ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-171/2021 от 12.03.2021 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 12-171/2021

УИД 58RS0027-01-2021-001416-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г.Пензы Бобылева Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе жалобу Ганина Романа Александровича на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.16. КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 58ЛРР002280121006131 от 29.01.2021 года по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником ОЛРР (по г.Пензе, Пензенскому району, ЗАТО «Заречный») г.Пензы Управления Росгвардии по Пензенской области К, должностное лицо – директор ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» Ганин Р.А. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.20.16. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В постановлении указано следующее:

20.01.2021 в ЦЛРР Управления Росгвардии по Пензенской области поступили уведомления от Общества с ограниченной ответственностью охранной организации «Алекс Патруль Пенза» (ООО ОО «Алекс Патруль Пенза») о начале оказания охранных услуг. Согласно уведомлениям, 16.01.2021 года ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» на основании договора № 4580-21-0003 от 15.01.2021 года, заключённого с ФГУП «ГРЧЦ», с 00 часов 00 мин. 16.01.2021 года приступило к оказанию охранных услуг в соответствии с п.п.1, 1.2 договора на объектах, расположенных по адресам: г.Пенза, ул.Леонова, 32а, г.Пенза, ул.Титова, 3, г.Пенза, ул.Аустрина, 129Б. ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» является юридическим лицом, зарегистрированным по адресу: г.Пенза, ул.Тамбовская, дом 1, пом.2, имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности № 244, выданную 21.08.2014 Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области, сроком действия до 21.08.2024. Объект охраны – офисные помещения, расположенные по адресу: г.Пенза, ул.Леонова, 31, - находится в хозяйственном ведении ФГУП «ГРЧЦ» (peг. № 58:29:1005007:869-58/035/2017-1, с 28.11.2017). Правообладателем указанного объекта является Российская Федерация. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, собственником ФГУП «ГРЧЦ» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Руководствуясь Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 N 434, Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, Законом о частной детективной и охранной деятельности, в действиях директора ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.16. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований. Вина Ганина Р.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.16. КоАП РФ, установлена и подтверждена протоколом об административном правонарушении, рапортом, другими материалами дела. Доказательств, опровергающих доводы, изложенные в протоколе административном правонарушении, гражданином, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не представлено.

Из того же постановления № 58ЛРР002280121006131 от 29.01.2021 года следует, что срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела не истек, при назначении административного наказания Ганину Р.А. были учтены: характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, при этом обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с п.1 ст.4.2. КоАП РФ является раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено; согласно выписке из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» является субъектом малого предпринимательства, а его директор Ганин Р.А. – работником юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства; правонарушение совершено впервые, вследствие совершения правонарушения не был причинен вред, и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб, правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля, в связи с чем при назначении наказания в виде предупреждения учтены положения ч.1 ст.4.1.1. и ч.2 ст.3.4. КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (лицо, привлеченное к административной ответственности), Ганин Р.А. обратился в суд с жалобой на названное выше постановление, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения и указал на следующее:

