ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-172/19 от 05.06.2019 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

05 июня 2019 года город Иркутск

Судья Куйбышевского районного суда города Иркутска Кузнецова Н.Н.,

с участием защитников АО Авиакомпания «ИрАэро»: Ветрова П.В. - по доверенности от 14.05.2019 № б/н, Адамия Г.Р. - по доверенности от 04.03.2019, помощника Байкало-Ангарского транспортного прокурора Бянова В.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела №12-172/2019 по жалобе законного представителя акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро» генерального директора Лапина Юрия Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 30 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении:

юридического лица – Акционерного общества «Авиакомпания ИрАэро» (ИНН 3808091156, ОГРН 1033841003173), место нахождения: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Советская, дом 139А, генеральный директор Лапин Ю.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 30 января 2019 года Акционерное общество Авиакомпания «ИрАэро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, генеральный директор АО «Авиакомпания ИрАэро» Лапин Ю.В., являясь законным представителем общества, обратился в Куйбышевский районный суд г.Иркутска с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 30.01.2019 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях общества состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что мировым судьёй не было предпринято каких-либо мер для быстрого извещения представителя АО Авиакомпания «ИрАэро».

Более того, АО Авиакомпания «ИрАэро» 30.01.2019 осуществлён телефонный звонок мировому судье с/у № 9 с целью ознакомления с датой, временем и местом рассмотрения дела. Сотрудниками канцелярии суда предоставлена информация о том, что судебное заседание состоится 30 января 2019 г. в 14.00 часов. В этот же день АО Авиакомпания «ИрАэро» подано ходатайство об отложении судебного заседания от 30.01.2019 г. № 04.20-0295 с отметкой суда о принятии, однако судом данное ходатайство оставлено без рассмотрения.

По смыслу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами являются фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица.

Мировой судья в постановлении от 30.01.2019 г. указала, что пассажирами задержанного рейса № 866 от 08.12.2018 заключены договоры воздушной перевозки по маршруту «Хайкоу – Казань», в подтверждение чего им выданы авиабилеты (электронные билеты).

Однако, АО Авиакомпания «ИрАэро» ни с кем из пассажиров указанного рейса договор воздушной перевозки не заключался. Более того, в материалах дела отсутствуют данные авиабилеты, подтверждающие заключение договора воздушной перевозки.

Рейс № 866 от 0812.2018 по маршруту «Хайкоу – Казань» отменён в связи с задолженностью ООО «Эверэйт» перед АО Авиакомпания «ИрАэро» по Агентскому соглашению № 679/18 от 01.08.2018 г. (далее – Соглашение), по которому ООО «Эверэйт» выкупает «жёсткий» - блок мест на рейсах, осуществляемых на воздушных судах Авиакомпании, по программе перевозок согласно данному соглашению.

Согласно пункту 5.10 соглашения, при невыполнении, не своевременном выполнении или невыполнении в полном объёме Агентом (ООО «Эверэйт») принятых на себя обязательств по оплате (в том числе, оплате сумм обеспечения), авиакомпания вправе приостановить выполнение рейсов. В этом случае вся ответственность по урегулированию претензий третьих лиц (в том числе, пассажиров) ложится на Агента.

Задолженность ООО «Эверэйт» перед АО авиакомпания «ИрАэро» на момент приостановления полётов составляла порядка 2 миллионов долларов США, что является значительным ущербом для деятельности авиакомпании. Дальнейшее невыполнение условий Соглашения со стороны ООО «Эверэйт», а, соответственно, увеличение долга могло привести к сбою в работе Авиакомпании и приостановлению обслуживания ВС в аэропортах, используемых в своей деятельности авиакомпанией. Таким образом, руководством АО Авиакомпания «ИрАэро» принято решение о приостановлении полётов по Соглашению с ООО «Эверэйт».

АО авиакомпания «ИрАэро» считает, что мировым судьёй нарушены положения ст.1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности. На основании изложенного, просит суд постановление от 30.01.2019 года отменить, производство по делу прекратить.

Определением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 23 мая 2019 г. в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ АО Авиакомпания «ИрАэро» восстановлен пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления мирового судьи судебного участка №9 Куйбышевского района г. Иркутска от 30.01.2019 года.

