ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-171/2022 от 25.08.2022 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

№ 12-171/2022

УИД

Решение

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

"25" августа 2022 года город Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Иванова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Холод - розлив» Хаутова Д.К. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. № 26в-21-010-2021-П/А/-208/5 от 01 сентября 2021 года по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и представление № 26в-21-010-2021-П/А-208/5 от 01 сентября 2021 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. № 26в-21-010-2021-П/А/-208/5 от 01 сентября 2021 года, юридическое лицо - ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Кроме того, вынесено представление 26в-21-010-2021-П/А-208/5 от 01 сентября 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не соглашаясь с указанным постановлением и представлением в части, считая их незаконными и необоснованными, директор ООО «Холод -розлив» Хаутов Д.К. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что не согласен с вменёнными нарушениями, т.к. административным органом не представлены доказательства вины общества в вменяемых нарушениях. Просит суд постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. № 26в-21-010-2021-П/А/-208/5 от 01 сентября 2021 года по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и представление № 26в-21-010-2021-П/А-208/5 от 01 сентября 2021 года признать незаконными и отменить.

Решением Ессентукского городского суда от 25.10.2021 г. постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. № 26в-21-010-2021-П/А/-208/5 от 01 сентября 2021 года по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и представление № 26в-21-010-2021-П/А-208/5 от 01 сентября 2021 года изменены, признаны незаконными и исключены выводы о виновности в отношении следующих нарушений: - не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводной акт от 09.10.2015 № 345; - в период с 02.06.2020 по 07.12.2020 не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения; - не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»; - не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации; - не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации; - не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.

Снижено наказание до 150 000 рублей. Жалоба директора ООО "Холод-розлив" Хаутова Д.К. удовлетворена.

Не соглашаясь с решением суда, постановление старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмова Н.В. подала на него жалобу.

Определением судьи Ставропольского краевого суда от 15.12.2021 г. жалоба Фитьмовой Н.В. возвращена заявителю без рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 г. решение судьи Ессентукского городского суда от 25.10.2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ессентукский городской суд.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель ООО «Холод-розлив» по доверенности Соловьева С.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, кроме того дополнительно представила суду письмо Кубанского бассейнового водного управления от 23.12.2021 № 07-13/788 и письмо ООО "Холод-Розлив" в ФБУ "ТФГИ" по ЮФО № 15 от 28.01.2022 о направлении копий паспортов на скважины № 71 и 71-Н Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения и № 70 Горного участка Ессентукского месторождения, копии которых приобщены к материалам дела.

Представитель ФС по надзору в сфере природопользования по доверенности Слюсарева С.В. в судебном заседании полагала постановление должностного лица и представление законными и обоснованными, а жалобу директора общества не подлежащей удовлетворению.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приняв к обозрению и исследовав административный материал в отношении ООО «Холод-розлив», судья приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.П. Трутнева от 02.03.2021 № ЮТ-П47-147с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Холод-розлив», осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Согласно Уставу, Общество с ограниченной ответственностью «Холод-розлив» (далее – ООО «Холод-розлив») является юридическим лицом в составе одного участника, созданным для производства и сбыта продукции, товаров, работ и услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, утвержденного общим собранием участников ООО «Холод-розлив» от 26.07.2018, зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № 11 по Ставропольскому краю от 23.08.2018. Высшим органом управления ООО «Холод-розлив» является Общее собрание участников.

ООО «Холод-розлив» на территории Ставропольского края осуществляет добычу подземных минеральных вод на территории Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения минеральных вод, расположенного в Предгорном районе Ставропольского края.

Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации Технологическая схема разработки Горного участка (скважина № 70) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2011 году, утвержденная Протоколом от 05.03.2012 № 3 ЦКР Роснедр по МПВ и ПС.

ООО «Холод-розлив» имеет лицензию на право пользования недрами СТВ 00534 МР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча подземных минеральных вод на Горном участке (скважина № 70) Ессентукского месторождения, сроком действия до 01.09.2025.

Горный участок Ессентукского месторождения подземных минеральных вод расположен в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды на территории Предгорного административного района Ставропольского края, в 400 м к югу от станицы Ессентукской.

Разработка горного участка осуществляется разведочно-эксплуатационной скважиной № 70. Координаты скважина 41°01, СШ и 42°51, ВД. Абсолютная отметка устья скважины 662,2 м.

Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю и ООО «Холод-розлив» заключён договор № 6/10 от 09.02.2010 на сдачу территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в аренду имущества федеральной собственности составляющих государственную казну Российской Федерации (скважина № 70).

Скважина № 70 расположена по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, южная окраина, 100 м к юго-западу от бригады № 1 СПК «Родник».

Между Администрацией Предгорного района и ООО «Холод-розлив» заключен договор аренды от 25.12.2000 № б/н земельного участка, общей площадью 3000 м2, расположенного в границах земель СПК «Родник» (на участке имеется скважина № 70), сроком на 25 лет.

Участок недр имеет статус горного отвода.

09.10.2015 Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводной акт № 345, площадь горного отвода составляет 401 га, в проекции на поверхность земли и 0,3 га в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли.

Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 00534 МР – до 01.09.2025 г.

По результатам проведения проверки, должностным лицом установлено, что юридическим лицом ООО «Холод-розлив» допущено нарушение требований: ст. 7, п.1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 7, п.10 ч. 2 ст. 22, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 23, ст. 23.2, ст. 23.2, ст. 27 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, п. 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921, Приказ Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геолого-разведочных работ» от 17.09.2013 № 371, п. 5, п. 12, п. 33 Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» от 30.07.2020 № 530, пп. «в» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» от 11.02.2016 № 94, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903.

ООО «Холод-розлив», являясь юридическим лицом, допустило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СТВ 00534 МР, а именно допущены следующие нарушения:

- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводной акт от 09.10.2015 № 345;

- в период с 02.06.2020 по 07.12.2020 не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;

- не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки Горного участка (скважина № 70) Ессентукского месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационной скважины;

- не обеспечено отведение дезинфекционного раствора в канализационную систему в соответствии с Технологической схемой;

- не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга по лицензии СТВ 00534 МР в соответствии с требованиями программы мониторинга подземных вод (стр. 11-17) и Технологической схемой (стр. 116-123);

- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;

- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;

- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;

- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении № 26в -21-010-2021-П/А-208 от 30.07.2021 г. по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.

В силу ч.2 ст.7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Законом о недрах регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

На этапе пользования недрами требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности содержатся в статье 22 Закона о недрах, в которой оговорены права и обязанности пользователя недр.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «Холод-розлив» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили отраженные в акте от 13 мая 2021 г. результаты внеплановой выездной проверки деятельности ООО «Холод-розлив», осуществляющего добычу минеральных подземных вод на территории Ставропольского края на Горном и Западно-Быкогорском участках Ессентукского месторождения минеральных вод.

Как указано ранее, у общества имеется лицензия на право пользования недрами СТВ № 00534 МР, зарегистрированная в Федеральном агентстве по недропользованию, сроком действия до 1 сентября 2025 г.

Одним из вменяемых обществу нарушений является не приобщение в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводного акта от 09.10.2015 № 345.

Вместе с тем, Письмом Росприроднадзора № СР-08-03-34/8490, Роснедр № ЕП-02-31/5415 от 28.03.2022 "О направлении разъяснений" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство по недропользованию в рамках исполнения возложенных полномочий разъяснила следующее.

Согласно положениям ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 Закона, в соответствии с Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода в порядке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 (далее - Правила).

Согласно п. 16 Правил горноотводный акт оформляется органом государственного горного надзора - в 2 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а другой экземпляр не позднее 5 дней со дня оформления передается пользователю недр.

Копия горноотводного акта с планом границы горного отвода не позднее 5 дней со дня оформления направляется органом государственного горного надзора в государственный орган исполнительной власти, выдавший соответствующую лицензию на пользование недрами.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 12.1 Закона включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части осуществляется в рамках процедуры по внесению изменений в лицензию на пользование недрами.

При этом в соответствии с ч. 8 ст. 12.1 Закона включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, в лицензию на пользование недрами осуществляется исключительно по инициативе Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов, в отношении участков недр местного значения - по инициативе органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, необходимость обращения в уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие внесение изменений в лицензии на пользование недрами, для включения в лицензию документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода, отсутствует.

Кроме того, на обращение ООО "Холод-розлив" в Федеральное агентство по недропользованию, последнее разъяснило, что внесение изменений в лицензию на пользование недрами в части включения горноотводного акта осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями (за исключением внесения изменения в лицензии на пользование участком недр местного значения) в инициативном порядке на основании информации, содержащейся в федеральных информационных системах и государственных информационных ресурсах, а также поступивших в их адрес в соответствии с Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1465, документов, удостоверяющих уточныенные границы горных отводов с учетом разграничения полномочий, предусмотренного п.6 Порядка.

Следовательно, указанное нарушение вменено обществу необоснованно и подлежит исключению из обжалуемых постановления и представления.

Кроме того, обществу также вменяется в качестве нарушения не обеспечение ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений».

Вместе с тем, согласно представленному суду информационному письму Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № 07-13/788 от 23.12.2021 г., Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.1 1.2020 №903 «Об утверждении порядка ведениясобственниками водных объектов и водопользователями учета объемовзабора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сбросасточных, в том числе дренажных, вод, их качества» утвержден Порядокведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объемазабора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточныхвод и (или) дренажных вод, их качества. Порядок разработан в соответствии сПоложением об осуществлении государственного мониторинга водныхобъектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерацииот 10.04.2007 №219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», и определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета втерриториальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 2 вышеупомянутого приказа предусмотрено, что обязанностьведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов иобъема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается нафизических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц,которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора(изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия)водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числедренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов вуказанных целях.

Предоставление в Кубанское БВУ сведений, полученных в результате учетазабора (изъятия) водных ресурсов из подземных источников, Порядком ведениясобственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора(изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в томчисле дренажных, вод, их качества, утвержденным Приказом Министерстваприродных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 №903, непредусмотрено.