Управление Росгвардии ошибочно признаёт ФГУП «ГРЧЦ» органом федеральной исполнительной власти на том основании, что собственниками Федерального государственного унитарного предприятия являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральная служба по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эти данные не влияют на смену статуса/организационно-правовой формы и функций унитарного предприятия и не вводят его в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации. Кроме этого, Управление Росгвардии ошибочно понимает нормы Федерального закона № 126-ФЗ от 07 июля 2003 года «О связи», в частности, правила статьи 22.1 указанного Закона и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, когда ставит знак равенства между терминами «радиочастотная служба» и «федеральная служба». Участие ФГУП «ГРЧЦ» в работе радиочастотной службы наряду с иными организациями и комитетами также не превращает его в орган исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня регионального. ООО Охранная организация «Алекс Патруль Пенза» обладает лицензией на осуществление частной охранной деятельности № 244, выданной 21 августа 2014 года Управлением Росгвардии, - сроком действия до 21 августа 2024 года. Как руководитель общества, он считает, что оно на законных основаниях заключило и исполняло с 16 января 2021 года представленный договор на оказание охранных услуг, в том числе и в отношении объекта по адресу: г.Пенза, ул.Леонова, д.32А. Принятые под охрану «Алекс Патруль Пенза» объекты «ГРЧЦ» в Перечне объектов постановления № 587 не перечислены. Анализ всего Перечня свидетельствует о включении отдельных предприятий и учреждений (иных, других) в него ввиду особого статуса их объектов, но объекты ФГУП «ГРЧЦ» таким статусом не обладает, - в связи с этим оно отсутствует как в Перечне, так и в целом в постановлении Правительства от 14 августа 1992 года № 587. Таким образом, ограничения законодателя по кругу объектов, способных быть переданными под охрану частной охранной организации, не затрагивают ни само ФГУП «ГРЧЦ», ни какой-либо из его объектов как переданных ему в хозяйственное ведение Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, так и каких-либо иных, в том числе и находящихся у ФГУП на праве аренды в г.Пенза по адресам: ул.Титова, д.3 и ул.Аустрина, д.129Б. 26 января 2021 года ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» обратилось к ФГУП «ГРЧЦ» - Управлению по Пензенской области, филиалу в Приволжском федеральном округе, с письмом № 26 от 26 января 2021 года - запросом сведений по объектом охраны по договору № 4580-21- 0003 от 15 января 2021 года, относятся ли они к объектам, на которые распространяются правила постановления Правительства РФ № 587 от 14 августа 1992 года, и 27 января 2021 года ФГУП «ГРЧЦ» представило письмо № 9758 от 27 января 2021 года, которое содержит ответ на спорный вопрос и даёт развёрнутую позицию со ссылками на нормы материального права о статусе заказчика по договору, а также Роскомнадзора, его замечание о невозможности ФГУП «Охрана» Росгвардии исполнять техническое задание к договору по охране объектов. Наличие в хозяйственном ведении ФГУП «ГРЧЦ» имущества, принадлежащего Российской Федерации, переданного ему и закреплённого по основаниям и в целях Устава ФГУП «ГРЧЦ», само по себе, не является основанием для отнесения помещений ФГУП «ГРЧЦ» к зданиям (помещениям), строениям федерального органа исполнительной власти, поименованным в пункте 1 Перечня постановления Правительства № 587 от 14 августа 1992 года. Роскомнадзор, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет права собственника части имущества, которое находится в хозяйственном ведении ФГУП «ГРЧЦ», однако перечень прав Роскомнадзора является ограниченным Правительством РФ, а его статус не может распространяться на подведомственные унитарные предприятия, в хозяйственное ведение которых передаётся федеральное имущество. Подведомственность ФГУП «РГЧЦ» Роскомнадзору не является основанием для отнесения как самого предприятия, так и его филиала к органам исполнительной власти или к иным государственным органам. В целях применения пункта 1 Перечня определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов органами законодательной и исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами Российской Федерации, органами местного самоуправления в процессе осуществления своей деятельности. Между тем, согласно договору от 15 января 2015 года, объектом, принятым под охрану «Алекс Патруль Пенза» по адресу: г.Пенза, ул.Леонова, д.32А, является нежилое помещение – офисное по назначению, принадлежащее «ГРЧЦ» на праве хозяйственного ведения, которое не является местом нахождения государственного органа власти, его структурных подразделений и не служит для реализации последними властных полномочий и функций, а используется ФГУП «ГРЧЦ» в целях осуществления функций предприятия, как офисные помещения. ФГУП «ГРЧЦ» не выполняет никаких публичных полномочий и не наделено никакими правами административного органа (органа власти), не выполняет функции органа власти, что могло бы свидетельствовать об особом статусе его имущества и используемых им зданий, сооружений, помещений. ФГУП «ГРЧЦ» осуществляет лишь технический мониторинг за использованием радиочастотной среды, фиксирует сведения о нарушениях, выявленных при мониторинге, а эти сведения направляются в Роскомнадзор, и именно последний, реализуя свои властные полномочия (полномочия органа власти) при реагировании на факты нарушений, принимает меры по их пресечению, устранению и наказанию за допущенные нарушения. ФГУП «ГРЧЦ» властными полномочиями не наделено. В последнем абзаце стр.1 постановления Управления Росгвардии от 29 января 2021 года приведено Положение о радиочастотной службе, утверждённое постановлением Правительства РФ 14 мая 2014 года № 434, в части пункта 1 Положения, но не принято во внимание, что радиочастотная служба – это специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи и представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Из этого Управление Росгвардии сделало ошибочный вывод о том, что ООО Охранная организация «Алекс Патруль Пенза» и он, как директор общества, нарушают нормы Закона № 2487-1, осуществляя охрану объекта ФГУП, на который, по его мнению, частная охранная деятельность не распространяется. Наличие на предприятии - фабрике или заводе с организационно-правовой формой собственности акционерное общество или ФГУП, метрологической службы не делает этот завод органом исполнительной власти, поскольку эта служба главного метролога не наделяется государственными властными полномочиями. Управление Росгвардии не считает возможным признать, что не каждая служба в Российской Федерации является федеральной, - это ошибочное обоснование Управлением Росгвардии постановления № 58ЛРР002280121006131 от 29 января 2021 года привело к вынесению незаконного властного установления - вынести в его адрес предупреждение. Оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает его права и охраняемые законом интересы.