В судебное заседание законный представитель АО Авиакомпания «ИрАэро» - генеральный директор Лапин Ю.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, согласно представленного в дело ходатайства просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием защитников Ветрова П.В., Адамия Г.Р., в связи с чем, настоящее дело в соответствии с п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие законного представителя АО Авиакомпания «ИрАэро» - генерального директора Лапина Ю.В., с участием защитников Ветрова П.В., Адамия Г.Р.

В судебном заседании защитники АО Авиакомпания «ИрАэро» Ветров П.В., Адамия Г.Р. доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на её удовлетворении, просят суд постановление в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» от 30.01.2019 отменить по изложенным в жалобе доводам, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник Ветров П.В. пояснил суду по существу заявленной жалобы, что авиакомпания не имела возможности осуществить обратный рейс в связи с отсутствием оплаты со стороны агента и необходимостью заправки ВС. Себестоимость одного рейса составляет около 15 млн. руб. Задолженность агента на момент остановки программы полётов составляла более 2 млн. долларов США. Помимо заправки необходимо оплачивать различные аэропортовые сборы, аэропортовое и наземное обслуживание, обработку противообледенительной жидкостью, техническое обслуживание ВС в аэропорту прибытия и т.д.

На момент остановки программы АО Авиакомпания «ИрАэро» предприняло все возможные меры для того, чтобы не допустить возникновение создавшейся ситуации. Авиакомпания уведомила о невозможности вывоза туристов Федеральное агентство воздушного транспорта РФ и Федеральное агентство туризма РФ.

Перевозчик не исполнил взятые на себя обязательства не в целях злого умысла или желания финансового обогащения, а действовал в состоянии крайней необходимости, так как изменение финансирования других программ в пользу приостановленной программы привело бы к сбою работы всей авиакомпании. А это – задержки и отмены других рейсов, нарушение обязательств перед контрагентами и пассажирами. Работа авиакомпании является сложным механизмом, более сложным, чем управление самолётом и состоит из множества взаимосвязанных процессов. Остановка одного из действующих процессов привела бы к остановке всего механизма.

У руководства компании помимо обязательств по зарплате, ведению хозяйственной деятельности есть также социальная ответственность. В авиакомпании работает около тысячи человек, у которых есть семьи и дети, обязательства по кредитам и т.п.

Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости и т.д.

АО Авиакомпания «ИрАэро» лишено права на защиту, так как не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела.

В материалах дела нет ни одного подтверждения вручения повестки АО Авиакомпания «ИрАэро» и извещения его надлежащим образом. В материалах дела имеется отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66401130215252, в котором указано, что 16.01.2019 уведомление выслано обратно отправителю. 15.01.2019 в ОПС-9 работником канцелярии АО Авиакомпания «ИрАэро» при визите в ОПС-9 подано заявление о переадресации почтовых отправлений по адресу: г. Иркутск, пер. Мопра, дом 3А. Судебное извещение работнику канцелярии АО Авиакомпания «ИрАэро» никто не вручал и не предлагал получить. Из этого следует, что лицо, привлекаемое к ответственности, от получения судебного извещения не отказывалось.

В постановлении от 30.01.2019 года указано, что представитель АО Авиакомпания «ИрАэро» извещён в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции, что не соответствует действительности.

Конверт с повесткой не распакованный находится в материалах дела, так как возвращён в суд 17.01.2019. Несмотря на положения п. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, суд посчитал это надлежащим уведомлением и рассмотрел дело в отсутствие представителя АО Авиакомпания «ИрАэро», чем было нарушено право на защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Также защитник АО Авиакомпания «ИрАэро» собирался заявить ходатайство при рассмотрении дела о вызове свидетелей, о приобщении документов, т.к. имеются доказательства невиновности АО Авиакомпания «ИрАэро», которые он собирался представить в судебном заседании.

Водитель АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>19. 30.01.2019 с 12 до 13 часов до судебного заседания доставил в канцелярию судебного участка № 9 ходатайство об отложении судебного заседания, так как о судебном заседании защитник АО Авиакомпания «ИрАэро» узнал только 30.01.2019 и времени на подготовку, сбор доказательств невиновности и выработку правовой позиции у него не было.

В нарушение правил п. 1, 2 ст. 24.4 КоАП РФ определения о рассмотрении ходатайства АО Авиакомпания «ИрАэро» об отложении судебного заседания в материалах дела нет.

