ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-171/2014 от 01.12.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 РЕШЕНИЕ

 г. Кызыл 01 декабря 2014 года

 Судья Верховного Суда Республики Тыва Болат-оол А.В., рассмотрев жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Котельная с. Хову-Аксы» на постановление судьи Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 30 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Котельная с. Хову-Аксы»,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва от 29 сентября 2014 года в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Котельная с. Хову-Аксы» (далее – ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

 Постановлением судьи Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 30 октября 2014 года ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ** руб.

 Не согласившись с постановлением судьи, ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» обратилось с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, указывая на то, что суд не учел убыточное финансовое состояние предприятия, предельный объем склада котельной, рассчитанный согласно проектной документации только на семисуточный запас угля. Ссылка прокурора на инструкцию, утвержденную приказом Министерства энергетики РФ от 4 сентября 2008 г. N 66, необоснованна, т.к. данная инструкция регулирует организацию работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива только на тепловых электростанциях. Для расчета нормативов запаса топлива на котельных необходимо руководствоваться приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377. Просит постановление судьи отменить.

 В судебном заседании и.о. директора ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» К. жалобу по указанным в ней основаниям поддержал.

 Прокурора Ч. с жалобой не согласилась и просила постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

 В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

 Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

 Данным Порядком установлены правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

 Согласно п.п. 2-4 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

 Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой Чеди-Хольского района Республики Тыва проверки установлено, что в ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» по состоянию на 26 сентября 2014 года остаток угля составляет ** тонн, при этом суточный расход топлива в котельной составляет ** тонн угля; предприятием не предприняты меры по обеспечению котельной нормативным запасом угля, позволяющим обеспечить бесперебойную работу теплоисточников.

 В постановлении судьи районного суда содержится вывод о том, что ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» не создан нормативный запас топлива в объеме не менее 45-суточной потребности угля.

 Данный вывод является неверным по следующим основаниям.

 В п. 21 вышеуказанного Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии сказано, что для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.

 Таким образом, указанное количество суток (по твердому топливу - 45) применяется лишь для расчета размера НЭЗТ. Вышеуказанным Порядком установлены только правила расчета нормативов запасов топлива; непосредственно нормативы запасов топлива Порядок не содержит.

 В соответствии с п. 15 вышеуказанного Порядка ОНЗТ (запасы основного и резервного видов топлива) определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

 Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

 Приказом министра топлива и энергетики Республики Тыва 01 августа 2014 года № 63-ОД утверждены нормативы запаса топлива для крупных котельных Республики Тыва. В соответствии с данным приказом для ГУП РТ «Котельная с.Хову-Аксы» по состоянию на 1 октября 2014 года неснижаемый нормативный запас топлива составляет 0,18 тыс. тонн угля, общий - 0, 21 тыс. тонн, в том числе эксплуатационный нормативный запас угля – 0, 03 тыс. тонн.

 Следовательно, в ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» по состоянию на 1 октября 2014 года должен быть создан нормативный запас топлива (угля): неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) – 180 тонн, общий (ОНЗТ) - 210 тонн, в том числе эксплуатационный нормативный запас топлива (НЭЗТ) – 30 тонн.

 Как показала проведенная прокуратурой Чеди-Хольского района проверка, в ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» на 1 октября 2014 года нормативный запас топлива не был создан: по состоянию на 26 сентября 2014 года имелось только ** тонн угля.

 Данное обстоятельство подтверждается объяснением и.о. директора ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» К. прокурору от 26 сентября 2014 года, а также объяснениями представителей ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» в судебном заседании в Чеди-Хольском районном суде.

 В судебном заседании в Верховном Суде Республики Тыва и.о. директора ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» К. пояснил, что в ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» на 1 октября 2014 года имелось ** тонн угля.

 При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о наличии в бездействии ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с несозданием им нормативного запаса угля, является обоснованным.

 Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» административного наказания.

 В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

 Данным Постановлением положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

 Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

 Назначенное ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» административное наказание в виде административного штрафа в сумме ** рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

 С учетом характера совершенного ГУП РТ «Котельная с. Хову-Аксы» административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, имущественного и финансового состояния предприятия постановление судьи районного суда подлежит изменению путем снижения размера назначенного предприятию наказания в виде административного штрафа до ** рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Постановление судьи Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 30 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Котельная с. Хову-Аксы», изменить.

 Снизить назначенное Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Котельная с. Хову-Аксы» административное наказание в виде административного штрафа до ** рублей.

 В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

 Судья Болат-оол А.В.