Дело № 12-171/2023 мировой судья Перевозникова Е.А.
РЕШЕНИЕ
г. Златоуст 7 сентября 2023 года
Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Карандашова А.В.,
с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наговициной Ю.И., - ФИО11 и ФИО6,
должностного лица, составившего протокол, - заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Златоустовского городского округа Челябинской области ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области жалобу ФИО11 в интересах Наговициной Юлии Исламовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Управление по физической культуре и спорту Златоустовского городского округа», ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
на постановление по делу об административном правонарушении от 19 июня 2023 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 1 г. Златоуста Челябинской области, о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Златоуста Челябинской области от 19 июня 2023 года должностное лицо – главный бухгалтер Муниципального казенного учреждения «Управление по физической культуре и спорту Златоустовского городского округа» (далее – МКУ «УФКиС ЗГО», Учреждение) Наговицына Ю.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде предупреждения (с учетом определения мирового судьи судебного участка № 1 г. Златоуста Челябинской области от 26 июня 2023 года об исправлении описки).
В жалобе ФИО11, не согласившись с постановлением мирового судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование указывает на то, что в протоколе не указаны время, дата и место совершения правонарушения. 31 декабря 2022 года Наговицына Ю.И. не могла совершить правонарушение, поскольку это был выходной день. Местом совершения правонарушения не может быть адрес г. Златоуст, ул. Калинина, д. 7, так как с октября 2022 года МКУ УФКиС ЗГО фактически находится по другому адресу, а кроме того, нежилое помещение по вышеуказанному адресу исключено из оперативного управления МКУ УФКиС ЗГО. Считает, что дата административного правонарушения установлена неверно. Такая дата указана, поскольку является конечной в годовом отчетном периоде, по итогам которого Наговицына Ю.И. допустила искажение бюджетной отчетности. Однако в соответствии с п. 10 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н, днем представления бюджетной отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи бюджетной отчетности на бумажном носителе по принадлежности. Ссылается на то, что Наговицына Ю.И. получила от подведомственных учреждений отчеты только в январе 2023 года, после этого представила бюджетную отчетность. В этой связи дата 31 декабря 2022 года установлена неверно. Кроме того, к Наговицыной Ю.И. подлежал применению пункт 5 примечания к ст.15.15.6 КоАП РФ об освобождении ее от ответственности, поскольку предоставление бюджетной отчетности, содержащей искажение показателей бюджетной отчетности, было допущено ею в результате несоответствия составленных другими лицами первичных документов. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями должностного лица ФИО5 при рассмотрении дела мировым судьей и письмом МАУДО «Спортивная школа № 7» от 28.02.2023 г. № 31.
Приводит доводы о том, что мировой судья незаконно допустил к участию в судебном заседании представителей Контрольно-счетной палаты ФИО4 и ФИО5 У указанных лиц отсутствовали полномочия на представление интересов Контрольно-счетной палаты при рассмотрении дела, а также право выступать в судебном заседании в том качестве, в котором их допустил мировой судья. Представленные ими доверенности не предусматривают полномочий на участие в качестве должностных лиц по делу об административном правонарушении, не дают им право подавать жалобу на вынесенное мировым судьей постановление. При рассмотрении дела должностные лица давали свои пояснения, однако не были предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. Следовательно, их пояснения, положенные в основу постановления, не могли быть использованы в качестве надлежащего доказательства.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, Наговицина Ю.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляла, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие, с участием ее представителей.
Представители Наговициной Ю.И. - ФИО11 и ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы с дополнением поддержали в полном объеме по основаниям, в них изложенным. Настаивали на том, что дата административного правонарушения должна быть связана с событиями, на основании которых Наговицина Ю.И. могла быть освобождена от административной ответственности. Однако в рамках настоящего дела никто не устанавливал дату составления Наговициной Ю.И. бухгалтерской отчетности и дату ее представления в финансовый орган. 31 декабря 2022 года отчетность не могла быть представлена, это никем не оспаривается. Сами школы представили искаженную отчетность для Наговициной Ю.И. уже после нового года, то есть в 2023 году. Соответственно 31 декабря 2022 года никакую проверку Наговицина Ю.И. провести не могла. Дата правонарушения, связанная с примечаниями к ст. 15.15.6 КоАП РФ, должна быть четко установлена. Вместе с тем по делу не установлено когда Наговицина Ю.И. исказила бюджетную (финансовую) отчетность, а также когда она ее представила и когда отчетность была принята финансовым органом. До этой даты Наговицина Ю.И. не подлежала привлечению к административной ответственности, поскольку имела возможность исправить отчетность, составленную по состоянию на 31 декабря 2022 года. При составлении отчетности Наговициной Ю.И. нужно было предоставить аудит, поскольку она главный распорядитель бюджетных средств, в ее ведении находятся все подведомственные учреждения. Она исправила отчетность до составления протокола об административном правонарушении, а не в рамках проверки. Исказили отчетность подведомственные учреждения, поэтому такая отчетность была представлена и Наговициной Ю.И. В последний день отчетного периода у Наговициной Ю.И. не имелось обязанности представить и проверить первичные документы, которые только в январе 2023 года были ей представлены.