Мировым судьёй не выполнены требования ст.ст. 24.1, 29.1 КоАП РФ, а суд первой инстанции не дал возможности АО Авиакомпания «ИрАэро» давать пояснения по делу, представлять доказательства.

Проверив в соответствии с требованиями п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитников Ветрова П.В., Адамия Г.Р., допросив свидетелей <ФИО>20 судья находит постановление мирового судьи от 30.01.2019 законным, обоснованным, а жалобу заявителя – не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу части 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе прочего, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Изучение материалов дела показало, что мировой судья верно установил юридически значимые факты и обстоятельства по настоящему административному делу, имеющие значение для правильного разрешения дела, обосновал свои выводы о виновности юридического лица АО Авиакомпания «ИрАэро» ссылками на доказательства, которым дала надлежащую оценку.

В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

На основании ст. 3 ФЗ РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности определён как вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Частью 2 статьи 3 ФЗ РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ установлено, что под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с п. 22 ст. 12 ФЗ РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно ст. 4 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого постановлением Правительства РФ № 457 от 05.05.2012 г., лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ;

б) наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом лётной годности в количестве, достаточном (с учётом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно ч. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно ст. 2 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. № 82, указанные Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее – багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее – груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее – перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее –чартерные рейсы).

Согласно п. 4 Федеральных авиационных правил, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее – правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил, перевозчик организует, обеспечивает и выполнят перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности и их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее – уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее – обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе, другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза. Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Согласно п. 7 Федеральных авиационных правил, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе РФ, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

В соответствии с п. 72 ФАП, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

Согласно ст. 105 Воздушного кодекса РФ, воздушная перевозка осуществляется в соответствии с договором, заключаемым пассажиром с авиаперевозчиком. Этот договор удостоверяется билетом, в котором указываются основные условия договора.

Согласно п. 2 Приказа Минтранса РФ от 12.12.2011 № 310 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии», расписание регулярных воздушных перевозок пассажиров определяет состав и описание услуг по регулярным воздушным перевозкам пассажиров, предлагаемым перевозчиком физическим или юридическим лицам.

В силу п. 76 ФАП, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полётов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, системный анализ выше приведённых норм указывает на то, что на авиаперевозчике лежит обязанность по формированию расписания (графика оборота судов) регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программы выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.

Обязанность перевезти пассажира в сроки, указанные в договоре воздушной перевозки (расписании, билете, плане чартерных перевозок) возникает у перевозчика с момента заключения договора воздушной перевозки.

При этом, в целях организации, обеспечения и выполнения перевозки пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами, авиаперевозчик вправе передать обязанности или их по договору воздушной перевозки другому лицу, в том числе, другому перевозчику, являясь в данном случае ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение авиаперевозчиком лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства в части обеспечения регулярности полётов.

Согласно Уставу АО Авиакомпания «ИрАэро», утверждённому протоколом №2 заседания Совета директоров от 14.08.2015 общество осуществляет деятельность по выполнению авиационных перевозок и работ на воздушном транспорте (п. 4.4 Устава).

АО Авиакомпания «ИрАэро» имеет лицензию на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров № ПП 0020 от 06 июля 2015 г., выданную Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ.

Из материалов административного дела явствует, что согласно постановлению заместителя Байкало-Ангарского транспортного прокурора Стреляева А.И. от 11.12.2018 в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» возбуждено производство об административном правонарушении по части 3 статье 14.1.2 КоАП РФ. Из данного постановления от 11.12.2018 следует, что в соответствии с расписанием пассажирский рейс № IO-866 по маршруту «Хайкоу-Казань» АО Авиакомпания «ИрАэро» должен был вылететь из аэропорта г. Хайкоу (Киайская народная республика) 08 декабря 2018 г. в 07 часов 50 минут местного времени г. Хайкоу. Однако, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате перевозки пассажиров со стороны заказчика (организатора рейса) туроператора ООО «Тревел Дизайнерс» перед АО Авиакомпания «ИрАэро», с 07 декабря 2018 г. АО Авиакомпания «ИрАэро» приостановило программу полётов из г. Хайкоу.

Таким образом, рейс № IO-866 по маршруту «Хайкоу-Казань» АО Авиакомпания «ИрАэро» в установленное расписанием время не осуществлён и до настоящего времени 363 пассажира рейса № IO-866 ожидают вылета в г. Хайкоу.

В ходе проверки установлено, что пассажирами задержанного рейса № IO-866 от 08.12.2018 заключены договоры воздушной перевозки по маршруту «Хайкоу-Казань», в удостоверение чего им выданы авиабилеты (электронные билеты). Между тем, АО Авиакомпания «ИрАэро» указанный рейс в соответствии с имеющимся расписанием движения воздушных судов не выполнен, что является нарушением п. 72 ФАП-82 и, как следствие, ведёт к нарушению подп. «в» п. 4 «Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров».

Факт задержки рейса перевозчиком не опровергается, что подтверждается информацией АО Авиакомпания «ИрАэро» от 11.12.2018.

Таким образом, указанным постановлением заместителя Байкало-Ангарского транспортного прокурора Стреляева А.И. от 11.12.2018 установлено, что АО Авиакомпания «ИрАэро» нарушило требования п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. № 82, требования подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, вследствие чего совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, квалифицируемое как осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выразившееся в невыполнении пассажирского рейса № IO-866 по маршруту «Хайкоу-Казань» в соответствии со сформированным расписанием движения воздушных судов и планом чартерных перевозок.

Административное правонарушение совершено 08.12.2018 в 07 часов 51 мин., то есть в момент времени, когда авиаперевозчик не исполнил взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров.

Местом совершения правонарушения является юридический адрес АО Авиакомпания «ИрАэро»: г. Иркутск, ул. Советская, д. 139 А.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 30 января 2019 года акционерное общество Авиакомпания «ИрАэро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные согласно постановления заместителя Байкало-Ангарского транспортного прокурора Стреляева А.И. от 11.12.2018 о возбуждении административного производства в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» объективно подтверждаются: распечаткой уведомления АО Авиакомпания «ИрАэро» о приостановлении программы полётов в Хайкоу в связи с неуплатой туроператора «Жемчужная река» (л/д. 15); расписанием АО Авиакомпания «ИрАэро» по рейсу № IO-866 по маршруту «Хайкоу-Казань» (л.д. 16-17); распечаткой с сайта АО Авиакомпания «ИрАэро» о статусе недоступной услуги по расписанию – маршрут «Хайкоу-Казань» (л/д. 18); копией лицензии на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров № ПП 0020 от 06 июля 2015 г., выданной Федеральным агенством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (л/д. 19); Уставом АО Авиакомпания «ИрАэро» (л/д. 20-31); сведениями юр.лице АО Авиакомпания «ИрАэро» по состоянию на 11.12.2018 (л/д. 32-38); представлением прокурора Лазовского Д.В. от 11.12.2018 (л.д.39-41); объяснением менеджера по работе с авиакомпаниями ООО «Центральное агенство воздушного сервиса» Таций И.П. от 08.12.2018 (л.д. 45); письмом и.о.генерального директора АО Авиакомпания «ИрАэро» Панфилова В.Г. от 07.12.2018 (л.д. 43-44).

Проанализировав письменные доказательства по данному административному делу в совокупности с письменными доказательствами в деле, каких-либо оснований сомневаться в законности и правомерности вынесенного постановления от 30.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» судья не находит.

Доводы жалобы о том, что АО Авиакомпания «ИрАэро» ни с кем из пассажиров указанного рейса договор воздушной перевозки не заключался, более того, в материалах дела отсутствуют данные авиабилеты, подтверждающие заключение договора воздушной перевозки; рейс № 866 от 08.12.2018 по маршруту «Хайкоу – Казань» отменён в связи с задолженностью ООО «Эверэйт» перед АО Авиакомпания «ИрАэро» по Агентскому соглашению № 679/18 от 01.08.2018 (далее – Соглашение), по которому ООО «Эверэйт» выкупает «жёсткий» - блок мест на рейсах, осуществляемых на воздушных судах Авиакомпании, по программе перевозок согласно данному Соглашению; по условиям пункта 5.10 Соглашения, при невыполнении, не своевременном выполнении или невыполнении в полном объёме Агентом (ООО «Эверэйт») принятых на себя обязательств по оплате (в том числе, оплате сумм обеспечения), Авиакомпания вправе приостановить выполнение рейсов, в этом случае вся ответственность по урегулированию претензий третьих лиц (в том числе, пассажиров) ложится на Агента; дальнейшее невыполнение условий Соглашения со стороны ООО «Эверэйт», а, соответственно, увеличение долга могло привести к сбою в работе Авиакомпании и приостановлению обслуживания ВС в аэропортах, используемых в своей деятельности Авиакомпанией, в связи с чем, руководством АО Авиакомпания «ИрАэро» принято решение о приостановлении полётов по Соглашению с ООО «Эверэйт», судья отклоняет как не влияющие на законность и обоснованность вынесенного постановления от 30.01.2019, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.

Из уведомления и.о.генерального директора АО Авиакомпания «ИрАэро» Панфилова В.Г. от 07.12.2018, направленного в адреса руководителя Федерального агентства воздушного транспорта РФ Нерадько А.В., руководителя Фдерального агентства по туризму РФ Сафонова О.П., следует, что в адрес указанных лиц сообщено, что в связи с образовавшейся задолженностью за фактически выполненные рейсы в Хайкоу и Санью, принимая во внимание систематические нарушения графика платежей и погашения задолженности туроператором ООО «Тревел Дизайнерс», работающим под брендом «Жемчужная река», учитывая отсутствие оплаты за предстоящие авиарейсы, с 20.00 по мск. времени 07.12.2018 авиакомпания «ИрАэро» прекращает (отменяет) программу полётов в Санью и Хайкоу, а также аннулирует ранее оформленные авиабилеты туристов «Жемчужной реки» по всем ранее согласованным маршрутам, в том числе, Хабаровск, Челябинск, Уфа, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Кемерово, Москва до полного погашения существующей задолженности.

Со своей стороны, Авиакомпания «ИрАэро» предпринимала все необходимые меры для не допущения отмены полётной программы, в том числе ожидала до 20.00 по мск. времени 07.12.2018 (время закрытия банка) поступления обещанного платежа туроператора ООО «Тревел Дизайнерс» («Жемчужная река») согласно ранее предоставленному платёжному графику, чего не случилось. В 21.00 по оперативным каналам связи оперативному дежурному Росавиации сообщена информация о текущей ситуации и отмене предстоящих авиарейсов.

В подтверждение факта наличия задолженности туроператора перед авиакомпанией защитниками Авиакомпании представлены счета-фактуры с приложением актов к ним, соответственно: от 28.11.2018 г. – на сумму 15 056 152,02 руб., 29.11.2018 г. – на сумму 12 213 833,76 руб., 30.11.2018 г. – на сумму 15 023 280,10 руб., от 30.11.2018 г. – на сумму 13 817 867,42 руб., от 03.12.2018 г. – на сумму 17 189 528,53 руб., от 03.12.2018 г. – на сумму 7 489 290,19 руб., от 04.12.2018 г. – на сумму 14 946 150,57 руб., от 05.12.2018 г. – на сумму 14 981 006,54 руб., от 06.12.2018 г. – на сумму 12 186 662,53 руб., от 08.12.2018 г. – на сумму 6 938 846,69 руб.

Между тем, указанная сложившаяся ситуация в сфере обслуживания воздушных перевозок по причине наличия задолженности туроператора не снимает с перевозчика установленной законом ответственности, поскольку в соответствии с п. 4 Федеральных авиационных правил установлено, что правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза; в соответствии с п. 6 ФАП перевозчик вправе передать обязанности и их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее – уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее – обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе, другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Согласно действующему законодательству перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза (п. 7 ФАП) и в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов (п. 72 ФАП).

Таким образом, с учётом установленных обстоятельств дела прокурор правильно установил наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, совершённого АО Авиакомпания «ИрАэро», что выразилось в бездействии при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также наличие субъективной стороны указанного правонарушения – что выразилось в умышленном прекращении осуществления рейсов в расчёте на получение образовавшейся задолженности от туроператора ООО «Тревел Дизайнерс» («Жемчужная река»).

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с доводами защитника о наличии в действиях АО Авиакомпания «ИрАэро» признаков крайней необходимости, судья не находит оснований для применения в данном случае положений статьи 2.7 КоАП РФ к правонарушению, совершённому АО Авиакомпания «ИрАэро», так как действия авиаперевозчика по отмене объявленных рейсов после производства агентом продажи билетов пассажирам рейса по поручению перевозчика без предварительного прогноза сложившейся экономической ситуации в сфере деятельности Общества по оказанию услуг по воздушным перевозкам, даже при наличии задолженности туроператора, не свидетельствует о действии АО Авиакомпания «ИрАэро» в состоянии крайней необходимости.

Рассматривая довод жалобы и позиции защитника Ветрова П.В. о ненадлежащем извещении АО Авиакомпания «ИрАэро» о дате рассмотрения дела на 30.01.2019, 14.00 часов и о не разрешении мировым судьёй письменного ходатайства защитника об отложении судебного заседания от 30.01.2019, судья находит указанный довод не влияющим на законность вынесенного по делу постановления.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Из материалов дела явствует, что на момент судебного разбирательства 30.01.2019 мировым судьёй получен почтовый конверт на имя АО Авиакомпания «ИрАэро» с отметкой от 17.01.2019 о возврате за истечением срока хранения, что в соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 расценено мировым судьёй как отказ, уклонение адресата от принятия судебной повестки, несмотря на то, что законный представитель общества знал о том, что в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» составлен протокол об административном правонарушении с указанием о рассмотрении материалов по факту правонарушения мировым судьёй.

Доводы защитника Ветрова П.В. о том, что 15.01.2019 в ОПС-9 работником канцелярии АО Авиакомпания «ИрАэро» <ФИО>18 при визите в ОПС-9 подано заявление о переадресации почтовых отправлений по адресу: г. Иркутск, пер. Мопра, дом 3А; судебное извещение работнику канцелярии АО Авиакомпания «ИрАэро» никто не вручал и не предлагал получить, из чего следует, что лицо, привлекаемое к ответственности, от получения судебного извещения не отказывалось, судья находит голословными и опровергаемыми наличием в материалах дела вернувшегося почтового конверта с отметкой – возврат за истечением срока хранения. Какая-либо информация, фиксирующая звонок представителя авиакомпании 30.01.2019 на судебный участок № 9 накануне судебного заседания, в материалах дела отсутствует.

Показания свидетеля <ФИО>15, которая допрошена по ходатайству защитника Ветрова П.В. о том, что 15.01.2019 доставила в почтовое отделение № 9 г. Иркутска 15.01.2019 заявление о переадресации почтовой корреспонденции для АО «Авиакомпания «ИрАэро» с юридического адреса: г. Иркутск, ул.Советская, 139 А по адресу фактического места нахождения АО Авиакомпания «ИрАэро»: г.Иркутск, переулок Мопра, 3. В момент нахождения <ФИО>21И. в ОПС № 9 почтовое отправление из 9 судебного участка Куйбышевского района г.Иркутска находилось в ОПС № 9, не могут свидетельствовать о том, что почтовое извещение не направлено в адрес юридического лица. Обязанность по извещению юридического лица о времени и месте дела об административном правонарушении выполнена. Зная о том, что заместителем Байкало-Ангарского транспортного прокурора 11.12.2018 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, АО Авиакомпания «ИрАэро» имело возможность получить почтовое извещение, а также узнать о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по средствам сети интренет или телефонного сообщения.

АО Авиакомпания «ИрАэро» в адрес мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска ходатайство о направлении извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по иному адресу, не указанному в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.12.2018 не подавало, в адрес мирового судьи указанное ходатайство не поступало.

30.01.2019 г. мировым судьёй судебного участка № 9 принято постановление о назначении АО Авиакомпания «ИрАэро» административного наказания по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

После вынесения мировым судьёй постановления от 30.01.2019 в материалы дела представлено ходатайство генерального директора Лапина Ю.В. об отложении судебного заседания от 30.01.2019, зарегистрированное под вх. № 389 30.01.2019 г. (л.д. 59-60).

Ссылки защитников Ветрова П.В. и Адамия Г.Р. о представлении мировому судье до судебного заседания 30.01.2019 ходатайства об отложении судебного заседания не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Так, при поверке заявленного довода жалобы судом допрошен свидетель <ФИО>7

В судебном заседании 23.05.2019 г. свидетель <ФИО>7, будучи предупрежденный об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, пояснил суду, что 30.01.2019 г. в период времени с 12.00 до 13.00 час. привозил на 9-й судебный участок Куйбышевского района г. Иркутска по поручению юрисконсульта АО «ИрАэро» ходатайства об отложении судебного заседания, которое должно было состояться 30.01.2019 в 14.00 часов. Им подано ходатайство секретарю участка № 9, о чём на копии ходатайства поставлена печать с отметкой, копию он вернул в юридический департамент АО «ИрАэро». При прохождении пункта досмотра на судебный участок предъявлял паспорт, регистрацию проводили или нет, пояснить не может, так как не видел, что делал пристав.

Между тем, из карточки посетителя от 30.01.2019 за подписью судебного пристава по ОУПДС <ФИО>22., обслуживающего судебные участки мировых судей по ул. Байкальская, 291, установлено, что на судебный участок № 9 в 16.30 часов 30 января 2019 г. пропущен гражданин Адамия Г.Р. по удостоверению личности – паспорту <данные изъяты> зарегистрированный как посетитель № 172 (л.д. 77-78).

Из сообщения судебного пристава по ОУПДС явствует, что согласно данным базы АРМ «СП по ОУПДС – Пост № 1» (регистрация граждан, пребывающих в судебные участки мировых судей Октябрьского и Куйбышевского районов г.Иркутска, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291, 30.01.2019 <ФИО>7 в судебные участки мировых судей не регистрировался и не проходил.

Из объяснительной помощника мирового судьи судебного участка № 9 <ФИО>23В. следует, что 30.01.2019 в период времени с 16 часов 30 минут по 16 часов 40 минут поступили ходатайства об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро», которые зарегистрированы под входящими номерами № 388, № 389 и переданы сукретарю судебного заседания для приобщения к материалам дел. Более никаких ходатайств от АО Авиакомпания «ИрАэро» 30.01.2019 не поступало.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что показания свидетеля <ФИО>24. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаю факт доставки им 30.01.2019 г. в период времени с 12.00 до 13.00 час. на 9-й судебный участок Куйбышевского района г. Иркутска по поручению юрисконсульта АО «ИрАэро» ходатайства об отложении судебного заседания.

Кроме того, из совокупности письменных доказательств, представленных защитниками АО Авиакомпания «ИрАэро», в судебное заседание при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 30.01.2019 судья не усматривает каких-либо оснований для отмены постановления, а потому ссылки защиты на нарушение мировым судьёй права на защиту общества в связи с лишением возможности представить доказательства по делу судьёй также отклоняются как несостоятельные, не влияющие на законность выводов мирового судьи.

Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, с учётом установленных фактических обстоятельств по делу, судья находит, что мировым судьёй в принятом постановлении от 30.01.2019 верно квалифицированы действия АО Авиакомпания «ИрАэро» по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Учитывая то, что выявленные нарушения требований п. 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 г. № 82, требований подп. «в» п. 4 Положения о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров, имели место со стороны АО Авиакомпания «ИрАэро», судья приходит к выводу, что доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятого по делу постановления.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных должностным лицом обстоятельств и получению иного правового результата по делу.

Действия АО Авиакомпания «ИрАэро» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Административное наказание назначено АО Авиакомпания «ИрАэро» в пределах санкции статьи 14.1.2. части 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении АО Авиакомпания «ИрАэро» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Совершенное АО Авиакомпания «ИрАэро» правонарушение не может быть расценено как малозначительное, в состоянии крайней необходимости, оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Поскольку мировым судьёй правомерно, с соблюдением требований закона, установлена вина АО Авиакомпания «ИрАэро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, доводы жалобы о неверной оценке обстоятельств дела при вынесении постановления не нашли своего подтверждения, оснований для отмены постановления в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» судья апелляционной инстанции не усматривает.

Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Каких-либо законных оснований для отмены постановления судом не установлено. Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления в ходе производства по делу, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьёй допущено не было, поэтому постановление от 30 января 2019 в отношении АО Авиакомпания «ИрАэро» является законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба законного представителя АО Авиакомпания «ИрАэро» генерального директора Лапина Ю.В. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Куйбышевского района г. Иркутска от 30 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Авиакомпания ИрАэро» (ИНН 3808091156/1033841003173) оставить без изменения, а жалобу законного представителя Акционерного общества «Авиакомпания ИрАэро» генерального директора Лапина Юрия Владимировича - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в течение 10 дней с момента получения копии решения суда в порядке, установленном ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья: Н.Н. Кузнецова