ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1726/2016 от 23.11.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-1726/2016

судья: Володарец Н.М.

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - председателя правления Товарищества собственников недвижимости «Чапаева-83» ФИО1 на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 августа 2016 года по делу № 5-2343/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя правления Товарищества собственников недвижимости «Чапаева-83» (далее - ТСН «Чапаева-83») ФИО1,

установил:

Постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 августа 2016 года председатель правления ТСН «Чапаева-83» Васильева С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Васильева С.А. подала жалобу, в которой просила отменить обжалуемое постановление, как незаконное и прекратить производство по делу.

Жалоба мотивирована тем, что постановление принято с нарушением материальных норм и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что проведенная Крымтехнадзором проверка была проведена с нарушением предусмотренной законом процедуры проведения внеплановых выездных проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора). Кроме того, указывает, что постановление суда первой инстанции вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности. Судом не было учтено, что для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность и обоснованность выданного административным органом предписания.

В судебное заседание Васильева С.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.

Представитель Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Бойко Н.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, решение оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, считаю необходимым указать следующее.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, и постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. п. 4, 5 ч. 1.1).

Ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество обслуживания общего имущества по смыслу положений раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации несет организация, которой поручено обслуживание жилого дома.

Приведенные положения согласуются с содержанием статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества многоквартирного дома в число прочего включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Согласно пункту 10 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176 (далее - Правила N 170, Правила технической эксплуатации жилищного фонда), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 5.10.1 - 5.10.2 Правил N 170, содержание лифта в исправном состоянии, его безопасная эксплуатация путем организации надлежащего обслуживания и ремонта обеспечивается эксплуатирующей организацией (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации). Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает: соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; укомплектованность штата работников, связанных с эксплуатацией лифтов; допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе; проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; наличие нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации; предотвращение проникновения в помещения лифта посторонних лиц; выполнение предписаний Госгортехнадзора России и его должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями; приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию органов Госгортехнадзора России и должностных лиц в случае угрозы жизни людей; мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и несчастных случаев на лифте, содействие государственным органам, участие в техническом расследовании причин аварий и несчастных случаев на лифте, а также принимает меры по устранению указанных причин и их профилактике; анализ причин возникновения инцидента на лифте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; меры по защите жизни и здоровья работников, связанных с эксплуатацией лифтов; своевременное информирование соответствующих органов государственной власти об аварии и несчастном случае на лифте; учет аварий, инцидентов и несчастных случаев на лифте; представление в орган Госгортехнадзора России информации о количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев, причинах их возникновения и принятых мерах; страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации.

Содержащиеся в названных Правилах требования и нормативы являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Судом первой инстанции установлено, что Товарищество собственников недвижимости «Чапаева-83» зарегистрировано в качестве юридического лица (), и является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом <адрес>. Кроме того, председателем правления Васильевой С.А. данный факт не оспаривается.

Таким образом, именно на Товарищество собственников недвижимости «Чапаева-83», как на управляющую организацию, возложена обязанность по содержанию лифтов в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями, в том числе технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011.

Из материалов дела следует, что в период с 08.02.2016 года по 11.02.2016 год Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка в отношении Товарищества собственников недвижимости «Чапаева-83», при которой были выявлены нарушения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации.

В связи с чем, 11 февраля 2016 года государственным инспектором отдела по надзору за подъёмными сооружениями и сосудами, работающими под давлением, было выдано предписание об устранении нарушений требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» (л.д. 68-69). Предписание вручено председателю правления ТСН «Чапаева-83» 11.02.2016 г.

В период с 11.04.2016 года по 15.04.2016 год Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым было проведено контрольное обследование, при котором выявлено, что обязательные к выполнению пункты 1,2,6,7 предписания от 11 февраля 2016 года не выполнены, в связи, с чем в отношении председателя правления Товарищества собственников недвижимости «Чапаева-83», Васильевой С.А. был составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2016 года по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о проведении Крымтехнадзором проверки с нарушением предусмотренной законом процедуры проведения внеплановых выездных проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора) несостоятельны в силу следующего.

Статьей Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ), установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, определенный в статье 2 настоящего Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах Российской Федерации", особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): 1) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией; 2) лицензионный контроль; 3) экспортный контроль; 4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций; 5) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; 6) федеральный государственный надзор в области связи; 7) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной <адрес>; 8) государственный надзор в сфере рекламы; 9) федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта); 10) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения; 11) федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности; 12) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 13) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; 14) государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; 15) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности; 16) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений; 17) федеральный государственный пожарный надзор; 18) государственный строительный надзор; 19) государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; 20) государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 21) государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов); 22) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр; 23) федеральный государственный надзор за проведением лотерей; 24) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций; 25) региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль; 27) государственный контроль (надзор) в сфере образования; 28) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов; 29) федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц; 30) государственный экологический надзор; 31) государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль; 32) государственный контроль (надзор) в свободной экономической зоне; 33) федеральный государственный пробирный надзор; 34) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств; 35) государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов; 36) федеральный государственный надзор за деятельностью религиозных организаций.

При этом частью 5 статьи 22 вышеупомянутого Закона N 377-ФЗ, установлено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пять рабочих дней. Указанные положения не применяются при проведении внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной <адрес>.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.3.69 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (действовавшего на момент назначения и проведения проверки; постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 645 данный пункт был исключен) Минэкономразвития осуществляет согласование проведения внеплановых проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя.

В этой связи, данная проверка была проведена на основании Приказа Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым № 106 от 22 марта 2016 года и согласована с Министерством экономического развития Российской Федерации, о чем свидетельствует письмо № Д09и-1588 от 31.03.2016 года (л.д. 9-13).

С учетом изложенного, проведение внеплановой проверки на территории Республики Крым до 07.07.2016 возможно было осуществлять по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Каких-либо доказательств принятия председателем правления ТСН «Чапаева-83» Васильевой С.А. всех зависящих от нее мер для выполнения требований предписания органа, осуществляющего государственный надзор, в материалах дела не имеется.

В целях исполнения требований предписания председатель правления ТСН «Чапаева-83» Васильева С.А. не обращалась к административному органу о продлении срока исполнения предписания ввиду отсутствия возможности устранения выявленных нарушений. Доказательств обратного не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание административного органа об устранении нарушений законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о привлечении должностного лица к административной ответственности за пределами срока давности несостоятельны в силу следующего.

Частью 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, исходя из санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Доводы жалобы не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.

Руководствуясь ч.1 ст.29.10, ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 августа 2016 года по делу № 5-2343/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя правления Товарищества собственников недвижимости «Чапаева-83» ФИО1 – оставить без изменения, жалобу председателя правления ТСН «Чапаева-83» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Хожаинова