Местом правонарушения орган, проводивший проверку, установил адрес: г. Златоуст, Калинина, 7. Однако по данному адресу никто не находился. До 31 декабря 2022 года помещение по данному адресу было возвращено в Комитет по управлению имуществом ЗГО. Во время проведения проверки все сотрудники Учреждения находились по адресу: г. Златоуст, ул. площадь третьего Интернационала. Использовать помещение, находящееся на ул. Калинина в г. Златоусте, не представлялось возможным из-за нахождения его в аварийном состоянии.
В составленном акте нарушение установлено, однако лицо, допустившее нарушение, не указано, что противоречат стандартам локальных документов и нарушает права Наговициной Ю.Н., которая могла своевременно предоставить письменные возражения.
Мировой судья дополнительные доказательства получил от должностных лиц, которые не могли быть участниками по делу в силу требований закона. Должностные лица Контрольно-счетной палаты Златоустовского городского округа, в том числе ФИО7, могут иметь служебную заинтересованность в исходе дела. Их участие в деле значительно ухудшает возможность надлежащей защиты.
Должностное лицо, составившее протокол, - заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Златоустовского городского округа Челябинской области ФИО4 с доводами жалобы с дополнениями не согласилась, просила постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу с дополнениями без удовлетворения. Указала на то, что акт был составлен по результатам проверки. Управление является главным распорядителем средств и собирает отчетность по своим подведомственным учреждениями, проводит финансовый аудит отчетности в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Нарушения при составлении отчетности допущены главным бухгалтером МКУ УФКиС ЗГО. После проведения контрольных мероприятий было установлено значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, которые привели к искажению консолидированной отчетности. Была списана задолженность, которую Наговицина Ю.Н. не должна была списывать. Нарушения были исправлены по представлению, но до составления протокола об административном правонарушении. Дата совершения правонарушения это день отчетного периода. При определении даты правонарушения она руководствовалась ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете». Иным способом установить дату совершения правонарушения невозможно, поскольку отчетность предоставляется не непосредственно в контрольно-счетную палату. В соответствии с п. 10 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, бюджетная отчетность представляется главным распорядителем бюджетных средств в финансовый орган соответствующего бюджета в установленные сроки. Правонарушение считается совершенным в ходе составления бухгалтерской отчетности, а не при предоставлении ее в соответствующий орган.
По месту совершения правонарушения пояснила о том, что при его определении исходила из места нахождения юридического лица, то есть МКУ «УФКиС». В протоколе указан адрес, который, согласно выписке из ЕГРЮЛ, на момент совершения правонарушения и до 5 июня 2023 года являлся местом регистрации юридического лица. Документов о том, что указанное Управление находилось по иному адресу, на момент совершения Наговициной Ю.И. административного правонарушения, у нее не имелось. При этом местом совершения административного правонарушения является место его совершения, независимо от места наступления последствий. Считала, что при определении места совершения административного правонарушения следует исходить из места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица. В соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 54 ГК РФ), место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ. Распоряжением администрации принято решение о передаче МКУ «УФКиС» в безвозмездное пользования нежилых помещений, находящихся по адресу: г. Златоуст, площадь 3-го Интернационала, 12. Договор безвозмездного пользования с владельцем помещений и акт приема-передачи был составлен 9 февраля 2023 года. Вынесение решения об исключении из оперативного управления нежилого помещения не означает прекращение его использования. Необходимо осуществить передачу нежилого помещения в муниципальную казну. Согласно акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, нежилое помещение по ул. Калинина, 7 в г. Златоусте МКУ УФКиС ЗГО передало в муниципальную казну 13 апреля 2023 года.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Из постановления мирового судьи следует, что Наговицына Ю.И., являясь должностным лицом, - главным бухгалтером МКУ «УФКиС ЗГО», расположенного по адресу: г. Златоуст, ул. им. М.И. Калинина, д. 7, исказила данные в бюджетной отчетности по состоянию на 31 декабря 2022 года на 2,1 % («Баланс главного распорядителя бюджетных средств» строка 260 формы 0503130, «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» форма 0503169) вследствие не отражения на счетах бюджетного учета дебиторской задолженности учреждений по предоставленным целевым субсидиям в общей сумме 682,3 тысяч рублей: при не достижении МАУДО «СШ №» показателя результативности, установленного в Соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 56,0 тысяч рублей, в бюджетном учете Управления отражена дебиторская задолженность только в сумме 35,3 тысяч рублей; при не достижении МАУДО «СШ №» показателя результативности, установленного в Соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 352,1 тысяч рублей, дебиторская задолженность учреждения в бюджетном учете МКУ УФКиС не отражена; при не достижении МАУДО «СШ №» показателя результативности, установленного в Соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 309,5 тысяч рублей, дебиторская задолженность учреждения в бюджетном учете Управления не отражена,
