Дело № 12-171/20
РЕШЕНИЕ
3 июня 2020 г. г. Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Капустина С.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора г. Рыбинска, Рыбинского и Пошехонского района Ярославской области по пожарному надзору от 27 марта 2020 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, директора государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области Рыбинский психоневрологический интернат, проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора г. Рыбинска, Рыбинского и Пошехонского района Ярославской области по пожарному надзору ФИО2 от 27 марта 2020 года № ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 6 000 руб.
Постановлением установлена вина ФИО1 в нарушении требований Федерального закона от 21.121994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № «О противопожарном режиме», приказа МЧС от 12.12.2007 № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», ГОСТа р. 12.2.143-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», а именно:
1. Представленная программа вводного противопожарного инструктажа разработана учреждением в противоречие регламентированных требований Приказа №, а именно продолжительность инструктажа не установлена в соответствии с утвержденной программой.
2. В нарушение п. 14 Приказа № содержание вопроса ответственности работников за соблюдение требований пожарной безопасности раскрыто не в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правил противопожарного режима (далее – ППР).
3. Вопреки требованиям п. 23 Приказа № проведение повторного противопожарного инструктажа не согласуется с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.
4. Запор на дверях эвакуационного выхода из помещения коридора (помещение № согласно экспликации к техническому паспорту № от 20.08.2003) непосредственно наружу не обеспечивает возможность свободного открывания ее изнутри, ключа, что противоречит п. 35 ППР.
5. В нарушение пп. «ж» п. 23 ППР допущено размещение предметов, препятствующих свободному доступу к первичным средствам пожаротушения, огнетушителю, размещенным на первом этаже в помещении приемной директора, в вестибюлях (помещения №№, 29 согласно экспликации), в столовой (помещение № согласно экспликации), к огнетушителю №, размещенному в коридоре на первом этаже (помещение № согласно экспликации) № «а», размещенному в коридоре на 2 этаже (помещение № согласно экспликации).
6. На корпусе огнетушителей, установленных на объектах защиты: в помещении приемной директора, в вестибюлях первого этажа (помещения №№, № согласно экспликации), в коридорах первого и второго этажа (помещения №№ согласно экспликации) отсутствуют порядковые номера, что является нарушением требований п. 475 ППР.
7. Вопреки требованиям п. 479 ППР руководителем не обеспечена исправность огнетушителя, размещенного в помещении коридора первого этажа (помещение № согласно экспликации), а именно: отсутствует раструб.
8. В нарушение пп. «к» п. 23 ППР под лестничным маршем первого этажа (помещения №№, № согласно экспликации) допущено хранение медицинского инвентаря (носилок).
9. Пожарный щит, размещенный в подвальном этаже главного корпуса (помещение № согласно экспликации), не оборудован инвентарем согласно приложению №, отсутствует емкость для хранения воды объемом 0,2 куб. метра.
10. Графическая часть плана эвакуации, размещенного в столовой (помещение № согласно экспликации) не соответствует требованиям ГОСТа Р 12.2.143-2009, по фактическому расположению: место его размещения не согласуется с требованиями п. 7 ППР, пп. «в» п. 6.2.3 ГОСТа Р 12.2.143-2009.
11. Используемые на объекте защиты переносные огнетушители для защиты помещений общественного назначения, производственного назначения категорий В1-В4 вопреки требованиям п.п. 463, 465 ППР, Приложений №№,№ к ППР не соответствуют требуемым огнетушителям по типу.
Так, для защиты помещений общественного назначения требуются огнетушители с рангом тушения модельного очага пожара: 2 А, 55 В, С, Е или 55 В, С, Е. Однако по факту размещены огнетушители с рангом тушения модельного очага пожара 34 В, С, Е марки ОУ-3, не предназначенные для тушения пожаров класса «А» и не соответствующие рангу тушения модельного очага пожара 55 В, С, Е для тушения пожаров класса «Е».
12. В помещениях складского и производственного назначения требуется размещение огнетушителей с рангом тушения модельного очага пожара: 4 А, 144 В, С, Е или 55 В, С, Е. Вместе с тем по факту размещены огнетушители с рангом тушения модельного очага пожара 34 В, С, Е марки ОУ-3, не предназначенные для тушения пожаров класса «А» и не соответствующие рангу тушения модельного очага пожара 55 В, С, Е для тушения пожаров класса «Е».