В ходе рассмотрения жалобы Ганин Р.А. поддержал жалобу и приведенные в ней доводы, дополнительно, в частности, указав, что в письме от 18.02.2021 года на имя Президента ФКЦ РОС К начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии М указал, что объекты ФГУП «ГРЧЦ» не относятся к объектам, указанным в пункте 1 утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 года № 587 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, и в соответствии с техническим заданием к заключенному с ФГУП «ГРЧЦ» договору № 4580-21-0003 от 15.01.2021 года на оказание услуг централизованной охраны досмотр не входит в их обязанности, в дневное время объект охраняет Росгвардия.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - начальник ОЛРР (по г.Пензе, Пензенскому району, ЗАТО «Заречный») г.Пензы Управления Росгвардии по Пензенской области К в настоящем судебном заседании, в ходе рассмотрения жалобы Ганина Р.А., пояснил, что обжалуемое постановление основано на том, что ФГУП «ГРЧЦ» относится к органам исполнительной власти, на которые в соответствии с п.1 Перечня, указанного в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 года № 587, частная охранная деятельность не распространяется.

При этом в судебном заседании 03.03.2021 года К также представил письменный отзыв на жалобу и письменное дополнение к нему, в котором, полагая доводы, указанные в жалобе, необоснованными, просил постановление по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.20.16. КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Ганина Р.А. - без удовлетворения и, помимо того, что указывал ранее в обжалуемом постановлении, указал на следующее:

Из постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» следует, что федеральный законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут. Согласно п.1.4 Устава ФГУП «ГРЧЦ», полномочия собственника имущества предприятия осуществляют Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку предприятие на праве хозяйственного ведения владеет имуществом, являющимся федеральной собственностью, полномочия собственника в отношении которого осуществляет Роскомнадзор, являющийся федеральным органом исполнительной власти, то на объекты, закрепленные за предприятием на праве хозяйственного ведения, не распространяется частная охранная деятельность. Данная позиция подтверждается судебной практикой. Таким образом, директор охранной организации Ганин Р.А. допустил оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований - осуществление охраны ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» объекта ФГУП «ГРЧЦ», расположенного по адресу: г.Пенза, ул.Леонова, 32а, на который частная охранная деятельность не распространяется. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, ФГУП «Главный радиочастотный центр» находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В письме начальника ГУ ГК и ЛРР Росгвардии Маликова А.А. указано, что при определении вида охраны ФГУП «ГРЧЦ» необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 30 октября 2014 года N 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)» (далее - Требования). В соответствии с п.19 Требований система антитеррористической защищенности объектов (территорий) должна обеспечивать возможность проведения досмотра транспортных средств при их въезде (выезде). Полномочия частного охранника перечислены в ст.12.1 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Регулируя правоотношения в сфере частной охраны, Закон не содержит положений, предусматривающих право сотрудников охранной организации на проведение досмотра. Кроме того, согласно утвержденной постановлением Правительства № 1130 форме паспорта безопасности (раздел 5, п.1), должен быть указан вид охраны -организация, находящаяся в ведении Росгвардии, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Росгвардии, и др.. Таким образом, требования к антитеррористической защищенности объектов Роскомнадзора исключают возможность их охраны силами частных охранных организаций.

Исследовав материалы настоящего дела по жалобе Ганина Р.А., в составе которого имеются и заверенные копии дела об административном правонарушении в отношении Ганина Р.А. по ч.4 ст.20.16. КоАП РФ, изучив доводы подателя жалобы и возражения должностного лица на жалобу, судья приходит к следующему:

В силу ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания возлагается на публичную власть.

Согласно ст.24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Согласно ч.4 ст.20.16. КоАП РФ, оказание частных детективных или охранных услуг, не предусмотренных законом, либо оказание таких услуг с нарушением установленных законом требований влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с абз.1 ст.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.20.16. КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 указанной выше статьи КоАП РФ, составляют следующие действия: оказание частных детективных или охранных услуг либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований.

