Судья – Рябцева А.И. Дело № 12- 1725/2016
Р Е Ш Е Н И Е
15 июня 2016 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора НОАНО «<...>» < Ф.И.О. >2 на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...>,
установил:
постановлением Министерства природных ресурсов Краснодарского края о назначении административного наказания <...>-Л от <...> юридическое лицо - <...>» (далее также – НОАНО «<...> привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Не согласивший с вышеуказанным постановлением, директор НОАНО «<...>» < Ф.И.О. >2 обратился с жалобой в Туапсинский районный суд Краснодарского края.
Решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края о назначении административного наказания <...>-Л от <...> оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, директор НОАНО «<...>» < Ф.И.О. >2 просит восстановить процессуальный срок на подачу жалобы, постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> и решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Согласно ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
В силу требований частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия решения судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> поступило в адрес НОАНО «<...>» на почтовое отделение <...>
Жалоба на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> поступила в Туапсинский районный суд - <...>
Таким образом, суд вышестоящей инстанции полагает законным и обоснованным восстановить срок на подачу апелляционной жалобы на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...>
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав директора НОАНО «<...>» < Ф.И.О. >2, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, <...> в 17 часов 50 минут в квартале 137 А, часть выдела 6 Джубгского лесничества Лермонтовского участкового лесничества арендатором по договору аренды на лесном участке <...> от <...> - НОАНО «<...>» допущено нарушение пункта 24 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...><...> «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», выразившегося в установки на арендованном лесном участке места для разведения костра в непосредственной близости к стене леса под кронами деревьев.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от <...><...> «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» (далее также – Правила) при осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Судья районного суда, оставляя постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края о назначении административного наказания <...>-Л от <...> в отношении юридического лица Научно-образовательная автономная некоммерческая организация «<...>» по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 8. 32 КоАП РФ, установлена и доказана.
Однако, указанный вывод судьи нижестоящего суда является необоснованным ввиду нижеследующего.
Согласно п. 2 ч. 1 статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, не только наличие (отсутствие) события административного правонарушения, но и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела об административном правонарушении содержатся документы, а именно: постановление о назначении административного наказания <...>-Л от <...>, протокол об административном правонарушении <...>, акт проверки <...>-К от <...>, фотографии и другие документы, представленные в районный суд заявителем директором юридического лица Научно-образовательная автономная некоммерческая организация «<...>» < Ф.И.О. >2
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства не были оценены судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Так, протокол об административном правонарушении <...> не читаем, тогда как районным судом не были истребованы у административного органа подлинные материалы по делу для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, а также не приведены обоснованные доводы о доказанности вины юридического лица.
Согласно ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судьей районного суда при принятии решения оставлены без внимания.
Анализ материалов дела позволил судье вышестоящей инстанции сделать вывод о том, что судья районного суда не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела, дав неверную оценку имеющимся в деле доказательствам, и в связи с этим преждевременно пришел к выводу о доказанности вины юридического лица Научно-образовательная автономная некоммерческая организация «Институт Здоровья».
Данные обстоятельства, являются в данном конкретном случае существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а следовательно, не позволило сделать обоснованный вывод о доказанности административным органом вмененного юридическому лицу состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебные заседания в <...>вом административный орган не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания о причинах своей неявки не сообщил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении судебного разбирательства не просил, возражения на жалобу заявителя не направлял, и по запросу суда не представил подлинник протокола об административном правонарушении, в связи с чем, судья вышестоящей инстанции пришел к выводу об отсутствии заинтересованности административного органа в доказанности вины юридического лица Научно-образовательная автономная некоммерческая организация «Институт Здоровья».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемое решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
восстановить срок на подачу апелляционной жалобы на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...>
Жалобу директора НОАНО «<...>» < Ф.И.О. >2 на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> удовлетворить.
Решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Судья Краснодарского краевого суда