ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1724/2021 от 08.06.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

08 июня 2021 года город Тверь

Судья Центрального районного суда города Твери Давыденко Н.В., рассмотрев жалобу заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. на постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 25 марта 2021 года №069/04/7.32-508/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д.

УСТАНОВИЛ:

постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 25 марта 2021 года №069/04/7.32-508/2020 должностное лицо - заместитель Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкин И.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 14-19).

Не согласившись с вынесенным постановлением, Иванкин И.Д. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что с целью выполнения работ по обустройству общественной территории - пешеходной зоны - тротуара со стороны парка Свободы на участке дороги по ул. Тимофеевская (от пер. Советский до ул. Рабочая) в г. Осташков Тверской области ГБУ «Тверской РЦЦС» на основании проекта, разработанного АО ПИ «Тверьжилкоммунпрект» (обособленное подразделение г. Осташков») составил сметную документацию по объекту «Обустройство общественной территории -пешеходной зоны - тротуара со стороны парка Свободы на участке дороги по ул. Тимофеевская (от пер. Советский до ул. Рабочая) в г. Осташкове Тверской области). Оснований не доверять содержанию проектно-сметной документации не имелось, поскольку она была разработана и согласована специализированной организацией ГБУ «Тверской РЦЦС». 08 мая 2020 года по результатам электронного аукциона (протокол №0136600002620000021-3 от 06 мая 2020 года) Администрацией Осташковского городского округа с ООО «СВС - ГРУПП» был заключен муниципальный контракт №013-ЭА/2020 на выполнение работ по обустройству общественной территории - пешеходной зоны - тротуара со стороны парка Свободы на участке дороги по ул. Тимофеевская (от пер. Советский до ул. Рабочая) в г. Осташков Тверской области соответствии с разработанной проектно-сметной документацией.

При приемке выполненных работ была обнаружена техническая ошибка в проектно-сметной документации в расчете объема используемого материала по позиции №7 (С408-0122) песок природный для строительных работ средний м3 -1375 м3, вместо 35,2 м3 необходимых для производства работ.

В результате чего, муниципальный контракт №013-ЭА/2020 на выполнение работ по обустройству общественной территории – пешеходной зоны - тротуара со стороны парка Свободы на участке дороги по ул. Тимофеевская (от пер. Советский до ул. Рабочая) в г. Осташков Тверской области был расторгнут, а оплата была произведена по факту выполненных работ. Изменения в указанный муниципальный контракт, в том числе в части увеличения цен товаров, работ, услуг не вносились, условия муниципального контракта не изменялись.

Полагает, что основания для привлечения заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа к административной ответственности по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ отсутствуют (л.д.1-4).

В судебное заседание заместитель Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкин И.Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представитель УФАС по Тверской области, Осташковский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

На основании п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ судьёй определено рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников производства по делу.

Исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Исходя из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

При этом, согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном Законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) (ч.1 ст.1 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.34 Закона №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с ч. 2 данной статьи при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Исходя из положений п.1 ст.432 ГК РФ, к существенным относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст.ст.766, 767 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п.1 ст.767 ГК РФ в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.34 и 95 Закона №44-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.95п.1 ст.95 Закона №44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.

Предусмотренные Законом №44-ФЗ ограничения для изменения цены контракта установлены как для подрядчика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.

При изменении ранее определённой цены контракта необходимо подтверждение наличия оснований, предусмотренных как непосредственно п.1 ст.95 Закона №44-ФЗ, так и условиями контракта.

При рассмотрении дела установлено, что 18 мая 2020 между администрацией Осташковского городского округа с ООО «СВС-ГРУПП» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству общественной территории - пешеходная зона - тротуар со стороны парка Свободы на участке дороги по ул.Тимофеевская (от пер.Советский до ул.Рабочая) в г.Осташков Тверской области (л.д.123-139).

Пунктом 1.1 муниципального контракта предусмотрено, что обязательства по настоящему муниципальному контракту в установленный контрактом срок выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение №1) и проектно-сметной документацией (приложение №2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.

