Дело № 12-83/2018
Р Е Ш Е Н И Е
05 февраля 2018 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г.Владивостока Пономарева М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ООО «Управляющая компания Экосервис-ДВ» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 21.11.2017 о привлечении должностного лица – ООО «Управляющая компания Экосервис-ДВ», директора ФИО1, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 21.11.2017 должностное лицо- директор ООО «Управляющая компания Экосервис-ДВ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст.8.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо – директор ООО «Управляющая компания Экосервис-ДВ» ФИО1 подал жалобу, в соответствии с которой свою деятельность по обращению с опасными отходами во внутренних морских водах РФ заявитель ведет с 2005 года. Общество в 2005 году до начала деятельности в области обращения с отходами осуществило процедуру прохождения государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы было основным условием для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами.
В 2005-2006 годах Общество дважды проводило процедур) государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)по материалам, обосновывающим получение лицензии, второй раз в связи с изменением основных средств, используемых для транспортировки и обезвреживания отходов.
В обоих случаях по результатам ГЭЭ (заключение ПЭ № 1238-э от 20.12.2005. заключение ГГЭ №658-э от 11.08.2006 г) были выданы положительные заключения по объекту ГЭЭ со сроком действия последней до 12.08.2011 года для получения лицензии и начала планируемой деятельности, в соответствии с действующими, на то время, нормами в области лицензирования.
Для выполнения выданного предписания № or 16.12.2016 года и уточнения необходимости проведения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности в области обращения с опасными отходами действующего предприятия. ООО «Экосервие-ДВ» был заключен договор с аудиторской организацией -ООО «ПримЭКОаудит» на предмет «Деятельность ООО «Экосервис-ДВ» во внутренних морских водах и в территориальном море: в части необходимое в настоящее время прохождения Заказчиком процедуры Государственной экологической экспертизы относительно документации, обосновывающей осуществляемую им деятельность по обращению с отходами во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации».
Аудиторы в своем заключении от 15.03.2017г. № пришли к выводу, что ООО «Экосервис-ДВ» полностью и своевременно выполнил требования и нормы Федеральных законов - критериев аудита, предоставив материалы, обосновывающие намечаемую деятельность по обращению с отходами на морской акватории (внутренних морских водах, территориальном море РФ), на Государственное экологическою экспертизу, основываясь на принципах ГЭЭ до начала осуществления такой деятельности
В подтверждение исполнения выданного предписания № от 16.12.2016- в адрес Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора 18 марта 2017 г. было направлено Заключение экологического аудита. При этом ответа от Тихоокеанского морского управления не последовало, что было нами расценено как установление факта исполнения предписания. Но в выводах Акта по результатам внеплановой документарной проверки от 18.08.2017. № 214 должностные лица Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора указывают, что поскольку закончился срок действия государственной экологической экспертизы, следовательно, у ООО «Экосервис-ДВ» отсутствует заключение государственной экологической экспертизы на хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
Цель проведения экологической экспертизы - предотвращение негативного воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Выполняя требования Закона № 174-ФЗ Общество в 2005 году до начала деятельности в области обращения с отходами, а именно сбор, транспортировка, обезвреживание льяльных содовых вод, осуществило процедуру прохождения государственной экологической экспертизы по указанному виду деятельности во внутренних морских водах – акватория Японского моря.
Хотя срок последнего положительного заключения государственной экологической экспертизы истец, но законом № 174-ФЗ не предусматривается проведение повторной экологической экспертизы в случае текущей деятельности предприятия.
Полагает, что по истечении действия государственной экологической экспертизы, полученной Обществом в 2006 году, обществу не требовалось повторное прохождение государственной экологической экспертизы. Считает, что требования Тихоокеанского морского управления Федеральной службы но надзору в сфере природопользования по проведению государственной экологической экспертизы действующей хозяйственной деятельности Общества противоречит основным принципам, изложенным в законе № 173-ФЗ, в связи с чем, в действиях Общества отсутствует нарушение требований, предусмотренных ст. 8.4 КоАП РФ. Также полагают, что постановление от 21.11.2017г. нарушает положения закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.
Просит признать постановление о назначении административного наказания № от 21.11.2017 вынесенным с нарушением законодательства РФ в области государственной экологической экспертизы и отменить его.
В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания Экосервис-ДВ» в интересах ФИО1 поддержал доводы жалобы.
Представитель Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя ООО «Управляющая компания Экосервис-ДВ», проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 02.11.2017 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ПК составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица- директора ООО «Экосервис-ДВ» ФИО1 Постановлением Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2017 должностное лицо – директор ООО «Экосервис-ДВ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Согласно ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом РФ от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Пунктами 1 и 6 статьи 30 Закона N 174-ФЗ непредставление документации на экологическую экспертизу и реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы отнесены к нарушениям законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами.
Отсутствие государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, а также реализация объекта экологической экспертизы без ее положительного заключения являются нарушением законодательства об экологической экспертизе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Ст. 1 Закона N 174-ФЗ определено, что экологической экспертизой является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно п. 7 ст. 14 Закона № 174-ФЗ результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям ст. 18 названного закона.
В силу ст. 18 ФЗ № 174 Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним их обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.05.2012 N 1146-О указал, что федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией в выборе объектов экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела, в 2005-2006 годах ООО «Экосервис-ДВ» дважды проводило государственную экологическую экспертизу. В обоих случаях были выданы положительные заключения по объекту ГЭЭ.
Согласно заключению аудиторов от 25.03.2017 № ООО «Экосервис-ДВ» полностью и своевременно выполнил требования и нормы ФЗ.
П. 7 ст. 11 Закона N 174-ФЗ к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесены объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 34 Закона N 155-ФЗ все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
П. 3 и п. 4 ст. 34 Закона N 155-ФЗ предусмотрено две категории (группы) объектов государственной экологической экспертизы: - проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3 статьи 34 Закона N 155-ФЗ); план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 Закона N 155-ФЗ (пункт 4 статьи 34 Закона N 155-ФЗ).
Организации, осуществляющие погрузочно-разгрузовную деятельность опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в ст. 34 ФЗ № 155. Погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценке указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов. Согласно лицензионным требованиям к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не предусмотрено.
Суд, исследуя административный материал, полагает, что Обществу не требовалось повторное прохождение экспертизы, полученной обществом в 2016 году. Тем самым в действиях ООО «Экосервис-ДВ», а именно, должностного лица- директора ФИО1 не усматривается административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица- директора ООО «Экосервис-ДВ» ФИО2 Станиславовича на постановление Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2017 № в отношении должностного лица- директора ООО «Экосервис-ДВ» ФИО1, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.11.2017 в отношении должностного лица- директора ООО «Экосервис-ДВ» ФИО2 Станиславовича, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 ти дней в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока.
Судья Пономарева М.Ю.