Субъекты правонарушения по ст.20.16. КоАП РФ - физические лица, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица - частные детективы (охранники) и руководители частных охранных организаций.

С субъективной стороны правонарушение по ст.20.16. КоАП РФ характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Как следует из материалов, Ганин Р.А. является директором ООО ОО «Алекс Патруль Пенза», имеющего лицензию № 244 от 21.08.2014 года (бланковый номер ЧО № 054228) на осуществление частной охранной деятельности, дающую право оказания охранных услуг, указанных в приложении к ней.

Согласно п.1 и п.2 приложения к названной лицензии ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» на осуществление частной охранной деятельности – Перечня разрешенных видов услуг, данное общество имеет право осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 (то есть за исключением охраны объектов и (или) имущества, а также обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").

В ч.3 ст.11 указанного Закона, в частности, указано, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, ООО ОО «Алекс Патруль Пенза», имея действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности, имеет право осуществлять охрану объектов и (или) имущества, находящихся, в частности, в хозяйственном ведении, за исключением объектов и (или) имущества, а также обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (кроме объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных ФЗ "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

При этом следует отметить, что в силу ст.294 ГК РФ и исходя из абз.1 п.2 ст.295 ГК РФ, в частности, государственному унитарному предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, и он владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ, то есть предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, а собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, как указано в п.1 ст.295 ГК РФ, в соответствии с законом лишь решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования такого имущества.

Согласно ст.305 ГК РФ, лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве, в частности, хозяйственного ведения, принадлежат права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, и это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В ст.304 ГК РФ закреплено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из вышеизложенного следует вывод, что государственное унитарное предприятие, которому государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, имеет право заключать договоры на охрану названного имущества.

В ходе рассмотрения жалобы установлено и следует из материалов дела, что 15 января 2021 года между Федеральным государственным унитарным предприятием «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ») (заказчиком) через начальника Управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе Мишанина И.В. и ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» (исполнителем) через директора Ганина Р.А. был заключен договор № 4580-21-0003 оказания услуг централизованной охраны, по условиями которого (предмета договора): 1.1. – исполнитель на основании лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности от 21.08.2014 года обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных договором, в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к договору) и Спецификацией (приложение № 2 к договору) лично (своими силами и средствами) оказать услуги по централизованной охране объектов заказчика (далее – ЦО или услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги; 1.2. – услуги оказываются посредством реагирования на сигналы «Тревога», поступающие на ПЦН через ОС и ПС, посредством выезда ГБР; оборудование объектов средствами ОС и ПС и их техническое обслуживание, а при необходимости – ремонт или замена производится за счет средств заказчика, за исключением случаев, указанных в пункте 3.1.2 договора; 1.3. – объектам заказчика для идентификации присваиваются условные номера и условные наименования, указываемые в Инструкции по пользованию ОС и ПС, являющиеся конфиденциальной информацией, необходимой при телефонном общении заказчика (уполномоченных им лиц) с дежурным ПЦН.

При этом, согласно используемым в договоре № 4580-21-0003 оказания услуг централизованной охраны от 15 января 2021 года терминам и определениям: объект – здания, строения, сооружения, помещения и иное имущество заказчика, указанные в Спецификации (приложение № 2 к договору), в отношении которых исполнителем оказываются услуги по охране; ПЦН – пульт централизованного наблюдения, ПЦО – пункт централизованной охраны, КТВ – кнопка тревожного вызова; ТС – тревожная сигнализация; ОС – охранная сигнализация; ПС – пожарная сигнализация; ГБР – группа быстрого реагирования или группа задержания; имущество – материальные объекты, которые находятся во владении, пользовании или распоряжении заказчика, расположенные на охраняемом объекте.

Согласно акту № 4 приема под охрану объектов по договору от 15 января 2021 года № 4580-21-003 от 16.01.2021 года, подписанному между сторонами этого договора, 16 января 2021 года ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» приступило к оказанию услуг по централизованной охране объектов заказчика – офисных помещений управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе, расположенных по адресу: Пензенская область, г.Пенза, ул.Леонова, 32А, гаражного бокса управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе, расположенного по адресу: Пензенская область, г.Пенза, ул.Германа Титова, 3, НРКП-4 управления по Пензенской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе, расположенного по адресу: Пензенская область, г.Пенза, ул.Аустрина, 1, которые, согласно данным ЕГРН, являются федеральной собственностью и принадлежат ФГУП «ГРЧЦ» на праве хозяйственного ведения.