Цена контракта составляет 2646979,59 рублей, включая НДС 20% (пункт 2.1 муниципального контракта). Срок выполнения работ по настоящему контракту - 30 июня 2020 года (пункт 3.1 муниципального контракта).

Согласно пункту 14.1 муниципального контракта, все изменения и дополнения к настоящему контракту действительны лишь в случае, если они совершены в письменной форме и не противоречат действующему законодательству, оформленные в виде дополнительных соглашений, которые становятся неотъемлемой частью контракта после их подписания.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракту в соответствии с гражданским законодательством (пункт 14.3 контракта).

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 14.6 контракта).

24 июля 2020 года между администрацией Осташковского городского округа в лице заместителя главы администрации Иванкина И.Д. и ООО «СВС-ГРУПП» в лице генерального директора Товмасяна О.Г. заключено соглашение о расторжении муниципального контракта №013-ЭА/2020 от 18 мая 2020 года (л.д.141-142).

Согласно пункта 1 соглашения, на основании пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ стороны пришли к соглашению об увеличении отдельных видов работ не более 10% от первоначальных объемов и их стоимости (приложение к соглашению «Ведомость отпавших и возникших работ к МК № 013-ЭА/2020).

На дату заключения соглашения о расторжении контракт исполнен на сумму 1614567,28 рублей. Отпавшие работы по контракту подрядчиком не выполняются и соответственно заказчиком не оплачиваются (п.п.3,4 соглашения).

Согласно приложения к соглашению «Сводная ведомость объемов и стоимости работ на выполнение работ по ремонту пешеходного тротуара на ул. Тимофеевская (от пер.Советского до ул.Рабочая) в г.Осташков Тверской области» общая сумма возникших работ составила 65339,26 рублей, что менее 10% от стоимости контракта. Сумма отпавших работ с учетом НДС составила 1097751,57 рублей, что составляет более 10 % предусмотренных контрактом работ. В перечень отпавших работ, изначально предусмотренных проектно-сметной документацией, вошли работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка (объем по смете на 396468 рублей без НДС, сумма отпавших работ на сумму 386294 рубля без НДС) и песок природный для строительных работ средний 1250 х 1.1 (объем по смете на сумму 545045 рублей без учета НДС, сумма отпавших работ 531058 рублей).

В связи с изменением существенных условий муниципального контракта №013-ЭА/2020 от 18 мая 2020 года, при том, что возможность изменения таких условий контракта законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не допускается, постановлением и.о. Осташковского межрайонного прокурора Лопачевой Л.В. в отношении заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя – начальником отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 25 марта 2021 года №069/04/7.32-508/2020 заместитель Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкин И.Д. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

В силу ст. 107 Закона №44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Контрактные управляющие, работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органа, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно копии срочного трудового договора №41 с муниципальным служащим Администрации Осташковского городского поселения, Иванкин И.А., поступает на муниципальную службу в органы местного самоуправления и назначается на должность муниципальной службы заместителя Главы администрации Осташковского городского округа. Срок действия трудового договора – с 13 августа 2018 года по 15 января 2019 года (л.д.45-51). В соответствии с распоряжением Главы Осташковского городского округа от 10 января 2019 года срок действия трудового договора изменен – с 13 августа 2018 года по 31 января 2020 года (л.д.53), в соответствии с распоряжением от 31 января 2020 года изменен – с. 13 августа 2018 года по 31 января 2021 года (л.д.52).

Из копии должностной инструкции в должностные обязанности заместителя Главы Осташковского городского округа Иванкина И.Д., входит в том числе, координация работы осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на условиях повышения эффективности, результативности, гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере (п. 3.19).

С учетом изложенного, должностное лицо – заместитель Главы администрации Осташковского городского округа является субъектом вмененного административного правонарушения.

Признавая Иванкина И.Д. виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения, должностное лицо УФАС по Тверской области пришел к выводу о том, что при заключении соглашения о расторжении муниципального контракта фактически был изменен предмет контракта и объем выполняемых работ, являющиеся существенными условиями контракта, чем нарушены требования ст.34, ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ.