Факт нарушения должностным лицом Наговицыной Ю.И. искажения сведений в бюджетной отчетности подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе:
- протоколом по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным надлежащим должностным лицом в соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ;
- копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета ЗГО и имущества, находящегося в муниципальной собственности ЗГО» в МКУ «УФКиС ЗГО»;
- копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу на должность главного бухгалтера МКУ «УФКиС ЗГО» Наговицыной Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ;
- копией должностной инструкции главного бухгалтера МКУ «УФКиС ЗГО», утвержденной начальником ДД.ММ.ГГГГ;
- балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств МКУ «УФКиС ЗГО» на ДД.ММ.ГГГГ;
- копией инвентаризационной описи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении целевых субсидий, заключенного между МКУ «УФКиС ЗГО» и МАУ «Спортивная школа №»;
- копиями отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидий на ДД.ММ.ГГГГ, составленных МАУ «Спортивная школа №»;
- копиями отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия на ДД.ММ.ГГГГ, составленных МАОУ «Спортивная школа №»;
- копией соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении целевых субсидий, заключенного между МКУ «УФКиС ЗГО» и МАУ «Спортивная школа №»;
- копией соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении из бюджета ЗГО МАУ субсидий на иные цели, заключенного между МКУ «УФКиС ЗГО» и МАУ «Спортивная школа №»;
- карточками счета № за ДД.ММ.ГГГГ год МКУ «УФКиС ЗГО».
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к обоснованному выводу о виновности Наговицыной Ю.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Согласно ч. 3 ст.15.15.6 КоАП РФ нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу подпункта 1 части 3 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей.
Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает полномочиями по формированию бюджетной отчетности (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета устанавливаются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
МКУ «УФКиС ЗГО» является отраслевым органом Администрации ЗГО и действует на основании Положения, утвержденного решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее Положение о МКУ «УФКиС ЗГО»).
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ МКУ «УФКиС ЗГО» наделено частью функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных учреждений спорта, в том числе: по определению объема и предоставлению целевых субсидий.
В целях исполнения требований абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ Постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден порядок предоставления субсидии на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям ЗГО, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ «УФКиС ЗГО» (далее Порядок Администрации ЗГО №).
Операции по предоставлению бюджетным, автономным учреждениями субсидий на иные цели отражаются в бюджетном учете учредителя в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина от 06.12.2010 года №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее Инструкция №162н).
Согласно пункту 80 Инструкции №162н до выполнения бюджетным или автономным учреждением, получившим целевую субсидию, условий ее предоставления, согласно которым предоставленные средства субсидии должны быть использованы ее получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, расчеты в зависимости от характера субсидии (текущий или капитальный) учитываются на счете 020600000 «Расчеты по выданным авансам».
Абзацем 11 пункта 102 Инструкции №162н, с учетом письма Минфина России от 02.10.2020 года №, предусмотрено, что зачет субсидий предоставленных бюджетным, автономным учреждением отражается по счету 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» на основании информации о достижении условий предоставления указанных субсидий (в том числе достижения установленных целевых показателей, значений результатов).
Наговицына Ю.И. назначена на должность главного бухгалтера МКУ «УФКиС ЗГО» приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение пунктов 80, 102 Инструкции Минфина России № в 2022 года в МКУ «УФКиС ЗГО» зачет авансов по предоставленным субсидиям производятся ежеквартально на основании отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия, а не на основании отчета о достижении показателя результативности.
Согласно отчету о достижении значений результатов предоставления субсидии на ДД.ММ.ГГГГ в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с МАУДО «СШ №» на сумму 641,1 тыс. рублей, значения показателя результативности Учреждением не достигнуты (2 единицы на сумму 56,0 тыс. рублей).
Согласно данным формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» годовой бюджетной отчетности и инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ№ сумма дебиторской задолженности на ДД.ММ.ГГГГ год отражена в размере 35,3 тыс. рублей.
Из данных предоставленных в отчетах о достижении показателей результативности за 2022 год в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 352,1 тыс. рублей, заключенного с МАУДО «СШ №» и от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 309,5 тыс. рублей, заключенного с МАУДО «СШ №» показатели результативности учреждениями не достигнуты.