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просил отменить вынесенное постановление.
Мотивировал жалобу тем, что
1. Продолжительность проводимого инструктажа прописана в приложении к программе вводного противопожарного инструктажа.
2. Указание в постановлении на нарушение п. 14 Приказа № не имеет правового обоснования.
3. Указание в постановлении на нарушение п. 23 Приказа № не соответствует действительности, так как график корректируется с учетом отпусков, больничных.
4. Помещение № является кухней, где нет дверей эвакуационного выхода.
5. Указание в постановлении на нарушение пп. «ж» п. 23 Приказа № не соответствует действительности.
6. Порядковые номера проставлены в журнале учета огнетушителей. В п. 479 ППР не указано, где точно должен быть указан порядковый номер.
7. П. 479 ППР устанавливает требования к хранению огнетушителей в зимнее время.
8. В помещениях № нет лестничных маршей.
9. В помещении № нет пожарного щита.
10. Указание в постановлении на не соответствие графической части плана эвакуации не соответствует действительности.
11. Указание в постановлении на не соответствие переносных огнетушителей требуемым огнетушителям по типу не соответствует действительности. Так как помещения интерната подвержены различным типам пожаров, а, следовательно, и соответствующим типам первичных средств пожаротушения.
В хода рассмотрения жалобы было установлено, что государственный инспектор г. Рыбинска, Рыбинского и Пошехонского района Ярославской области по пожарному надзору, вынося оспариваемое постановление, руководствовался экспликацией к техническому паспорту от 20.08.2003 №, а ФИО1 при подготовке жалобы - экспликацией к техническому паспорту от 06.07.2017 (л.д. 84-85, 115-118, 139-155).
Поскольку при составлении техпаспорта от 06.07.2017 нумерация помещений была изменена, то путем наложения экспликаций в ходе рассмотрения дела было установлено, о каких помещениях идет речь (л.д. 113-114).
Государственный инспектор г. Рыбинска, Рыбинского и Пошехонского района Ярославской области по пожарному надзору ФИО2 вынесла определение от 1 июня 2020 г. об устранении описки, приведя номера помещений в соответствие с экспликацией к техническому паспорту от 06.07.2017 (л.д. 137).
В судебном заседании представители ФИО1 - по доверенностям ФИО3 и ФИО4 жалобу поддержали.
Представитель ФИО4, допрошенный в судебном заседании 26 мая 2020 г. в качестве свидетеля, в дальнейшем участвующий в качестве представителя, дополнительно объяснил, что при вынесении постановления должностное лицо не учло, что приказом директора ГБУ социального обслуживания Ярославской области Рыбинский психоневрологический интернат выполнение требований пожарной безопасности возложено на него, заместителя директора.
Должностное лицо при проведении проверки не требовало предоставить приложение к программе вводного противопожарного инструктажа.
Запор на дверях эвакуационного выхода из помещения коридора является фальшивым. Проживающие в интернате психически больные люди видят замок и не пытаются открыть дверь. Фактически дверь закрыта на щеколду, которая открывается без ключа.
Под лестничным маршем складированы носилки, состоящие из негорючего материала - металлические ручки и брезентовая основа. В палатах хранить носилки запрещено, в случае пожара их можно быстро достать из-под лестницы и эвакуировать лежачих больных с первого этажа.
Не согласен, что свободный доступ к огнетушителям отсутствует. Стулья не загораживают доступ к огнетушителю, наоборот, в случае пожара человек маленького роста может встать на стул и достать огнетушитель.
Пожарный щит, размещенный в подвальном этаже главного корпуса, не оборудован емкостью для хранения воды, так как в подвале нет горючих материалов.
Графическую часть плана эвакуации интернат перевесил по указанию инспектора пожнадзора.
Должностное лицо ФИО2 жалобу не признала, выводы, изложенные в постановлении, поддержала.
Прокурор в судебное заседание не явился, в судебном заседании 26 мая 2020 г. прокурор Холинова Н.А. позицию административного органа поддержала.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему:
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 20 «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В том числе проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 39 указанного Федерального закона, основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ директор государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области Рыбинский психоневрологический интернат является должностным лицом.