Права и обязанности сторон, в том числе состав услуг исполнителя, предусмотрены, помимо предмета договора № 4580-21-0003 оказания услуг централизованной охраны от 15 января 2021 года, Техническим заданием, являющимся приложением № 1 к договору, из которого (раздел 5) следуют обязанности исполнителя (5.1.), а именно: 5.1.1. производить монтаж, демонтаж и техническое обслуживание (в том числе замену аккумуляторных батарей), а при необходимости – ремонт и замену оконечного оборудования, необходимого для передачи сообщения на ПЦН (далее – оборудование ПЦН), за счет собственных средств и собственными силами; при наличии на объекте оборудования заказчика оно используется совместно с оборудованием исполнителя; … ; 5.1.2. – обеспечить охрану помещения и имущества заказчика, защиту жизни и здоровья работников заказчика посредством централизованного наблюдения за состоянием средств ОС, ПС и ТС; 5.1.3. – обеспечить прибытие ГБР на объект заказчика с целью выяснения причин срабатывания ОС и/или ПС и охраны имущества заказчика; 5.1.4. - обеспечить знания сотрудниками ГБР характеристик каждого объекта, включая количество этажей, особенности подъезда к объекту, наличие входов, домофонов и замков в подъездах, маршруты, движения и порядок доступа на объект; 5.1.5. – обеспечить экстренный выезд ГБР на объекты при поступлении сигнала «Тревога», при этом время прибытия не должно превышать 10 минут, а на объекты, расположенные вне населенных пунктов, - 25 минут; 5.1.6. – при каждом прибытии ГБР на охраняемый объект составляется акт о прибытии ГБР, … ; 5.1.7. – при обнаружении лиц, посягающих на имущество заказчика, произвести задержание и передать задержанных сотрудникам органов внутренних дел (ОВД); 5.1.8. – при обнаружении фактов проникновения на охраняемый объект заказчика, причинения ущерба имуществу заказчика исполнителю незамедлительно сообщать в дежурную часть территориального отдела полиции и руководству объекта; до прибытия представителей ОВД исполнитель обеспечивает неприкосновенность места происшествия и сохранность имущества заказчика; 5.1.9. – при поступлении на ПЦН сигнала «Тревога» от ПС: а) направить ГБР на охраняемый объект для выяснении причин срабатывания ПС; б) сообщить заказчику о срабатывании ПС; в) при необходимости вызвать сотрудников МЧС и ОВД; г) обеспечить охрану объекта до прибытия представителей МЧС и ОВД для установления причины пожара; 5.1.10. – при поступлении на ПЦН сигнала «Тревога» от ОС: а) направить ГБР на охраняемый объект для выяснения причин срабатывания ОС; б) сообщить заказчику о срабатывании ОС; в) при необходимости вызвать сотрудников ОВД; г) обеспечить охрану объекта до прибытия сотрудников ОВД; 5.1.11. – уведомить о происшествии заказчика; дождаться прибытия заказчика или его представителя на объект и совместно с ним произвести осмотр объекта; 5.1.12. – выдать инструкцию по пользованию оборудованием ПЦН, а также присвоенные номера объектам заказчика, коды постановки на охрану и снятия объектов с охраны, а также коды проверки КТВ; 5.1.13. – в согласованные с заказчиком сроки проводить техническое обслуживание ТС оборудования ПЦН (в том числе замена аккумуляторных батарей) для поддержания ТС оборудования ПЦН в исправном состоянии; 5.1.14. –обеспечивать поступление SMS-сообщений на телефоны представителей заказчика о снятии объектов с охраны и постановки объектов под охрану, о поступлении сигналов тревога с охраняемых объектов.

На основании изложенного доводы должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, - К о том, что Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», регулируя правоотношения в сфере частной охраны, не содержит положений, предусматривающих право сотрудников охранной организации на проведение досмотра, как одно из оснований его возражений на рассматриваемую жалобу Ганина Р.А., не могут быть приняты судьей во внимание, поскольку не основаны на конкретных взаимоотношениях по частной охране, вытекающих из заключенного между ФГУП «ГРЧЦ» и ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» договора № 4580-21-0003 оказания услуг централизованной охраны от 15 января 2021 года, по условиям которого производить досмотры, как одно из требований к антитеррористической защищенности, от исполнителя - ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» - не требуется.