Наличие события административного правонарушения установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Мировой судья при рассмотрении дела сделал обоснованный вывод о том, что вследствие вышеуказанных нарушений по состоянию на 31.12.2022 года главным бухгалтером МКУ «УФКиС ЗГО» допущено искажение формы бюджетной отчетности в сумме 582,3 тыс. рублей (формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» и строки 260 «Дебиторская задолженность по выплатам» формы 0503130 «Баланс главного распорядителя бюджетных средств»). Вывод о наличии в деянии Наговицыной Ю.И., не исполнившей надлежащим образом свои должностные обязанности, объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия Наговицыной Ю.И. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями ст. 29.5 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы представителей Наговициной Ю.И. о том, что акт, составленный по результатам контрольного мероприятия, является недопустимым доказательством, поскольку в нем не установлено лицо, допустившее нарушение, признаются несостоятельными, опровергаются содержанием указанного акта, в котором имеется ссылка на то, что лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность являются начальник и главный бухгалтер Управления.
Доводы жалобы ФИО11 о незаконности протокола по делу об административном правонарушении, в связи с неверным определением даты и места совершения административного правонарушения, признаются несостоятельными.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, не является длящимся, время совершения административного правонарушение (дата) подлежит установлению при возбуждении дела об административном правонарушении.
Искажение бюджетной отчетности по состоянию на 31 декабря 2022 года, допущенное главным бухгалтером, выявлено в ходе проверки 6 апреля 2023 года.
От даты совершения правонарушения, как верно отмечает представитель Наговициной Ю.И., помимо сроков давности, зависит возможность освобождения лица от административной ответственности по примечанию к ст. 15.15.6 КоАП РФ.
По примечанию 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ должностное лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, в том числе в случае представления бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой отчетности): до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - субъект консолидированной отчетности); после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Вместе с тем на момент проведения Контрольно-счетной палатой ЗГО Челябинской области контрольного мероприятия, бюджетная отчетность округа уже была направлена в Министерство финансов Челябинской области, о чем свидетельствуют письма Финансового управления ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом сроками представления в Финансовое управление Златоустовского городского округа годовой отчетности МКУ «УФКиС» как главного распорядителя бюджетных средств является дата ДД.ММ.ГГГГ, а сводной отчетности автономных и бюджетных учреждений – ДД.ММ.ГГГГ, что следует из приказа ФУ ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, уточненные (исправленные) показатели были предоставлены Наговициной Ю.И. после их обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ. Об этом же свидетельствует бухгалтерская справка от 6 апреля 2023 года
По примечанию 5 к ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
Однако объективных данных, указывающих на то, что искажение было допущено ввиду представления Управлению неверных первичных данных, в материалы дела не представлено. Несоответствие свершимся фактам хозяйственной жизни в представлениях учреждениями в МКУ «УФКиС» первичных документов отсутствуют, что усматривается из одного из доказательств по делу - акта, а также соглашений от 22 и 25 февраля 2022 года о значении результатов представления субсидий. Из того же акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отчеты подведомственных учреждений спорта о достижении значений результатов предоставления субсидии при отражении обязательств на соответствующих счетах бухгалтерского учета во внимание не принимались.
Таким образом, установление даты, являющейся последним днем отчетного периода, а не фактического представления Наговициной Ю.И. бюджетной отчетности со значительным искажением ее показателей, не влечет освобождение должностного лица от административной ответственности.
Учитывая, что обязанность по предоставлению бюджетной отчетности лежит на конкретном юридическом лице, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения юридического лица.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В данном случае местом совершения административного правонарушения верно указан адрес: г. Златоуст, ул. им. М.И. Калинина, д. 7, являющийся юридическим адресом учреждения.
Довод ФИО11 о том, что пояснения должностных лиц ФИО4 и ФИО5, положенные в основу постановления мирового судьи, не могут быть использованы в качестве доказательств виновности Наговицыной Ю.И. в совершении правонарушения, не влекут за собой изменение или отмену обжалуемого постановления.
В соответствии с п. 10. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, в связи с чем они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Наговицыной Ю.И. в рамках требований закона опросил вышеуказанных должностных лиц для разрешения возникших у него вопросов. Необходимость выяснения возникших вопросов не исключает представление каких-либо документов в обоснование позиции, которые могут стать доказательствами по делу.
Каких-либо объективных сведений о заинтересованности представителей контрольно-счетной палаты ЗГО в неблагоприятном для Наговициной Ю.И. исходе дела материалы дела не содержат, не установлено таковых и в судебном заседании. Их участие, напротив, способствовало всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств по делу.
При назначении Наговицыной Ю.И. административного наказания мировым судьей требования ст.ст. 3.1, 3.4, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание Наговицыной Ю.И. назначено с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене назначенного административного штрафа на предупреждение, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя Наговицыной Юлии Исламовны - ФИО11 на постановление по делу об административном правонарушении от 19 июня 2023 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 1 г. Златоуста Челябинской области, о привлечении Наговицыной Ю.И. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ, оставить без удовлетворения, постановление – без изменения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья