Дело № 12-171/2021
РЕШЕНИЕ
02 апреля 2021 года г. Тверь
Судья Московского районного суда города Твери Акбарова Н.В.,
с участием:
представителя ООО «Осташковское» - Трегубова В.А.
представителя Управления Россельхознадзора по Тверской области – Петрова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Осташковское» Трегубова В.А. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от 29.10.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Осташковское»
установил:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от 29.10.2020 ООО «Осташковское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Общества обратился с жалобой. Из обжалуемого постановления следует, что ООО «Осташковское» допустило зарастание земельного участка с кадастровым номером № древесно-кустарниковой растительностью, также земельный участок загрязнен порубочными остатками. Ссылаясь на ст. 34 и ст. 35 Конституции РФ, указано, что Общество имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим Обществу имуществом любым способом, в том числе для выращивания древесно-кустарниковой растительностью. Вид разрешенного использования земельного участка – для сельскохозяйственного производства. Одним из видов сельскохозяйственного производства является растениеводство, то есть выращивание растительности. Указанная растительность не является сорной. Квалификация произрастающей растительности как сорной вызвана отсутствием у сотрудников Россельхознадзора специальных знаний в области растениеводства. Произрастающая на указанном земельном участке древесно-кустарниковая растительность является продукцией сельскохозяйственного производства. Следовательно, состав правонарушения в действиях ООО «Осташковское» отсутствует. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ просит постановление отменить, производство прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава правонарушения.
Определением судьи Московского районного суда г. Твери от 22.03.2021 восстановлен процессуальный срок для обжалования постановления от 29.10.2020.
ООО «Осташковское» извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует телеграмма.
В судебном заседании представитель ООО «Осташковское» Трегубов В.А. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что в собственности Общества имеется указанный в постановлении земельный участок № После исследования фотоматериала, предполагает, что на земельном участке имеется зарастание. Земельный участок имеет вид использования сельскохозяйственного производства - сельскохозяйственные угодья. Указал, что Общество не занимается выращиванием сельскохозяйственных культур, участок не используется под пашню, под пастбище. Участки, как правило, на продажу. При этом указал, что складированием древесины Общество не занимается. Никакие мероприятия по защите земель Общество не проводит, поскольку это требует значительных материальных затрат. Также указал, что изначально земельные участки принадлежали колхозу «Осташковский». В 2006 году деятельность колхоза прекратилась, участки остались. Указал, что по данному делу Общество вину признает, действительно растительность имеется, мероприятия не проводятся в виду тяжелого материального положения. При этом указал, что справка Росреестра была составлена на основании отчета за 1989 год, то есть оценка земель произведена на период 1989 года, когда на участках были пашни, пастбища, но прошло достаточное количество времени, чтобы участки заросли. Общество не обращалось в Росреестр за переводом вида использования. На составление протокола и на рассмотрение дела были извещены надлежащим образом. При этом считает, что назначенный размер штрафа является чрезмерно большим, несоразмерным содеянному. Просил о назначении наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей, поскольку Общество имеет затруднительное материальное положение.
Управление Россельхознадзора по Тверской области надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует уведомление об извещении.
Управлением Россельхознадзора по Тверской области представлены письменные возражения на жалобу, согласно которых 07.07.2020 года в 11 час. 10 мин. в результате проведенной внеплановой проверки на основании Приказа администрации Осташковского городского округа на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 92,4 га, с разрешённым видом использования — для сельскохозяйственного производства (вид угодий — пашня, пастбище), расположенном в районе д.Косарово Замошское с/п Осташковского городского округа Тверской области, принадлежащем на праве собственности юридическому лицу ООО «Осташковское», установлен факт зарастания земельного участка древесно-кустарниковой и сорной растительностью, а также факт загрязнения участка порубочными остатками (складирование древесины).
Ссылаясь на ст. 13, ст. 42 ЗК, указано, что сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 ЗК РФ). Совершение Обществом административного правонарушения подтверждается: актом проверки от 07.07.2020 №; протоколом об административном правонарушении, фототаблицами и другими материалами дела.
Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч рублей до семисот тысяч рублей. Объективных доказательств о проведении мероприятий по защите угодий от зарастания сорной растительностью Общество не представило.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления о назначении административного наказания не имеется. Просили жалобу оставить без удовлетворения, постановление от 29.10.2020 без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Тверской области Петров И.Е. пояснил, что доводы жалобы являются необоснованными. Поддержал письменные возражения на жалобу. Земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Осташковское». Согласно сведениям Росреестра от 05.03.2020 в состав земельного участка с кадастровым номером № входят виды сельскохозяйственных угодий – пашня и пастбище, поэтому правообладатель земельных участков, в которые входят сельскохозяйственные угодья, обязан проводить мероприятия по защиты этих угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью. Деревьев, кустарников вообще не должно быть на земельном участке, где вид использования пастбище, пашня. Также указал, что в ст. 77 ЗК указаны какие земли входят в земли сельскохозяйственного назначения – первое - это земли сельхозугодий. На спорном участке это земли сельхозугодий - пашня, пастбище. В соответствии со ст. 13 ЗК правообладатели обязаны проводить мероприятия от зарастания. Зафиксирован факт того, что мероприятия не проводятся, участок зарастает, что не должно быть. Указанное, образует состав правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. При этом указал, что сведения из Росреестра являются официальным документом, иных сведений по данному участку нет, земли не переводились в иной вид использования, это оценка Росреестра не отменена, на данный период эти земли числятся как пашня, пастбище. С 2006 года не проводились никакие мероприятия по защите земельных участков. Никто не разрешает выращивать на земельных участках лес. Все что зафиксировано относится к сорной и древесно-кустарниковой растительности. Комитет по управлению имуществом проводил проверку, которая была согласована с Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой, материал был направлен в Управление Россельхознадзора. Считает, что постановление от 29.10.2020 является законным, обоснованным.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрении дела.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 КоАПРФ, при рассмотрении жалобы на постановление поделуоб административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяетделов полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество.
ГОСТ 26640-85 установлены основные мероприятия по использованию сельскохозяйственных угодий, которые необходимо проводить землепользователям, в число таких мероприятий входит посев сельскохозяйственных культур, сенокошение, выпас скота и другие мероприятия.
ГОСТ 16265-89 определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом. В соответствии с данным ГОСТом указано понятие пашня – сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников сельскохозяйственных земель возложена обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками, не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель, выразившееся в непринятии мер по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесной, кустарниковой и сорной растительностью, влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении перечисленных в указанной норме требований и мероприятий. Правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Материалами дела установлено, что 26.02.2020 постановлением Администрации Осташковского городского округа № утверждено задание от 19.02.2020 № на проведение рейдового осмотра, обследования земельного участка № пл. 924026 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Замошское с/п, д. Косарово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.
27.02.2020 комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями Осташковского городского округа был проведен рейдовый осмотр, обследование указанного земельного участка № пл. 924026 кв.м с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, правообладатель ООО «Осташковское», составлен акт планового рейдового осмотра, обследования земельного участка, в котором указано о выявленных нарушениях, о неиспользовании земельного участка по назначению, о нарушении требований ст. 13, ст. 42 ЗК РФ.
12.03.2020 вынесен приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Осташковское».
13.03.2020 Осташковской межрайонной прокуратурой выдано решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки на указанном участке в отношении ООО «Осташковское».
В ходе проведения проверки 07.07.2020 в 11 час.20 мин. на указанном выше земельном участке выявлены нарушения. В рамках проведения проверки был составлен акт проверки с указание выявленных нарушений на указанном земельном участке.
Должностным лицом установлено, что 07.07.2020 с 11 час.00 мин. до 11 час. 10 мин. во время проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Осташковское» на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу д. Косарово с/п Замошское район Осташковский Тверская область № пл. 924026 кв.м, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, вид сельскохозяйственных угодий – пашня и пастбище, правообладатель ООО «Осташковское» выявлены признаки нарушения обязательных требований земельного законодательства, а именно факт зарастания травой, древесно-кустарниковой растительностью на площади земельного участка. Правообладатель не обрабатывает данный земельный участок, им не проводятся агротехнические мероприятия, работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, отсутствуют следы механической или ручной обработки почвы. Собственник не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние почвы. В результате чего произошло зарастание земельного участка сорной травой, кустарниками и деревьями. По северной стороне земельного участка имеются признаки механического загрязнения почвы мусором распиленных бревен, хранение и складирование древесины. Нарушение ст. 13, 42 ЗК.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 31.08.2020 протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Осташковское» по факту совершения правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
29.10.2020 должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области вынесено постановление № в отношении ООО «Осташковское» по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
С учетом исследования материалов дела, действия ООО «Осташковское» по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ квалифицированы верно.
Вина ООО «Осташковское» подтверждается материалами дела, в том числе заданием на проведение рейдового осмотра, обследования земельного участка от 19.02.2020, постановлением Администрации Осташковского городского округа от 26.02.2020 №, Актом планового рейдового осмотра, обследования земельного участка от 27.02.2020; решением Осташковского межрайонного прокурора о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 13.03.2020 в отношении ООО «Осташковское»; Приказом комитета по управлению имуществом и земельным отношениям от 12.03.2020 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Осташковское»; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; фототаблицей; Актом проверки от 07.07.2020; выпиской ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении № от 31.08.2020; сведениями Росреестра от 05.03.2020 о том, что в состав земельного участка с кадастровым номером № входят виды сельскохозяйственных угодий – пашня и пастбище, и другими материалами дела.
Доводы представителя Трегубова В.А. в суде о том, что сведения Росреестра о виде земельного участка представлены с учетом оценки 1989 года подлежат отклонению, поскольку сведений о недостоверности представленной информации материалы дела не содержат. Кроме того, как пояснил представитель, Общество не обращалось в Росреестр с заявлением об изменении вида использования земельного указанного участка.
Таким образом, в суде установлено, что в состав земельного участка с кадастровым номером № входят виды сельскохозяйственных угодий – пашня и пастбище.
Кроме того, не отрицалось представителем, что мероприятия по вспашке земельного участка, либо выращивания сельскохозяйственных культур, Обществом не выполнялись.
Таким образом, доказательств того, что собственником земельного участка в полной мере была выполнена обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными и древесно-кустарниковыми растениями, о проведении мероприятий по защите угодий от зарастания сорной растительностью, не представлено.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо правильно установило обстоятельства дела и обоснованно пришло к выводу о доказанности вины ООО «Осташковское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Принятое решение по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Осташковское», является мотивированным, законным и обоснованным, при рассмотрении дела были правильно установлены фактические обстоятельства дела, дана обоснованная оценка доказательствам по делу.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии ООО «Осташковское» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, ст. 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении принципа приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, закрепленного в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и с учетом фактических обстоятельств дела свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений.
Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды и природопользования, оно не может быть признано малозначительным.
Обстоятельства, влекущие в силу положений статей 2.9, 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлены.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.
Часть 2 ст. 8.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Довод представителя о назначении наказания в виде 20000 рублей, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьираздела IIнастоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3. настоящей статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Минимальный размер административного штрафа ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, предусмотренный для юридических лиц составляет 400000 рублей.
Таким образом, наказание ООО «Осташковское» назначено с учетом требований ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначено ниже низшего предела санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в размере 200000 рублей, является справедливым. Правовых оснований для смягчения наказания не имеется.
Кроме того, суд разъясняет, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право лица, привлеченного к административной ответственности обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки либо отсрочки уплаты штрафа, которое может быть рассмотрено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление (ст. 31.5 КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А№ от 29.10.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Осташковское», оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Осташковское» Трегубова В.А., без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья Н.В. Акбарова
Дело № 12-171/2021