Таким образом, данное нарушение также подлежит исключению из обжалуемых постановления и представления.

В остальной части доводы заявителя не имеют правового значения ввиду следующего.

Из содержания пунктов 3, 4 статьи 23 Закона о недрах следует, что в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр является необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет.

Выполнение работ по оценке запасов подземных вод является следствием реализации требований по рациональному использованию и охране недр. Цель данных требований - обеспечение предприятий и населения водой надлежащего качества, добыча которой не приведет к истощению целевого эксплуатируемого водоносного горизонта и негативному воздействию на окружающую среду в целом.

В соответствии со статьей 29 Закона о недрах оцененные запасы подземных вод участков недр (месторождений) подлежат государственной экспертизе и постановке на государственный учет.

Следовательно, обязательной частью лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод является необходимость переоценки запасов подземных вод в связи с истечением расчетного срока, изменениями условий эксплуатации и т.п.

В рассматриваемом случае лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не оспаривалось, что после внесения изменений и дополнений в лицензию СТВ 00534 МР на право пользования недрами с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения, имевших место 27 декабря 2011 г. (дополнение № 2), общество, будучи владельцем лицензии, взятое на себя обязательство произвести переоценку запасов минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения по данным мониторинга, не выполнило.

ООО «Холод-розлив» не оспаривалось, что паспорта скважин по лицензионным участкам с указанием их номеров (добывающие, нагнетательные, контрольные, специальные, наблюдательные, ликвидированные, законсервированные и иные) у общества отсутствуют и в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации не обеспечено.

Между тем наличие паспорта водозаборной скважины, то есть геологической документации объектов и пунктов наблюдения (в том числе скважин), является обязательным исходя из смысла пункта 7 части 2 статьи 20 Закона о недрах, а также пункта «а» приложения № 1 к приказу Минприроды России от 24 октября 2016 г. № 555 «Об утверждении Перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых», согласно которым представление паспорта скважины в территориальный фонд геологической информации является необходимой обязанностью пользователя недр.

Таким образом, указанные нарушения вменены обществу обоснованно.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представителем общества представлены суду документы, подтверждающие направление 28.01.2022 г. копии паспортов скважин №№71, 71-Н Западно-Быкогорского участка и № 70 Горного участка Ессентукского месторождения.

Следовательно, к моменту рассмотрения дела указанные нарушения устранены обществом.

Правомерно должностным лицом административного органа сделаны выводы о том, что ООО «Холод-розлив» не исполнена обязанность по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что нормативы потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогелогическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Однако, доказательств в подтверждение данных доводов в материалы дела не представлено, правовых предписаний, освобождающих пользователя недр от утверждения нормативов потерь подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче, рассчитываемых по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаемых недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, в жалобе не приведено.

Несостоятельны также доводы жалобы о том, что обязанности представить в установленный законном срок в Департамент по недропользованию по СевероКавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистическую отчетность по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 г. и 1 квартал 2021 г. по Горному участку Ессентукского месторождения у должностного лица общества не возникает, поскольку в соответствии с Указаниями по заполнению формы №2-ГР «Сведения о выполнении геологоразведочных работ» и № 7-ГР «Сведения о выполнении геологоразведочных работ но их видам и группам полезных ископаемых», предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17 сентября 2013 г. № 371 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ, а в случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами, сделан без учета положений статьи 22 Закона о недрах, в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Из пункта 1 названных Указаний следует, что сведения по формам федерального статистического наблюдения № 2-ГР и № 7-ГР предоставляют юридические лица независимо от формы собственности, осуществляющие геологоразведочные работы.

При этом, являясь геологоразведочной организацией, ООО «Холод-розлив» как организация, владеющая сведениями о выполненных работах, обязано представлять сведения по формам федерального статистического наблюдения № 2-ГР и № 7-ГР.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства доводы жалобы нашли частичное подтверждение, в действиях ООО «Холод-розлив» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, за исключением тех нарушений, которые исключены в судебном заседании.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

При рассмотрении дела должностным лицом не допущено существенных нарушений законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены обжалуемого акта не является.

Вместе с тем, как указано ранее, в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о частичном исключении вмененных обществу нарушений на основании дополнительно представленных доказательств, что является основанием к изменению обжалуемых постановления и представления.

В соответствие с п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Разрешая вопрос о назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Кроме того, в силу п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным применить положения п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, снизив размер штрафа до 150 000 рублей поскольку назначение обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. № 26в-21-010-2021-П/А/-208/5 от 01 сентября 2021 года по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и представление № 26в-21-010-2021-П/А-208/5 от 01 сентября 2021 года, изменить.

Признать незаконными и подлежащими исключению следующие вменяемые ООО «Холод-розлив» нарушения:

- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводной акт от 09.10.2015 № 345;

- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений».

Снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

Жалобу директора ООО «Холод-розлив» Хаутова Д.К. – удовлетворить частично.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. № 26в-21-010-2021-П/А/-208/5 от 01 сентября 2021 года по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и представление № 26в-21-010-2021-П/А-208/5 от 01 сентября 2021 года, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Иванова