С данными выводами судья соглашается. Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица подтверждаются исследованными при рассмотрении дела письменными доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 ноября 2020 года, в котором изложено событие вменённого административного правонарушения (л.д.34-40),

- копией срочного трудового договора №41 с муниципальным служащим Администрации Осташковского городского поселения Иванкиным И.Д. (л.д.45-51),

- копией распоряжения Главы Осташковского городского округа от 10 января 2019 года (л.д. 53),

- копией распоряжения Главы Осташковского городского округа от 31 января 2020 года (л.д. 52),

- копией должностной инструкции заместителя Главы Осташковского городского округа Иванкина И.Д. (л.д.54-60),

- копией муниципального контракта от 18 мая 2020 на выполнение работ по обустройству общественной территории-пешеходная зона-тротуар со стороны парка Свободы на участке дороги по ул.Тимофеевская (от пер. Советский до ул.Рабочая) в г.Осташков Тверской области с приложениями №№1, 2 (л.д.123-135),

- копией сообщения ООО «СВС-Групп» от 29 июня 2020 года (л.д.63),

- копией справки о стоимости выполненных работ и затрат (л.д.64),

- копией акта и приемке выполненных работ (л.д.65-73),

- копией акта приемки законченных работ от 17.июля 2020 года (л.д.80-81)

- копией протокола технического совещания №1 от 08 июня 2020 года (л.д.84),

- копией протокола технического совещания №3 от 26 июня 2020 года (л.д.85-87),

- копией сообщения от 23 марта 2020 года ГБУ «Тверской РЦЦС», составившего сметную документацию по указанному в муниципальном контракте объекту, размер которой в текущем уровне цен 4 квартала 2019 года составляет 2660,281 тыс.руб. с НДС 20% (л.д.88),

- копией локальной сметы №1 (л.д.89-98),

- копией проектной документации по указанному в муниципальном контракте объекту (л.д.103-116),

- копией соглашения от 24 июля 2020 года о расторжении муниципального контракта № 013-ЭА/2020 от 18 мая 2020 года на выполнение работ по обустройству общественной территории-пешеходная зона-тротуар со стороны парка Свободы на участке дороги по ул.Тимофеевская (от пер.Советский до ул.Рабочая) в г.Осташков Тверской области (л.д.141-142);

- копией сводной ведомости объёмов и стоимости работ по объекту, согласно которой имеются отпавшие работы, в том числе по устройству подстилающих и выравнивающих слоёв оснований из песка (п.6) и песок природный для строительных работ средний (п.7) (л.д.143-147), а также иными материалами дела.

Допустимость и достоверность вышеприведенных доказательств, положенных в основу обжалуемого постановления, сомнений у судьи не вызывает, выводы УФАС по Тверской области о виновности должностного лица Иванкина И.Д. в совершении вменённого административного правонарушения мотивированы, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела.

Таким образом доводы заявителя об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности не основаны на материалах дела.

В рассматриваемом случае, заключив соглашение о расторжении муниципального контракта, стороны фактически уменьшили объём предусмотренных контрактом работ и материалов по указанному в контракте объекту на общую сумму 1097751,57 рублей, что составляет более 40% от цены контракта в 2646979,59, включая НДС.

При этом, каких-либо препятствий для изучения проектной и сметной документации перед заключением муниципального контракта не имелось.

При обнаружении в ходе исполнения контракта технической ошибки в сметной документации, препятствующей выполнению предусмотренного контрактом объёма работ, подрядчик не был лишён возможности в соответствии с п.1 ст.716 ГК РФ, предупредив заказчика, приостановить проведение работ. При неустранении препятствий к исполнению договора, в том числе при невнесении необходимых изменений в проектно-сметную документацию, подрядчик в силу п.2 ст.719 ГК РФ вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причинённых ему убытков.

Изменение же существенных условий контракта, при том, что изменение таких условий действующим законодательством не допускается, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции статьи в соответствии с требованиями ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Ключниковой Е.В. от 25 марта 2021 года №069/04/7.32-508/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. - оставить без изменения, жалобу заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья Н.В. Давыденко

1версия для печатиДело № 12-1724/2021 (Решение)