При рассмотрении жалобы Ганина Р.А. установлено, что ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» по договору № 4580-21-0003 оказания услуг централизованной охраны от 15 января 2021 года осуществляет лишь централизованную охрану объектов ФГУП «ГРЧЦ» посредством ПЦН, что не нарушает установленные законом требования к данному виду охраны.

В соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587, в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, входят, в том числе: здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.

При этом, согласно Указу Президента РФ от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", ФГУП «ГРЧЦ» в указанную структуру не входит.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ») создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 N 1002 "О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" и распоряжением Минимущества РФ от 14.03.2001 N 627-р "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр".

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 08.02.2021 года № ЮЭ9965-21-46809185 и Уставу ФГУП «ГРЧЦ», Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ») является самостоятельной некоммерческой организацией, учредителями которой являются Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которые также реализуют полномочия собственника имущества предприятия в соответствии с законодательством РФ.

Как видно из п.1.4. Устава ФГУП «ГРЧЦ», утвержденного приказом Роскомнадзора от 16 августа 2017 года № 162, данное Федеральное государственное унитарное предприятие является специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств и находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При этом в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым ФГУП «ГРЧЦ» не отнесено.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что объекты ФГУП «ГРЧЦ» не относятся к объектам, указанным в п.1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, на что также указал в своем письме от 18.02.2021 года «О направлении информации» на имя Президента ФКЦ РОС К в ответ на обращение № 15/1-11 от 01.02.2021 по вопросу отнесения объектов Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии М.

Вместе с тем, как также указал М в упомянутом письме, при определении вида охраны объектов указанного предприятия необходимо учитывать Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года № 11300, в соответствии с которыми в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) 1, 2 и 3 категорий предусмотрены соответствующие мероприятия, включающие в себя организацию объекта охраны (территории) с использованием технических средств и групп быстрого реагирования, организацию физической защиты объекта (территории) с использованием специальных средств, организацию пропускного и внутриобъектового режимов (с возможностью проведения осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде)), а также организацию вооруженной охраны объекта (территории), с учетом чего привлекаемая к охране указанных объектов охранная организация должна обладать соответствующими полномочиями.

Согласно п.1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций российской федерации, федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, федерального агентства связи, федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1130, настоящие требования определяют порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении … … и подведомственных им организаций ….

В абз.19 Требований … установлена система антитеррористической защищенности объектов (территорий), которая должна обеспечивать возможность: а) проверки у лиц, находящихся на объектах (территориях), документов, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества; б) проведения осмотра и досмотра транспортных средств при их въезде (выезде); в) задержания и доставления в служебное помещение охраны организации, находящейся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения; г) применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; д) беспрепятственного входа в помещения объектов (территорий) и осмотра их при преследовании лиц, незаконно проникших на объекты (территории), а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; е) оперативной ликвидации последствий террористических актов.

В данной же ситуации соблюдение названных требований к антитеррористической защищенности объектов ФГУП «ГРЧЦ» в соответствии с условиями заключенного между ним и ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» договора № 4580-21-0003 оказания услуг централизованной охраны от 15 января 2021 года не требуется.

При изложенных выше обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что в действиях должностного лица – директора ООО ОО «Алекс Патруль Пенза» Ганина Р.А. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.20.16. КоАП РФ

В соответствии с подп.2 п.1 ст.24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при … отсутствие состава административного правонарушения.

С учетом изложенного постановление № 58ЛРР002280121006131 от 29.01.2021 года по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником ОЛРР (по г.Пензе, Пензенскому району, ЗАТО «Заречный») г.Пензы Управления Росгвардии по Пензенской области К, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании подп.2 п.1 ст.24.5. КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Ганина Р.А. состава административного правонарушения.

Руководствуясь подп.3 ч.1 ст.30.7., подп.2 п.1 ст.24.5., ст.ст.30.7.-30.9. КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Ганина Романа Александровича удовлетворить.

Отменить постановление № 58ЛРР002280121006131 от 29.01.2021 года, вынесенное начальником ОЛРР (по г.Пензе, Пензенскому району, ЗАТО «Заречный») г.Пензы Управления Росгвардии по Пензенской области К по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.16. КоАП РФ, в отношении Ганина Романа Александровича.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.16. КоАП РФ, в отношении Ганина Романа Александровича прекратить в связи с отсутствием в действиях Ганина Р.А. состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

СУДЬЯ