушения, что не отвечает целям административного наказания и не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, судья считает, что по делу имеются основания, предусмотренные ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть совокупность указанных обстоятельств является исключительной, и позволяет снизить юридическому лицу размер административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях до 65 000 руб., поскольку суд считает, что такое наказание в полной мере обеспечит достижение целей административной ответственности, указанных в ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 № 34/6-48-20-ИЗ/12-8383-И/33-13 от 08 сентября 2020 года, в соответствии с которым Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей – изменить в части размера назначенного наказания, снизив его до 65 000 (шестидесяти пяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья – Г.М. Рудых