Его ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации установлена п. 23 трудового договора (л.д. 28 об.).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный орган правильно определил субъект данного правонарушения. Возложение ФИО1 выполнения требований пожарной безопасности возложено на своего заместителя ФИО4 и других подчиненных не освобождает его от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Рыбинску, Рыбинскому и Пошехонскому районам Ярославской области 3 марта 2020 г. проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в Российской Федерации в помещении Рыбинского психоневрологического интерната, расположенного по адресу: <адрес>.
Факт совершения директором интерната ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается документально, в том числе фототаблицами к материалам проверки. Должностное лицо ФИО2 сделала фото личным смартфоном. Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, заявили об отсутствии поверки смартфона, но изображения на фото не оспаривали, в связи с чем суд принимает таблицы в качестве доказательств по делу.
Нарушения, указанные в постановлении от 27 марта 2020 года № в абз. 7-10, 12-17 (п. п. 3-7, 8-12 вводной части настоящего решения), нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Так, проведение повторного противопожарного инструктажа не согласуется с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации. При составлении графика руководитель организации должен учитывать графики отпусков работников. Периоды нетрудоспособности отдельных работников являются непродолжительными, что требует корректировки графика в редких случаях (л.д. 180-201).
Запор на дверях коридора, если и является фальшивым, в случае пожара введет людей в заблуждение, что явится препятствием к их эвакуации (л.д. 51).
На представленных фотографиях видно, что в интернате допущено размещение предметов, препятствующих свободному доступу к первичным средствам пожаротушения и огнетушителям, а именно: стульями, журнальным столиком, тумбочками с цветами, ограждением лестницы (л.д. 50-52, 54).
На корпусе огнетушителей, установленных на объектах защиты, отсутствуют порядковые номера, что является нарушением требований п. 475 ППР. Действительно, п. 475 ППР не содержит указания, где должен быть указан порядковый номер огнетушителя. Согласно предоставленного журнала учета наличия, периодичности осмотра огнетушителей, номера у огнетушителей имеются в журнале (л.д. 157-179). Однако без номера на корпусе огнетушителя невозможно проверить их количество, периодичности и сроки перезарядки (п. 478 ППР).
Исправность огнетушителя, размещенного в помещении коридора первого этажа, действительно не обеспечена - раструб отсутствует (л.д. 54, 119).
Пожарный щит, размещенный в подвальном этаже главного корпуса, если он установлен, должен быть полностью оборудован, в том числе емкостью для хранения воды.
С требованием должностного лица об изменении места размещения графического плана эвакуации администрация интерната согласилась, план перемещен в соответствии с требованиями п. 7 ППР, пп. «в» п. 6.2.3 ГОСТа Р 12.2.143-2009.
Выводы должностного лица о не соответствии переносных огнетушителей требуемым огнетушителям по типу подтверждены Расчетом необходимого количества первичных средств пожаротушения для помещений ГБУ СО ЯО Рыбинский психоневрологический интернат и иными доказательствами не опровергнуты (л.д. 123-135).
Три нарушения суд исключает из описательно-мотивировочной части постановления по следующим основаниям:
В соответствии с п. 14 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 №, вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой. Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2 (п. 18).
Перечень вопросов и продолжительность вводного инструктажа утверждены руководителем организации 20 февраля 2018 г. (л.д. 203).
П. 2 приложения № к п. 14 Приказа № в примерный перечень вопросов включает вопрос «Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности». В перечне вопросов (п. 2) включена тема изучения обязанностей и ответственности работников по ст. 20.4 КоАП РФ и ст. 219 УК РФ (л.д. 203).
Подпункт «к» п. 23 ППР запрещает хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Медицинские носилки, изготовленные из металла и брезента, являются негорючей вещью. Запрета на хранение негорючих предметов указный пункт не содержит.
Таким образом, постановление подлежит изменению путем исключения из него указания на перечисленные нарушения.
Поскольку остальные нарушения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным не является, то в остальной части постановление остается без изменения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора г. Рыбинска, Рыбинского и Пошехонского района Ярославской области по пожарному надзору ФИО2 от 27 марта 2020 года № изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления указания на не установление продолжительности вводного противопожарного инструктажа; на не указание в программе содержания вопроса ответственности работников за соблюдение требований пожарной безопасности; на хранение под лестничным маршем первого этажа медицинского инвентаря (носилок).
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья